Слайд 1
Сложноподчинённые предложения
с придаточными
обстоятельственными.
Закрепление изученного.
Слайд 2
Цель: Повторение и обобщение материала по теме «Знаки препинания
в сложноподчиненных предложениях с придаточными обстоятельственными».
Задачи:
закрепить умения определять виды
СПП с придаточными обстоятельственными и отличать их от ССП и простых предложений со сравнительным оборотом и вводным предложением;
выработать навыки в постановке знаков препинания в СПП;
выработать навык правильного выполнении теста, соответствующего заданию на ОГЭ.
Слайд 3Желая выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать
фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.
1 Замените
слово ПРАВИЛЬНОЕ синонимом.
2 Подберите антоним к слову лёгкость.
3 Выпишите слово с орфограммой, которое соответствует правилу : «Приставка при- пишется, если имеет значения: присоединение, приближение, близость, неполнота действия, прибавление».
4 Выпишите словосочетание, построенное на связи согласование.
Слайд 4Желая выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать
фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.
1 ПРАВИЛЬНОЕ
- верное, необходимое.
2 Лёгкость (тяжесть).
3 Привести
4 Правильное соотношение, правильное звучание.
Слайд 5 Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова
в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание.
К.Г.Паустовский
Слайд 6
Домашнее задание
1 [ - = и = ],(какой = )
определительное
2 [ - = ],(так что = - )
следствия
3 (Несмотря на то что - = ),[ - = ] уступки
4 [ = ],(если - = ) условия
5 [ = ], (так как = ) причины
6 [ - = и = ],(чтобы = ) цели
7 (По мере того как = - ),[ = и = ] времени
8 […,(куда = ), = - и - ] места
9 [ = ],(что = ) степени
10 [ - = ],( что - = ,но = .) изъяснительное.
Слайд 7
Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения :
1)
Прочитай внимательно задание, обрати внимание на ключевые слова:
Цифру или цифры
между частями предложения!
2) найти грамматические основы,
2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения,
3) поставить вопрос от главного к придаточному,
4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении,
5) по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.
Слайд 8Обратите внимание!
Один и тот же союз может быть в придаточных
разного вида!
1.Над долиной (какой долиной?), где мы ехали, спустились тучи.
(опр.)
Теперь мне стало ясно (что?), где синичка спрятала гнездо. (изъясн.)
Алексей пополз туда (куда?), где теперь уже совсем ясно были различимы звуки канонады.(обст.)
Отличайте СПП с придаточным обстоятельственным от простого предложения со сравнительным оборотом и вводным предложением.
Горькое презрение обвилось вокруг его сердца, как змея.
Пожар в лесу, как говорят очевидцы, был быстро ликвидирован.
Слайд 9Расставьте знаки препинания. Найдите спп и определите вид придаточного предложения.
Укажите вид связи выделенного словосочетания. Замените его синонимичным словосочетанием со
связью управление.
1-места 6- образа действия
2- времени 7- условия
3- причины 8- уступки
4- следствия 9- цели
5- сравнения
1. Когда мы подъехали к городскому цирку уже ярко горели фонари.
2. Несмотря на внутреннюю дрожь ему это удалось.
3. Снег становился белее , ярче так что ломило глаза.
4. Если мы хотим понять настоящее то надо изучать прошлое.
5. Я остановился чтобы сделать привал и отдохнуть.
6. Здесь где море плещется о камни я тебя когда-то повстречал.
7. Метель как я и думал скоро кончилась.
- Какое предложение лишнее?
ПРАКТИКУМ
Слайд 10Расставьте знаки препинания. Найдите спп и определите вид придаточного предложения
1-места
6- образа действия
2- времени 7- условия
3- причины 8- уступки
4- следствия 9- цели
5- сравнения
1. Когда мы подъехали к городскому цирку, уже ярко горели фонари.( обст. времени )
2. Несмотря на внутреннюю дрожь , ему это удалось.( обст. уступки )
3. Снег становился белее , ярче , так что ломило глаза. ( обст. следствия )
4. Если мы хотим понять настоящее , то надо изучать прошлое. (обст. условия)
5. Я остановился ,чтобы сделать привал и отдохнуть. ( обст.цели )
6. Здесь, где море плещется о камни, я тебя когда-то повстречал. ( обст. места)
7. Метель , как я и думал , скоро кончилась.
