Слайд 1Мир освещается солнцем,
а человек - знанием!
Пословица
Слайд 2 Буквенный диктант
1) пок…рать за
измену 2) пол…скать собаку 3) пос…деть к старости 4) разв…вать
способности 5) осв…щение храма 6) прим…рять пальто 7) пок…рить города 8) пол…скать белье 9) нав…вать печаль 10) ум…лять о пощаде
Буквенный диктант
1 2
3 4 5 6 7 8 9 10
а а е и я е о о е о
1) покарать (кара) за измену 2) поласкать (ласка) собаку 3) поседеть (сед) к старости 4) развивать (развитие) способности 5) освящение (свято) храма 6) примерять (мерить) пальто 7) покорить (покорный) города 8) полоскать (полощет) белье 9) навевать (веять) печаль 10) умолять (молиться) о пощаде
Слайд 6
Тема урока
Сложные предложения с
различными видами союзной и бессоюзной связи
Слайд 7Цели урока
1)познакомить учащихся с предложениями с различными видами союзной и
бессоюзной связи;
2)формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в
сложном предложении с разными видами связи;
3)отработать навыки постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи.
Слайд 8Союзные
Бессоюзные
Сложносочинённые
Сложноподчинённые
Виды сложных предложений
Слайд 9ПРОЗРАЧНЫЙ ЛЕС ОДИН ЧЕРНЕЕТ , И ЕЛЬ СКВОЗЬ ИНЕЙ ЗЕЛЕНЕЕТ,
И РЕЧКА ПОДО ЛЬДОМ БЛЕСТИТ.
Сложносочинённое предложение – это сложное предложение,
части которого соединены сочинительными союзами и грамматически не зависимы друг от друга, то есть находятся в отношениях равноправия, равнозначности.
Слайд 10
Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого
связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся
в отношениях формального неравноправия.
Пример:
Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную повесть. (М. Лермонтов)
Слайд 11Бессоюзное сложное предложение
Бессоюзное сложное предложение
Бессоюзное сложное предложение
Бессоюзное сложное предложение –
это сложное предложение, части которого равноправны между собой и связаны
бессоюзной связью, при помощи интонации
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит. (А.Плещеев)
Слайд 12Дайте характеристику предложений
1. У памятника сейчас же собирались дети прохожие
и все они умолкали в ожидании музыки потому что она
утешает людей обещает им счастье и славную жизнь.
2. Мы услышали по реке проплыла лодка и на душе стало легко.
Слайд 133.Поставь над собой и сто учителей они окажутся бессильными если
ты не можешь сам заставить себя.
4.После обеда когда солнце
находилось в зените мы решили сделать остановку но неожиданно наши планы изменились слишком мало времени было у нас в запасе.
Слайд 14КЛЮЧ
1.У памятника сейчас же собирались дети,
прохожие, и все они умолкали
в ожидании
музыки, потому что она утешает людей,
обещает им счастье и
славную жизнь.
- Сочинительная и подчинительная:
[ ], и [ ], (потому что … )
2. Мы услышали: по реке проплыла лодка, и на душе стало легко.
- Бессоюзная и сочинительная:
[ ] : [ ], и [ ]
Слайд 153.Поставь над собой и сто учителей — они окажутся бессильными,
если ты не можешь сам заставить себя.
- Бессоюзная и подчинительная:
[
] - [ ], (если )
4.После обеда, когда солнце находилось в зените, мы решили сделать остановку, но неожиданно наши планы изменились: слишком мало времени было у нас в запасе.
- Сочинительная, подчинительная, бессоюзная:
[ , ( когда... ), ], но [ ] : [ ]
Домашнее задание
1. § 35, упражнение № 296.
2.Из сборника КИМов И.П.Цыбулько выписать 4 предложения:
с сочинительной и подчинительной связью,
с сочинительной и бессоюзной связью,
с подчинительной и бессоюзной связью
с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.
Слайд 17Работа в парах
Соберите предложение
Жизнь – пример начать как человек отрешился
он жить только по сердца наносного Пришвин того от всего
велению
[ ] ( ) : [ ]
Слайд 18[ ], (как… ) : [ ]
Жизнь Пришвина – пример
того, как человек отрешился от всего наносного: он начал жить
только по велению сердца.
Слайд 191)Русский человек так уверен в своей силе и крепости что
он не прочь и поломать себя он мало занимается своим
прошедшим и смело глядит вперёд.
Слайд 202) Комната была разделена барьером и я не видел с
кем говорила и кому униженно кланялась моя мать.
Слайд 21
3)Река тоже присмирела немного погодя и в ней кто-то плеснул
еще в последний раз и она стала неподвижна.
Слайд 22
1)Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что
он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим
прошедшим и смело глядит вперёд.
[ ] , (что…): [ ]
подчинительная и бессоюзная
Слайд 232) Комната была разделена барьером, и я не видел, с
кем говорила и кому униженно кланялась моя мать.
[ ], и [ ], (с кем…)
сочинительная и подчинительная
Слайд 243)Река тоже присмирела, немного погодя, и в ней кто-то плеснул
еще в последний раз, и она стала неподвижна.
[
], [ ], и [ ]
бессоюзная и сочинительная
Слайд 25Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи,
построить их схемы
1 ряд: Было уже поздно. Мы читали
книгу. Спать совсем не хотелось.
2 ряд: Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.
3 ряд: Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.
Проверочное тестирование
1.После замечаний
инструктора (1) ребята зашагали быстрее (2) и (3) когда стало смеркаться (4) до места ночлега оставалось всего три километра 1) 1,2,3,4 2) 1,2,4 3) 1,3 4) 2,3,4
2.Когда Иван вечером вернулся домой (1) все дневные впечатления нахлынули на него (2) и (3) так как им овладели самые противоречивые чувства (4) он стал доискиваться причин своего душевного беспокойства. 1) 1,2,4 2) 1,2,3,4 3) 2,3 4) 3,4
3.В новом романе писателя рассказывается о трудностях (1) с которыми приходилось сталкиваться людям в начале жизненного пути (2) и (3) несмотря на то что герои книги очень молоды (4) они с честью проходят все испытания.
1) 1,2 2) 1,2,3,4 3) 1,3,4 4) 2,4
4.Пока Никита ездил домой за необходимыми в походе вещами (1) прошло больше часа (2) и (3) когда он вернулся к пункту сбора (4) то ему пришлось многое выслушать от друзей
1) 1,2,3,4 2) 1,2,4 3) 1,2 4) 3,4
РЕФЛЕКСИЯ
1.Сегодня я узнал(а)…
2.Было
интересно…
3.Было трудно…
4.Я понял(а), что…
5.Я попробую…
6.У меня получилось…
7.Я смог(смогла)…