Слайд 1Медицинские информационные системы
Слайд 2ПЛАН
1. Медицинская информатика
2. Классификация медицинских информационных систем
3. Пути развития медицинских
информационных систем
Слайд 3Медицинская информатика – это наука, занимающаяся исследованием процессов получения, передачи, обработки,
хранения, распространения, представления информации с использованием информационной техники в медицине
и здравоохранении.
1. Медицинская информатика
Информационные процессы присутствуют во всех областях медицины и здравоохранения. От их упорядоченности зависит четкость функционирования отрасли в целом и эффективность управления ею. Информационные процессы в медицине рассматривает медицинская информатика.
Слайд 4 Предметом изучения медицинской информатики являются информационные процессы, сопряженные с медико-биологическими, клиническими
и профилактическими проблемами.
Объект изучения медицинской информатики – это информационные технологии, реализуемые
в здравоохранении.
Основной целью медицинской информатики является оптимизация информационных процессов в медицине и здравоохранении за счет использования компьютерных технологий, обеспечивающая повышения качества охраны здоровья населения.
Слайд 5Медицинская информация – это любая информация, относящаяся к медицине, а
в персонифицированном смысле – информация, относящаяся к состоянию здоровья конкретного
человека.
Виды медицинской информации
Алфавитно-цифровая – большая часть содержательной медицинской информации (все печатные и рукописные документы)
Визуальная (статистическая и динамическая): статистическая – изображения (рентгенограммы и т.д.), динамическая – динамические изображения (реакция зрачка на свет, мимика пациента и др.)
Звуковая – речь пациента, флоуметрические сигналы, звуки при допплеровском исследовании и т.д.)
Комбинированная - любые комбинации описанных групп.
Слайд 6 История компьютеризации отечественного здравоохранения
лаборатории и группы, занимающиеся медицинской кибернетикой
производители медицинской аппаратуры
медицинские информационно-вычислительные центры
сторонние организации, занимающиеся автоматизацией управленческой
деятельност
руководители медицинских учреждений, самостоятельно внедрявшие новую технологию.
Информатика внедрялась в медицину с нескольких относительно независимых направлений, главными из которых являлись:
Слайд 7Процесс внедрения вычислительной техники в учреждения здравоохранения нашей страны имеет
почти полувековую историю.
В 1959 году в институте хирургии имени
Вишневского была организована первая лаборатория медицинской кибернетики и информатики, а в 1961 году в этой лаборатории появилась ЭВМ, первая в медицинских учреждениях Советского Союза. Были организованы также лаборатории медицинской кибернетики в ряде институтов Академии Наук.
В 60-70 годы, подобными лабораториями располагали уже многие ведущие научно-исследовательские институты. ЭВМ стали более компактными и дешевыми, их общее число в стране превысило тысячу. Доступ к ним сотрудников медицинских учреждений упростился, возросло число решаемых с их помощью медицинских задач. Помимо статистической обработки данных, активно развиваются работы по консультативной диагностике и прогнозированию течения заболеваний.
В 70-80 годы ЭВМ стали доступными не только для научно-исследовательских институтов, но и для многих крупных клиник. Помимо проводившихся ранее работ появились первые автоматизированные системы профилактических осмотров населения; начались попытки совместить медицинскую аппаратуру с ЭВМ
Во второй половине восьмидесятых годов появились персональные компьютеры, и процесс компьютеризации медицины принял лавинообразный характер. Появилось большое количество разнообразных систем для функциональных исследований. руководители медицинских учреждений, самостоятельно внедрявшие новую технологию.
Слайд 8 С начала 90-х годов произошла фактическая стандартизация средств вычислительной техники
в здравоохранении. Основным типом ЭВМ стал персональный компьютер, совместимый с
IBM PC, а операционной системой Windows.
Сегодня компьютеры стали неотъемлемым компонентом оснащения всех медицинских учреждений. Однако в большинстве случаев их возможности не используются в полной мере.
Одной из причин этого является недостаточная обеспеченность аппаратно-программными средствами, особенно коммуникационными устройствами, что не позволяет наладить транспортировку данных и оперативное обеспечение ими всех специалистов учреждения.
Другая причина, вероятно более значимая, видится в отсутствии у медицинских работников знаний и навыков, необходимых для работы с современными персональными компьютерами.
С появлением медицинского страхования начали активно внедряться соответствующие информационные системы. Для создания медицинской отчетности стали применять статистические информационные системы.
Слайд 9 Медицинская информационная система (МИС)
Это совокупность программно-технических средств, баз данных
и знаний, предназначенных для автоматизации различных процессов, протекающих в лечебно-профилактическом
учреждении.
Информационная система может быть автоматической или автоматизированной в зависимости от необходимости участия человека.
МИС – автоматизированная, поскольку лечебно-диагностический процесс не может протекать без участия человека.
Цель МИС – повышение качества лечебно-профилактической помощи.
Слайд 10Задачи МИС:
Максимальная сохранность результатов наблюдений за пациентами
Сокращение бумажного докуметооборота
Сокращение сроков
обследования и лечения больных
Улучшение качества медицинского обслуживания
Слайд 11Задачи МИС:
Рациональное расходование медицинских ресурсов
Повышение эффективности работы диагностических служб
Эффективное управление
лечебно-профилактического учреждения
Удовлетворение потребности пациентов в высокотехнологичном лечении
Слайд 122. Классификация медицинских информационных систем
Ключевым звеном в информатизации здравоохранения является
МИС. Классификация МИС основана на иерархическом принципе и соответствует многоуровневой
структуре здравоохранения.
