Разделы презентаций


Презентация на тему Сложноподчинённое предложение

Презентация на тему Сложноподчинённое предложение из раздела Разное. Доклад-презентацию можно скачать по ссылке внизу страницы. Эта презентация для класса содержит 32 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь удобным проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций TheSlide.ru в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Текст слайда:


Составила: учитель русского
языка МОУ «СОШ №7» г. Лысьва
Кандакова Нина Геннадьевна

Сложноподчинённое предложение


Слайд 2
Текст слайда:

Сложные предложения ( две или несколько основ)

по наличию союза

Союзные бессоюзные (БСП)
[ ] , [ ]
по значению союза

Сложносоч. Сложноподч.
ССП СПП
[ ],союз [ ] [ ],(союз )



Слайд 3
Текст слайда:

Сложноподчинённые предложения

Сложноподчинённые предложения – это такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительными союзами или союзными словами.

(П/с…), [ ]. [ ],(п/с…). […,(п/с…), ].





Слайд 4
Текст слайда:

Подчинительные союзы

служат для связи простых не равноправных по смыслу предложений в сложное, то есть от одного простого предложения можно задать вопрос к другому.
Ясно было , (что?) что старика огорчало небрежение Печорина.

Подчинительные союзы:
что, чтобы, как, словно, будто,
если, ибо, потому что, так как, хотя…


Слайд 5
Текст слайда:

В роли союзных слов выступают:

Относительные местоимения;

Наречия;


Кто, что, какой, чей, который, сколько
Где, куда, откуда, когда, как, отчего

Умей отличать
Союзные слова Подчинительные союзы


1) Падает логическое ударение
2) Можно задать вопрос
3) Являются членом предл.
4) Замена др.(значимым) словом.
5) Нельзя опустить
6) Из придаточной части можно
сформулировать вопрос. пр-ие.

1) Произносятся быстро
2) Не отвечают ни на какой вопрос
3) Не являются членом предлож.
4) Замена другим союзом
5) Можно опустить
6) Нельзя сформулировать
вопрос. предложение


Слайд 6
Текст слайда:

Отметьте предложения с союзными словами.

1.Тут только он уяснил себе, что в лице девочки было так пристально отмечено его впечатлением.
2. Около деревни протекает река, исток которой находится в лесных предгорьях.
3. Чем ниже мы спускались, тем гуще становился лес и тенистее дорога.
4. Он не мог сказать, когда вернулся домой.
5. Был прекрасный июльский день, один из тех, когда погода установилась надолго.
6. В чужом доме надо вести себя так, как там принято.
7. Через несколько минут Лужину стало скучно, как когда горло обвязано и нельзя выходить.
8. При одном тропическом дожде на землю нередко выливается столько воды, сколько у нас выпадает за месяц.
9. Наступает час, когда сказка заносится на бумагу.


Слайд 7
Текст слайда:



УРА! Я МОЛОДЕЦ!


Слайд 8
Текст слайда:



Придётся подумать ещё!


Слайд 9
Текст слайда:

Виды придаточных предложений

по значению
(задаём вопрос )


Определ.(какой?) обстоят.(где?
когда? куда?..)
изъяснит.
(падежн. вопрос )


Слайд 10
Текст слайда:

Придаточное определительное

Отвечает на вопрос определения (какой?)
Относится к существительному, которое находится в главном предложении;
Всегда стоит после главного предложения.

В деревне, где мы остановились, остались только старики. [ в деревне,( где…), …].
Воздух был полон свежестью, которая бывает только после грозы.
[ свежестью…], (которая…).




Слайд 11
Текст слайда:

Из данных предложений построить СПП с придаточным определительным

Место было поистине очаровательным. Мы приехали сюда.

Маша прошла несколько шагов до того места и остановилась. Там тропа огибала высокий косогор.


Слайд 12
Текст слайда:

Придаточные местоимённо - определительные

Отвечают на вопрос какой?
Относятся к местоимению (тот, каждый, весь и др.) в главном предложении, употреблённом в значении существительного.
Каждый, кто молод, встань с нами вместе.
[Мест. каждый, ( кто… ), …]
Кто ищет, тот всегда найдёт.
( Кто….), [ мест. тот ].




