Слайд 1
Преподаватель:
Назарова Анастасия Андреевна
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Цель: в игровой форме
подвести итог по теме «Служебные части речи»
Слайд 2Шарады
Это род загадки, в которой слово разделяется на несколько частей
с самостоятельным смыслом (например, “семь-я”) и затем дается описание смысла
каждого из этих слов.
Каждая команда должна разгадать шараду. Разгадав шараду, вы должны дать определение угаданному слову.
Общие вопросы.
1. Служебные части речи — это слова, не имеющие лексического значения, они не отвечают на вопросы и не являются членами предложения.
2. К служебным словам относятся только предлоги и союзы.
3.Сочинительные союзы служат для связи синтаксически неравноправных единиц: главной и придаточной частей сложного предложения .
4.Слова «пусть», «бы»- частицы.
5.Все предлоги и союзы в русском языке — непроизводные слова.
6.По синтаксической функции союзы бывают сочинительными и подчинительными.
7.Предлоги со словами могут писаться и слитно, и раздельно.
8.В предложении «Он шел, (не)смотря по сторонам» одна служебная часть речи.
Слайд 4ПРОВЕРЬ!
1. Служебные части речи — это слова,
не имеющие лексического значения, они не отвечают на вопросы и
не являются членами предложения. (+)
2. К служебным словам относятся только предлоги и союзы (-)
3.Сочинительные союзы служат для связи синтаксически неравноправных единиц: главной и придаточной частей сложного предложения (-)
4.Слова «пусть», «бы»- частицы (+)
5.Все предлоги и союзы в русском языке — непроизводные слова. (-)
6.По синтаксической функции союзы бывают сочинительными и подчинительными(+)
7.Предлоги со словами могут писаться и слитно, и раздельно.
(-)
8.В предложении «Он шел, (не)смотря по сторонам» одна служебная часть речи. (-)
Слайд 5
Найдите и подпишите все служебные части речи в стихотворении
Листать словари и глазами
Вливаться в них – радость моя .
Страницы подняв
парусами,
Порой дохожу до «Я»…
К томам этим чаще и чаще
Спешу, как в надежности вех,
Чтоб не заплутаться мне в чаще
Вопросов, что ставит наш век.
(отрывок из поэмы Степана Щипачева «У книжных полок»).
Слайд 6
Выясните, как правописание слова зависит от его морфологической принадлежности
«Для
того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать». Рене
Декарт.
Коротко да ясно, (от)того и прекрасно.
С кем поведёшься, (от)того и наберёшься.
(За)чем пойдёшь, то и найдешь.
Разумный знает, что(за)чем следует.
Не (за)то волка бьют, что сер, а (за)то, что овцу съел.
Мала блоха, за(то) кусает больно.
Приятная шутка в разговоре (то)же, что и соль в пище.
Иметь холодную голову так(же)необходимо, как и горячее сердце.
Слайд 7Проверь!
Коротко да ясно, оттого и прекрасно.
С кем поведёшься, от того
и наберёшься.
За чем пойдёшь, то и найдешь.
Разумный знает, что за
чем следует.
Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.
Мала блоха, зато кусает больно.
Приятная шутка в разговоре то же, что и соль в пище.
Иметь холодную голову так же необходимо, как и горячее сердце.
Слайд 8НЕ или НИ?
..говоря .. слова
н..чего .. сделано
..к кому .. подходил
кто .. знает Петю?
н..когда .. унывай
… мог … сказать
… звука
…услышал
.. с кем … встретился
н..сколько … упало
… пуха … пера
н..кто … прерывал
… торопясь н..куда
Слайд 9Проверь!
не говоря ни слова
ничего не сделано
ни к кому не подходил
Кто
не знает Петю?
никогда не унывай
не мог не сказать
ни звука не
услышал
ни с кем не встретился
нисколько не упало
ни пуха ни пера
никто не прерывал
не торопясь никуда
Слайд 10
1.Мы неоднократно выступали по строительству школы.
2. Мне из-за тебя от
людей совестно.
3.Каждое движение его души говорит за то, что он
честный человек.
4.Дабы не идти в школу, чего только мы в детстве не делали!
5.По окончанию совещания делегаты разъехались.
6.Благодаря наводнению погибло большое количество людей.
7.По завершении работы был сделан перерыв.
Найди и исправь ошибки, связанные с употреблением предлога.
Слайд 11
1.Мы неоднократно выступали за строительство школы.
2. Мне из-за тебя перед
людьми совестно.
3.Каждое движение его души говорит о том , что
он честный человек.
4.Дабы не идти в школу, чего только мы в детстве не делали!
5.По окончании совещания делегаты разъехались.
6.Из-за наводнения погибло большое количество людей.
7.По завершении работы был сделан перерыв.
ПРОВЕРЬ!
Слайд 12Расставьте знаки препинания в предложениях, вспомните функции союзов в предложениях
1.Бежали
капельки по ветке и, слегка зависая на самом кончике, стали
скатываться вниз.
2.Но вдруг стало холодно и выросла, заблестела на солнце сосулька.
3.Ни мороз, внезапно нагрянувший, ни ветер, гудевший в ветках березы, ей не страшны.
4.Когда выглянуло солнце, согрелась сосулька и капельками заструилась на землю.