1. МИС базового уровня
2. МИС уровня лечебно-профилактических учреждений
3. МИС территориального уровня
4. МИС федерального уровня
Слайд 13МИС базового уровня
МИС базового уровня – это системы информационной поддержки технологических процессов.
Цель МИС базового уровня: компьютерная поддержка работы врачей разных специальностей.
По решаемым задачам выделяют:
информационно-справочные
системы
консультативно-диагностические системы
приборно-компьютерные системы
автоматизированные рабочие места специалистов
Слайд 14Информационно-справочные системы предназначены для поиска и выдачи медицинской информации по
запросу пользователя. Информационные массивы систем содержат медицинскую справочную информацию различного
характера.
Консультативно-диагностические системы предназначены для диагностики паталогических состояний, включая прогноз и выработку рекомендаций по способам лечения при заболеваниях различного профиля и для разных категорий больных.
Слайд 15Приборно-компьютерные системы предназначены для информационной поддержки и автоматизации диагностического и
лечебного процесса, осуществляемых при непосредственном контакте с организмом больного. Эти
системы являются особым и наиболее многочисленным классом МИС
Автоматизированные рабочие места специалистов. Эта система предназначена для автоматизации всего технологического процесса врача соответствующей специальности и обеспечивающая информационную поддержку при принятии диагностических и тактических врачебных решений.
Слайд 16МИС уровня лечебно-профилактических учреждений
Представлены следующими основными группами:
ИС консультативных центров
банки информации
медицинских служб
персонифицированные регистры
скрининговые системы
информационные системы лечебно-профилактических учреждений
информационные системы НИИ и
медицинских вузов
Слайд 17 ИС консультативных центров предназначены для информационной поддержки врачей при
консультировании, диагностике и принятии решений при неотложных состояниях
Банки информации медицинских
служб. Содержат данные о составе работников учреждения, прикрепленного населения, статистические сведения, характеристики районов обслуживания и др.
Персонифицированные регистры. Содержат информацию на пркрепленный или наблюдаемый контингент на основе истории болезни или амбулаторной карты.
Слайд 18Скрининговые системы предназначены для доврачебного профилактического осмотра населения, а также
для выявления групп риска и больных, нуждающихся в помощи специалиста.
Информационные
системы лечебно-профилактических учреждений. Основаны на объединении всех информационных потоков в единую систему и обеспечивают автоматизацию различных видов деятельности учреждения.
Информационные системы НИИ и медицинских вузов. Решают три основные задачи: информатизацию процесса обучения, научно-исследовательской работы и управленческой деятельности.
Слайд 19МИС территориального уровня
Это программные комплексы, обеспечивающие управление специализированными и профильными
медицинскими службами, поликлинической, стационарной и скорой медицинской помощью населению на
уровне территории (города, области, республики).
Представлены следующими основными группами:
ИС территориального органа здравоохранения
ИС для решения медико-технологических задач
компьютерные медицинские сети, обеспечивающие создание единого информационного пространства на уровне региона
Слайд 20Предназначены для информационной поддержки государственного уровня системы здравоохранения.
МИС федерального уровня
Выделяют
следующии типы систем:
ИС федеральных органов здравоохранения
статистические ИС
медико-технологические ИС
отраслевые ИС
компьютерные медицинские
сети
Слайд 21Статистические ИС. Осуществляют сбор, обработку и получение данных по основным
медико-социальным показателям страны.
Медико-технологические ИС. Осуществляют решение задач информацтонной поддержки деятельности
медицинских служб на федеральном уровне.
Отраслевые ИС. Осуществляют информационную поддержку отраслевых медицинских служб (Министерства обороны, МЧС и др.)
Компьютерные медицинские сети. Обеспечивают создание единого информационного пространства здравоохранения на уровне Федерации.
Слайд 22Структура МИС
МИС включают в себя:
административно-финансовую систему
клиническую ИС
ИС аптеки
ИС лабораторий
и диагностических отделений
ИС вспомогательных подразделений
В типовой ИС медицинского учреждения можно
выделить подсистемы: «Пациент», «Персонал», «Учреждение».
Слайд 23Подсистема «Пациент»
Основная подсистема, предназначенная для автоматизации работы с медицинскими
картами, проведения диагностических и лабораторных исследований и др.
В ней можно
выделить модули:
общебольничная база данных
система хранения медицинских снимков
программа работы со снимками
экспертные системы
подсистемы сопряжения с медицинским оборудованием
подсистемы сопряжения с другими ИС
Слайд 243. Пути развития МИС
В 2011 году в России была утверждена
Концепция создания ЕГИСЗ (Единой государственной информационной системы здравоохранения), основными целями
которой являются:
информатизация процессов оказания медицинской помощи населению
внедрение интегрированных электронных медицинских карт пациентов
переход к онлайн-мониторингу ключевых показателей здоровья и улучшения управления отраслью здравоохранения на основании внедрения ИКТ-технологий
Слайд 25Положительные стороны формирования единой информационной среды:
приводит к большей прозрачности лечебно-диагностического
процесса
позволяет создавать и поддерживать банк данных, сопряженный с различными МИС
дает
врачам возможность доступа к различным экспертным системам постановки диагноза и лечения, получения полной информации о состоянии здоровья пациента на основании электронной карты больного, а также в определенных случаях уменьшать последствия возможного субъективизма оценки заболевания и необходимого лечения
пациенты могут больше не опасаться утери данных или нечитабельного оформления результатов анализов, рецептов, записей хода лечения и назначенных процедур.