К цирку города
ПРАКТИКУМ
Слайд 11Задание Превратите простые предложения в СПП.
Расставьте знаки, определи вид придаточного
1. Расцвели жёлтые георгины. Зажглись яркие звёзды.
2. На пристани всё
умолкло. Часа через два я разбудил своего товарища.
3. Он спешил. Боялся опоздать.
4. Она так похудела. Стала похожа на шестнадцатилетнюю девочку.
5. Экспедиция работала в трудных условиях. Она все-таки выполнила
намеченные исследования.
1 Выпишите из приведенных отрывков слова, в которых правописание приставки определяется правилом: « Если после приставки следует глухой согласный, то на конце ее пишется С, а если звонкий, то - З».
2 Объясни значение слова ЭКСПЕДИЦИЯ.
Слайд 12Задание Превратите простые предложения в СПП.
Расставьте знаки, определи вид придаточного
1. Расцвели жёлтые георгины, как ажглись яркие звёзды.
2. Когда на
пристани всё умолкло, часа через два я разбудил своего товарища.
3. Он спешил, потому что боялся опоздать.
4. Она так похудела, что стала похожа на шестнадцатилетнюю девочку.
5. Хотя экспедиция работала в трудных условиях, она все-таки выполнила намеченные исследования.
1 Расцвели, разбудил, исследования.
2 ЭКСПЕДИЦИЯ. - поездка группы лиц, отряда с каким- то специальным
заданием.
Слайд 13Замените сложносочинённое предложение сложноподчинённым с придаточным уступительным. Сделайте синтаксический разбор.
Выпишите из предложения словосочетания разных типов связи.
Наступила х..лодная
и снежная з..ма, а леб..ди из гор..да еще (не) ул...тели.
(Несмотря на то что наступила холодная и снежная
зима), [ лебеди из города еще не улетели].
Слайд 14Замените сложносочинённое предложение сложноподчинённым с придаточным уступительным. Сделайте синтаксический разбор.
союз
гл. прил. с прил
(Несмотря на то что наступила холодная и снежная
сущ сущ п сущ нар. Ч гл.
зима), [ лебеди из города еще не улетели]. Предл.
повеств. ,невоскл., спп; 1-двусоставное, распр., не осложнено; 2- двусоставное, распр., не осложнено.
снежная зима, не улетели из города, еще не улетели
Слайд 15Проверочная работа. Упражнение 163.
1. Прочитайте отрывки из стихотворений русского поэта
Н. Рубцова. Найдите СПП. Укажите вид придаточного. Спишите его, расставив
знаки препинания.
2 Подчеркните грамматические основы в этом предложении и укажите их количество.
3. Замените слово СТРУИТСЯ подходящим по смыслу синонимом.
4. Объясните значение слова ЖНИЦА.
5. Найдите сравнительные обороты в остальных предложениях.
6. Выпишите из приведенных отрывков слова, в которых правописание приставки определяется правилом: « Если после приставки следует глухой согласный, то на конце ее пишется С, а если звонкий, то - З».
Слайд 16
Проверка.
1. Предложение 3, СПП с придаточным сравнительным.
2. 4,
3. СТРУИТСЯ ( льется ).
4.
ЖНИЦА - женщина, которая срезает пшеницу при помощи серпа.
5. Сравнительные обороты.(как котенок, будто дитя в колыбели, как стая белых голубей).
5. беспомощно, взлетает.
Слайд 17 Из приведённого ниже предложения выпишите цифру(-ы), при помощи
которой(-ых) обозначена(-ы) запятая(-ые), разделяющая(-ие) главную и придаточную части сложноподчинённого предложения.
6 – 4
2 – 2
7 – 3,4
3 - 1 8 - 1,2,3
4 - 1 9 - 1
5 - 2 10 – 2
Слайд 19Итог урока.
Зачем нам нужен был этот урок?
Чем придаточные
обстоятельственные отличаются от других типов СПП?
Над чем вам нужно еще
поработать?
Итог урока.