Слайд 13
Текст слайда:

Придаточные изъяснительные

Отвечают на падежные вопросы;
Относятся к членам предложения со значением речи, мысли, чувства;(Р,М,Ч)
Недаром говорится, что дело мастера боится.

[ гл. ] , ( что… )
Прикрепляются при помощи
1) союзов что, как, будто, чтобы…
Говорили, будто его видели в городе. [ гл. ], (будто…)
2) союзных слов (относ. мест. и наречия);
Дети чувствуют, кто их любит. [ гл. ], (кто … )
3) частицы ли.
Я не знаю, буду ли я дома. [ гл. ], ( ли….. )






Слайд 14
Текст слайда:

Придаточные изъяснительные могут служить для передачи косвенной речи:

При помощи союзов что, как, будто – косвенные сообщения;
Мы знаем, что эту работу выполним хорошо.
[ гл. ], ( что… ).
Чтобы – косвенные побуждения;
Мать требовала, чтобы я всё больше учил стихов.
[ ], (чтобы… ).
Союзных слов и союза ли – косвенные вопросы.
Объясните, в чём состоит ваша просьба.
[ гл. ] , ( в чём… ).





Слайд 15
Текст слайда:

Записать цитаты (полностью или частично) в виде СПП с придаточными изъяснительными

«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе». (Д.С.Лихачёв)
«То были годы её (А.Ахматовой) первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов». (К.Чуковский)
«Твардовский не относился к людям, с которыми легко и просто». (В.Некрасов)


Слайд 16
Текст слайда:

Определить вид придаточных предложений

И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт.
2. Ах! То было и моим,
Чем так сладко жить,
То, чего, расставшись с ним,
Вечно не забыть.
Кто сам на себя много берёт, тот и от других вправе ждать многого.
Художник видит то, чего не видят остальные.

5. Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник?

Определительное

Мест.- определительное

Мест.- определительное

Мест.- определительное

Изъяснительное


Слайд 17
Текст слайда:

Придаточные обстоятельственные

Отвечают на вопросы обстоятельства;
Не жаль сил, если они дают такие результаты.
[ ], ( если… )
Присоединяются ко всему главному предложению;
Присоединяются союзными словами (только придаточные места, образа действия и степени ) и союзами.
Наконец мы оправились настолько, что могли продолжать путешествие.
[ гл + настолько… ], ( что… ).




Слайд 18
Текст слайда:

Виды придаточных обстоятельственных


Слайд 19
Текст слайда:

Виды придаточных обстоятельственных


Слайд 20
Текст слайда:

Виды придаточных обстоятельственных


Слайд 21
Текст слайда:

Виды придаточных обстоятельственных


Слайд 22
Текст слайда:

Замените простое предложение СПП с придаточным обстоятельственным

С наступлением холодов работа геологов не прекратилась.
На месте впадения реки в озеро растёт новый город.
Хотя наступили холода, работа геологов не прекратилась.
(Хотя…), [ ].
Там, где река впадает в озеро, растёт новый город. [Там, (где… ), …].




Слайд 23
Текст слайда:

Нарисовать схемы предложений, указать виды придаточных предложений.


1. Мы едва тащились шагом, потому что мокрый
снег прилипал к колёсам и даже тормозил их.

2. Чуть – чуть светлела красноватая полоска там, где село солнышко.

3. Если дружба велика, будет Родина крепка.

4. Снаружи палатка была аккуратно окопана рвом, чтобы не натекала дождевая
вода.
5. Когда утих ветер, море успокоилось.

