Слайд 1
Составить и записать словосочетание с данными на доске словами так,
чтобы было ясно значение данных слов.
1 группа – корень, крыло,
жёсткий;
2 группа – фигура, площадь, мелкий;
3 группа – линия, команда, крутой.
Слайд 2Синтаксис- это раздел науки о языке, который изучает словосочетание, предложение
и текст.
Слайд 3Словосочетание.
Способы связи слов в словосочетании.
Слайд 4Цели урока:
-закрепить и систематизировать знания учащихся о словосочетании как синтаксической
единице;
-развивать умение выделять словосочетания из предложения;
-познакомить учащихся с
разными видами подчинительной связи.
Слайд 5Словосочетание –
это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг
с другом по
смыслу и грамматически.
Слайд 6Словосочетание состоит из
Главного и зависимого слов
Зависимое слово связывается с главным
по смыслу и грамматически.
Смысловая часть устанавливается по вопросам (от главного
к зависимому).
Грамматическая выражается с помощью окончания и предлога.
Слайд 7Словосочетание
называет
предметы, действия, признаки
состоит
из главного и зависимого слов,
является
строительным материалом для
предложения.
Слайд 8Любое ли сочетание слов является словосочетанием?
1.
а) на письменном
столе
б) корабль отплыл
в) громко засмеялся
г) прыгнули с моста
Слайд 9Не являются словосочетанием
грамматическая основа - подлежащее и сказуемое:
пришла пора; мы
будем веселиться; парк красив; настанет лето и т.п.
Слайд 10Любое ли сочетание слов является словосочетанием?
2.
а) постучать в дверь
б) жить по-новому
в) из-за опоздания
г) в первых рядах
Слайд 11Не являются словосочетанием
сочетания самостоятельного слова со служебным:
около подъезда, перед
снегопадом, мимо клумбы, в течение урока, во время каникул, пусть
говорят, давайте запишем и т.п.
Слайд 12Любое ли сочетание слов является словосочетанием?
3.
а) платье в
клетку
б) проснуться утром
в) пропущенный урок
г) бить баклуши
Слайд 13Не являются словосочетанием
сочетания слов в составе фразеологизмов:
нести околесицу, с гулькин
нос,
притча во языцех, разделать под
орех, шарашкина контора, на
кудыкину гору и
т.п.
Слайд 14Любое ли сочетание слов является словосочетанием?
4.
а) будем работать
б) сидел молча
в) сомневаться в сказанном
г) за интересной книгой
Слайд 15Не являются словосочетанием
составные словоформы:
более светлый, менее трудно, будет ходить,
лучше всех, важнее всего.
Слайд 16Не являются словосочетанием
Грамматическая основа - подлежащее и сказуемое
Сочетания самостоятельного слова
и служебного
Сочетания слов в составе фразеологизмов
Составные словоформы
Слайд 17Способы
подчинительной связи между словами в словосочетаниях
Согласование
Управление
Примыкание
Слайд 18
Согласование –
такой способ подчинительной связи слов, при котором зависимое
слово уподобляется главному в формах рода, числа и падежа:
молодая березка, в кипящую воду, о нашем друге, первому снегу и т.п.
Слайд 19
Согласование
Главное слово:
имя существительное.
Зависимое слово:
имя прилагательное,
местоимение,
порядковое
числительное.
Слайд 20
Управление –
такой способ подчинительной связи слов, при котором главное
слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом
или без предлога:
рубить (что?) дрова; веря (во что?) в дружбу; доволен (кем?) тобой; связанный (из чего?) из шерсти; двое (из кого?) из них и т.п.
Слайд 21
Управление
Главное слово:
глагол,
причастие, деепричастие,
существительное,
прилагательное,
числительное.
Зависимое слово:
имя
существительное,
местоимение,
числительное.
Слайд 22
Примыкание –
такой способ подчинительной связи слов, при котором зависимое
слово связано с главным только по смыслу и интонационно:
внимательно слушать; собираться уехать; идти, не оглядываясь; яйца всмятку; желание учиться; цвета беж; юбка мини и т.п.
Слайд 23
Примыкание
Главное слово:
глагол,
причастие, деепричастие,
наречие,
существительное,
прилагательное.
Зависимое слово:
наречие,
деепричастие,
инфинитив,
сравнительная форма,
неизменяемое
прилагательное,
притяжательное
местоимение.
Слайд 24Выпишите из предложения все словосочетания, укажите в них вид подчинительной
связи.
Зари багровой полоса объемлет ярко небеса.
Слайд 25Цели урока:
-закрепить и систематизировать знания учащихся о словосочетании как синтаксической
единице;
-развивать умение выделять словосочетания из предложения;
-познакомить учащихся с
разными видами подчинительной связи.
Слайд 26
Д.З.
$ 18 – теория,
- Упр.132 – выписать из первого
предложения все возможные словосочетания
1 группа + разбор под №
2.
2 группа + разбор под № 1.
3 группа + разбор под № 3.