- Зачем нам нужен был этот урок?
Что вам показалось важным?
Над чем вам нужно еще поработать?
Итог урока.
- Зачем нам нужен был этот урок?
Что вам показалось важным?
Над чем вам нужно еще поработать?
Слайд 20Домашнее задание.
1. Упражнение 182 .
2 Используя спп написать
сочинение – миниатюру на тему: «Сложноподчиненное предложение вокруг нас».
3.Повторить
тему « Спп с придаточными обстоятельственными» и выполнить тест на сайте http://www.saharina.ru/ учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны, пользуясь данным алгоритмом
Слайд 21
1..Из приведённого ниже предложения выпишите цифру(-ы), при помощи которой(-ых) обозначена(-ы)
запятая(-ые), разделяющая(-ие) главную и придаточную части сложноподчинённого предложения.
Утром,(1) когда я
проснулся,(2) ласковое апрельское солнце глядело во все окна моей комнаты,(3) приветствуя меня.
Слайд 22
2. В приведенном ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры,
обозначающие запятые
между частями сложноподчинённого предложения.
Он опять хохотнул чудно,(1) а Сашка
покачал головой - впрямь парень тронутый. Сам Сашка особой радости не ощущал,(2) потому что давила грудь разлучная тоска. Да и дорога эта среди пожарищ,(3) разора на веселье не располагала.
Слайд 23 3. В приведённых ниже предложениях пронумерованы
все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого
предложения.
Когда теплоход отошел от берега и развернулся, (1) летчик спустился в свою каюту, (2) открыл иллюминатор и в последний раз окинул взглядом город, (3) амфитеатром лежавший над бухтой. (И.Гребенюк)
Слайд 24 4 В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру (-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.
Такой дружный
топот сотен ног мне доводилось слышать только в театре, (1) когда зрители, (2) сшибая друг друга, (3) неслись в гардероб. (В.Санин)
Слайд 25 5. В приведённых ниже предложениях пронумерованы
все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого
предложения.
Лески ложились на листья и не тонули, (1) приходилось выезжать на старом челне на середину озера, (2) где доцветали кувшинки и голубая вода казалась черной, (3) как деготь. (К.Паустовский)
Слайд 26 6. В приведённых ниже предложениях пронумерованы
все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого
предложения.
Свистели со всех сторон бурундуки, (1) роса до полудня не высыхала на бруснике, (2) на мшистых валунах, (3) и цвел на этих камнях такой красный цветок, (4) будто горели среди мха маленькие костры. (К.Паустовский)
Слайд 27 7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы
все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого
предложения.
Серая, (1) застывшая по-осеннему, (2) уже затянутая туманцем вода не отражала высоких звезд. Кусты на берегу, (3) откуда всю ночь стреляли пулеметы, (4) стояли затаенно, (5) неподвижно. (Ю.Бондарев)
Слайд 28 8. В приведённых ниже предложениях пронумерованы
все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого
предложения.
С кремлевской стены,(1) на которой стоит царь Иван Васильевич,(2) видно(3), как выбиваются из сил, (4)борясь с течением,(5) гребцы.
Слайд 29 9. В приведённых ниже предложениях пронумерованы
все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого
предложения.
. Когда же двери приоткрыли,(1) завертело его,(2) закружило и вынесло к площадке,(3) а там и в дверь вагонную воткнулся и даже место себе прихватил.
Слайд 30 10. В приведённых ниже предложениях пронумерованы
все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого
предложения.
Если вы с самого начала ведете спор вежливо и спокойно, 1 без заносчивости, 2 то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством
6 – 4
2 – 2
7 – 3,4
3 - 1 8 - 1,2,3
4 - 1 9 - 1
5 - 2 10 – 2
Слайд 32Итог урока.
Зачем нам нужен был этот урок?
Чем придаточные
обстоятельственные отличаются от других типов СПП?
Над чем вам нужно еще
поработать?
Итог урока.
- Зачем нам нужен был этот урок?
Что вам показалось важным?
Над чем вам нужно еще поработать?
Итог урока.
- Зачем нам нужен был этот урок?
Что вам показалось важным?
Над чем вам нужно еще поработать?