[ ], (потому что )

[ ], ( где )

( Если ), [ ]

[ ], ( чтобы )

(Когда ), [ ]







Слайд 24
Текст слайда:

Определите вид придаточного предложения

1.Я рассказал про красоту тех мест, куда я еду на лето.
2.Ему и без того казалось, что его несут слишком медленно.
3.Там, где была раньше одинокая скала, лежала груда обломков.
4.Когда люди живут душа в душу, они понимают друг друга с полуслова.
5.Хотел бы, чтоб такая тебя полюбила?
6.Вновь я посетил тот уголок земли, где я провёл изгнанником два года незаметных.
7.Вечером гости уехали, потому что в доме негде было поместиться.
8.Я не забыл заметить, где поставили наших лошадей.
9.Герасим не показывался, так что вместо него за водой должен был съездить кучер Потап.
10.Кто землю лелеет, того земля жалеет.

определ

изъяснит

обстоят.

обстоят.

изъяснит.

определ

обстоят.

изъяснит

обстоят.

мест.- опред.


Слайд 25
Текст слайда:

НЕ и НИ. Отметьте слова, в которых пишется И

Сколько н… тренировался, результаты были низкие.
Кто н… приезжал сюда, всем нравилось.
Кто н… приезжал сюда, обязательно должен приехать.
Кто только сюда н… приезжал!
Кто н… знает об этом?


Слайд 26
Текст слайда:

НЕ и НИ. Отметьте слова, в которых пишется И

6. Как н… меняется жизнь, пословицы не стареют.
7. С вашими способностями как н… учиться!
8. Как н… печально говорить об этом, но надо.
9. Добьюсь своего, чего бы это мне н… стоило.
10.Когда он н… видел море, он вспоминал шум прибоя.
11.Как н… любить море!
12.Сколько н… смотри на море, оно не надоест.

НИ: 1;2;6;8;9;12


Слайд 27
Текст слайда:

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания

Контрольный диктант.
Дуб.
Уже было начало июня когда князь Андрей возвращаясь домой ехал опять в ту берёзовую рощу в которой этот старый, к..рявый дуб так стра…о и памятно пор…зил его. Бубенчики ещё глуше звенели в лесу чем полтора месяца тому назад; всё было полно т…нисто и густо и молодые ели ра…ыпа…ые по лесу (не)нарушали общей красоты и подделываясь под общий характер нежно зеленели пушистыми м…л…дыми побегами…
Да здесь в этом лесу был этот дуб с которым мы были согласны подумал князь Андрей. Да где он? подумал опять князь Андрей глядя на левую ст..р..ну дороги и сам того (не)зная (не)узнавая его любовался тем дубом которого он искал. Старый дуб весь пр…ображё…ый раскинувшись шатром сочной, тёмной зелени млел чуть к…лыхаясь в лучах вечернего солнца.( Н.. ) корявых пальцев (н… ) б…лячек (н…) старого (не)доверия и горя (н…)чего (не)было видно. Скозь ж…сткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные м..л…одые лист…я так что верить нельзя было что этот старик произвёл их. Да, это тот самый дуб подумал князь Андрей и на него вдруг нашло бе…причи…ое, весе…ее чувство радости и обновления.


Слайд 28
Текст слайда:

Проверим!

Дуб.
Уже было начало июня, когда князь Андрей ,возвращаясь домой, ехал опять в ту берёзовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. Бубенчики ещё глуше звенели в лесу, чем полтора месяца тому назад; всё было полно, тенисто и густо, и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами…
« Да, здесь ,в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны», - подумал князь Андрей. «Да где он?» - подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги, и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображённый, раскинувшись шатром сочной, тёмной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя - ничего не было видно. Сквозь жёсткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвёл их. «Да, это тот самый дуб», - подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления.


Слайд 29
Текст слайда:

СПП с двумя или несколькими придаточными делятся:

1. СПП с последовательным подчинением ( к главному предложению присоединяется цепь придаточных: к главному присоединяется 1 –ое придаточное, 1 -ому придаточному подчинено второе, 2- ому – третье и т.д.)
Она сказала, что, если он болен, необходимо лечиться.
[ ], (что,(если… ),…).
2. СПП с параллельным подчинением ( части с разным значением, которые относятся к разным словам в главной части).
Когда мы пришли в школу, директор представил нам новых учителей, которые будут работать в этом году.
(Когда… ), [ ], (которые… ).
3. СПП с однородным подчинением (части с одинаковым значением, которые относятся к одному слову в главной части и произносятся с перечислительной интонацией. Запятые ставим как при однородных членах предложения).
Ты помнишь, товарищ, как вместе сражались, как нас обнимала гроза?
[ ], (как… ), (как… )?
4. СПП с комбинированным подчинением ( придаточные объединены разными типами подчинения).
В воздухе, куда ни взглянешь, кружатся целые облака снежинок, так что не разберёшь, идёт ли снег с неба или с земли. [ …, (куда… ),… ], ( так что … ), ( ли… ).
















Слайд 30
Текст слайда:

Отметьте СПП с однородным подчинением ( знаки не расставлены)

1.Не было казалось никакой надежды что дождь сегодня перестанет и мы продолжим свой путь.
2.Слышно было как ветер трепал кусты деревьев как неистовствовало море и лаяли в селении собаки.
3.Лужин брезгливо подумал что нынче все в доме сошли с ума и пошёл к себе в комнату где на столе его ждали шахматы.
4.Слушая Билибина он соображал как на военном совете он подаст своё мнение и как ему одному будет поручено исполнение плана.
5.Как только выйдешь в узкую дверь со двора сразу по правой руке росла яблоня которая у нас называлась липовой.
6.Пока Шамохин говорил я заметил что русский язык и русская обстановка доставляли ему большое удовольствие.
7.Мы с Рагимом варим уху из только что наловленной рыбы и оба находимся в том настроении когда всё кажется прозрачным и на сердце так чисто и нет иных желаний кроме желания думать.
8.Вероятно бог создавая человека догадывался на какие муки его обрекает и дал ему огромный запас сил и терпения.


Слайд 31
Текст слайда:

Отметьте СПП с последовательным подчинением (запятые не расставлены).

1.Воспитывай в себе идеалы будущего ибо это своего рода солнечные лучи без оживляющего действия которых земной шар превратился бы в камень.
2.Клим остался с таким ощущением точно он не мог понять кипятком или холодной водой облили его.
3.Сколько бы ни был талантлив художник если он полагается на одно вдохновение игнорируя традицию он всё равно будет бесплоден.
4.Мул которого взяли с собой Аринин и Сабитов оказался с ленцой вследствие чего стрелки постоянно от нас отставали.
5.Частые шаги женщин проследовали мимо моей двери причём на слова сказанные кем –то вполголоса раздался смех.
6.Если бы не духота и не спёртый запах ржаного хлеба от которого захватывало дыхание то тут под соломенною крышею отлично было бы прятаться от гостей.
7.Хотя японцы и просили устроить обед на европейский лад однако же нельзя было заставить их есть вилками и ножами поэтому наделали палочек.
8.Самгину показалось что никогда ещё он не слышал чтоб ветер свистел и выл так злобно.


Слайд 32
Текст слайда:

Отметьте предложения с пунктуационными ошибками

1.Они добрались до деревни, когда солнце начинало садиться, и небо уже окрасилось в золотисто – красные тона.
2.Он начал рассказывать, где был, и что видел, и как ему удалось спастись.
3.Люди могут быть союзниками в том случае, если взгляды их совпадают, и если ясно, что они собираются делать.
4.В минуты, когда меня томит одиночество и мне грустно, я вспоминаю те дни.
5.Лиза понимала, что если она хочет что –то узнать, то надо спешить.
6.По телефону ему ответили, и, хотя голоса он не узнал, но добился главного: получил необходимую информацию.
7.Надо всё же позвонить отцу, и, если тот приедет, Инна с ним осторожно поговорит.
8.Геннадий знал, что если сейчас не помчится в аэропорт, так уже больше никогда не увидит сына.
9.В господский дом Муму не ходила, и когда Герасим носил в комнаты дрова, всегда выжидала его у крыльца.
10.За окном стемнело, так что, когда я закончил чертёж, брат уже спал.
11.Князь Андрей редко смеялся, но зато, когда он смеялся, то отдавался весь своему смеху.
12.Было уже поздно, и, так как артисты всё ещё не появились, люди начали волноваться


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика