Разделы презентаций


Снегурочка

Содержание

Портрет А.Н. Островского Василий Перов (1877) В 1873 году А.Н.Островский создаёт одно из самых задушевных и поэтических произведений – «весеннюю сказку» «Снегурочка». Сказочное царство берендеев в ней –это мир без насилия, обмана

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Снегурочка
Александр Николаевич Островский
Виктор Михайлович Васнецов
Николай Андреевич Римский-Корсаков

СнегурочкаАлександр Николаевич ОстровскийВиктор Михайлович ВаснецовНиколай Андреевич Римский-Корсаков

Слайд 2Портрет А.Н. Островского
Василий Перов (1877)
В 1873 году А.Н.Островский создаёт

одно из самых задушевных и поэтических произведений – «весеннюю сказку»

«Снегурочка». Сказочное царство берендеев в ней –это мир без насилия, обмана и угнетения. В нём торжествует добро, правда и красота, а потому искусство слилось и растворилось тут в повседневности, стало источником жизни.
В этой сказке – утопия Островского о братской жизни людей друг с другом, вытекающая из крестьянского идеала жизни миром.
Ю. Лебедев

«А эта поэма «Снегурочка» - лучшее, что есть. Молитва русская и мудрость, мудрость пророка»
В. М. Васнецов

Портрет А.Н. Островского Василий Перов (1877)	В 1873 году А.Н.Островский создаёт одно из самых задушевных и поэтических произведений

Слайд 3Фольклорные источники «Снегурочки»

Народные сказки («Русские народные сказки» А.Н.Афанасьева и его

труды по русской мифологии «Поэтические воззрения славян на природу»),
обрядовую

поэзию;
народные заговоры (клич бирючей – свадебный приговор Владимирской губернии);
народные песни.

Работая над пьесой, Островский внимательно изучал фольклорные, исторические, этнографические источники:

Бирючи

Фольклорные источники «Снегурочки» 	Народные сказки («Русские народные сказки» А.Н.Афанасьева и его труды по русской мифологии «Поэтические воззрения

Слайд 4Снегурочка и русская литературная сказка
Жанр литературной сказки в русском искусстве

был очень популярен.
«Весенняя сказка» «Снегурочка»продолжает традицию русской литературной сказки.

Летом 1831 г. в Царском Селе произошло знаменитое поэтическое состязание А.С.Пушкина и В.А.Жуковского, в результате которого появились сказки-поэмы «Сказка о царе Салтане» (Пушкина) и «Сказка о царе Берендее» (Жуковский).
Но в отличие от своих гениальных предшественников, Островский создал произведение иного жанра – сказку-драму.
Неоднократно исследователи подчёркивали связь «Снегурочки» с произведениями Шекспира «Сон в летнюю ночь», «Буря».
Наряду с мифологическими героями (Мороз, Весна, Прекрасная Елена, отчасти Лель как сын Ярила) действуют герои реальные – Мизгирь, Купава, Мураш, Бобыль, Бобылиха и др.
Однако сказочные герои наделяются реальными чертами, а герои немифологические имеют сказочные черты: сказкой Островский одухотворяет повседневность.


Снегурочка и русская литературная сказка	Жанр литературной сказки в русском искусстве был очень популярен. «Весенняя сказка» «Снегурочка»продолжает традицию

Слайд 5Жители царства берендеев - герои сказки вымышлены, но если мы

обратимся к истокам создания пьесы, то увидим лежащий в основе

реалистический мир древнего русского народа.
Жители царства берендеев - герои сказки вымышлены, но если мы обратимся к истокам создания пьесы, то увидим

Слайд 6Пролог. Эскиз декорации. Васнецов В.М.
Несомненно, что  Александр Островский,  предки которого

- люди Северной Руси, знали поэтическое народное предание о берендеевом

царстве, бытовавшее среди жителей Переяславля-Залесского.
Невдалеке от городка находилось знаменитое Берендеево болото, бывшее когда-то озером. Посреди болота на острове были остатки древнего поселения – городища.

Там-то, по преданию, в древние времена и жило счастливое племя берендеев, которым управлял мудрый и добрый царь.

Пролог. Эскиз декорации. Васнецов В.М.Несомненно, что  Александр Островский,  предки которого - люди Северной Руси, знали поэтическое народное

Слайд 7Заречная слободка Берендеевка. Эскиз декорации, 1885
В сказании о

берендеях воплотилась вековая мечта крестьянства о жизни в мире, согласии

и материальном достатке:
Веселы грады в стране берендеев,       Радостны песни по рощам и долам,       Миром красна Берендея держава.

Заречная слободка Берендеевка. Эскиз декорации, 1885  В сказании о берендеях воплотилась вековая мечта крестьянства о жизни

Слайд 8.
Брусила и берендеи ребята
Берендейки
красавицы без всякого упрека, то есть со

стороны красоты... учтивость русская, обворожительная, с улыбкой; без заграничного лоску,

а так в душу лезет, да и на поди… Что за типы, что за красавицы женщины и девочки. Вот где я об земь бился и разрывался пополам"...

А.Островский о впечатлениях после Переяславля.

"Типы русской красоты, солидной, которая меряется саженью и особенным каким-то широким вкусом...

.Брусила и берендеи ребятаБерендейки красавицы без всякого упрека, то есть со стороны красоты... учтивость русская, обворожительная, с

Слайд 9Конфликт, скрывающийся в мире природы (холод – тепло ) становится

конфликтом внутри природы человека: жить, не зная, что такое любовь,

или,
узнав настоящую любовь, погибнуть.

В пьесе противопоставлены два мира — реальный и фантастический, олицетворяющий, по словам композитора Римского-Корсакова, «вечные, периодически выступающие силы природы».

Дед Мороз и Весна - родители Снегурочки

На свете всё живое должно любить.

Конфликт, скрывающийся в мире природы (холод – тепло ) становится конфликтом внутри природы человека: жить, не зная,

Слайд 10 Снегурочка и Весна
Яриле-солнцу — «творческому началу, вызывающему жизнь в природе

и людях» — враждебен суровый Мороз.


Снегурочка и Весна 	Яриле-солнцу — «творческому началу, вызывающему жизнь в природе и людях» — враждебен

Слайд 11Снегурочка и Лель
Снегурочка — холодное дитя Мороза и Весны —

всей душой тянется к людям, к солнцу. Постепенно любовь и

тепло торжествуют в ее сердце, приводя к гибели.

Оптимистическая идея пьесы — прославление могущественных животворных сил природы, несущих людям счастье — коренится в народной поэзии. «Снегурочка» воплощает вместе с тем мысль о великой преображающей силе искусства.

В проснувшемся чувстве Снегурочки и Мизгиря – тожество человеческой любви. Гибель Снегурочки – трагически-прекрасный символ, означающий конец влияния Мороза на сердца берендеев и торжество Солнца.

Снегурочка и Лель Снегурочка — холодное дитя Мороза и Весны — всей душой тянется к людям, к

Слайд 12  Премудрый царь Берендей  
Снегурочки прекрасная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас

не могут; Солнце знает,
Кого карать и миловать. Свершился
Правдивый

суд! Мороза порожденье –
Снегурочка погибла…
Изгоним же последний стужи след
Из наших душ и обратимся к Солнцу

С её красой любви не знать?!
Как тут не гневаться богам?.

  Премудрый царь Берендей  Снегурочки прекрасная кончинаИ страшная погибель Мизгиря Тревожить нас не могут; Солнце знает, Кого

Слайд 13В.М. Васнецов
Автопортрет. 1873
Вначале Васнецов оформил спектакль «Снегурочка» по пьесе Александра Oстровского,

поставленный в январе 1882 года на домашней сцене Абрамцевского кружка.

Неожиданно для художника "Снегурочка" стала не только самым задушевным его произведением, но и открытием нового направления в русском театрально-декоративном искусстве.
В.М. ВаснецовАвтопортрет. 1873Вначале Васнецов оформил спектакль «Снегурочка» по пьесе Александра Oстровского, поставленный в январе 1882 года на домашней

Слайд 14  

Роли исполняли тоже собственными силами. В частности, В.Васнецов замечательно сыграл

Деда Мороза, а И.Репин – боярина Бермяту.

Когда в январе 1882

г. "Снегурочку" ставили на домашней сцене в Абрамцеве, взрослые и дети с увлечением сами готовили костюмы; их работой руководила Е.Д.Поленова –
тонкий знаток и
ревностный
собиратель
крестьянского
искусства.

Илья Ефимович Репин

 Роли исполняли тоже собственными силами. В частности, В.Васнецов замечательно сыграл Деда Мороза, а И.Репин – боярина

Слайд 15Купава и Мизгирь
Когда М.Васнецова спрашивали, откуда взял он такие чудесные

краски, он отвечал так: "...От народных гуляний в Вятке, в

Москве, на Девичьем поле, от переливчатой игры жемчугов, бисера, цветных каменьев на кокошниках, телогрейках, шубках и прочем женском одеянии, которое видел и у себя на родине!.."
Купава и Мизгирь	Когда М.Васнецова спрашивали, откуда взял он такие чудесные краски, он отвечал так:

Слайд 16 Палаты царя Берендея. Эскиз декорации, 1885
Глядя на эскиз декорации В. Васнецова

"Палаты царя Берендея", мы вспоминаем объяснение царем Берендеем "палатного письма"

скоморохам:

Используя архитектурные детали древнерусского зодчества, мотивы русских народных вышивок, резьбы и росписи по дереву, художник создал гармоничный образ сказочных царских палат, превратив их в яркое живописное зрелище.

Палаты царя Берендея. Эскиз декорации, 1885 Глядя на эскиз декорации В. Васнецова

Слайд 17Палатное письмо имеет смысл.     Небесными кругами украшают     Подписчики в палатах потолки     Высокие; в

простенках узких пишут,     Утеху глаз, лазоревы цветы     Меж травами зелеными; а турьи     Могучие

и жилистые ноги     На притолках дверных, припечных турах,     Подножиях прямых столбов, на коих     Покоится тяжелых матиц груз.     В преддвериях, чтоб гости веселее     Вступали в дом, писцы живописуют     Таких, как вы, шутов и дураков... (Действие II, явл. I)      

   

Палатное письмо имеет смысл.     Небесными кругами украшают     Подписчики в палатах потолки     Высокие; в простенках узких пишут,     Утеху

Слайд 18Бобыль и Бобылиха
Главные герои сказки в эскизах В.М. Васнецова представляют

собой колоритные народные типы так же, как и персонажи эпизодические

(бирючи, бобыль Бакула и Бобылиха). Даже берендеи и берендейки трактованы не как безликие статисты. Представлены в эскизах и мизансцены бытового характера: ссора берендеевых "робят", подгулявший Бакула, которого тянет домой Бобылиха.
Бобыль и БобылихаГлавные герои сказки в эскизах В.М. Васнецова представляют собой колоритные народные типы так же, как

Слайд 19Ярилина долина. Эскиз декорации. Васнецов В.М.
А в 1885 году, в

Русской частной опере Саввы Мамонтова, была поставлена опера Римского-Корсакова "Снегурочка".

Эскизы декораций и костюмов тоже были исполнены В.М. Васнецовым

Ярилина долина. Эскиз декорации. Васнецов В.М. А в 1885 году, в Русской частной опере Саввы Мамонтова, была

Слайд 20




Н.А. Римский-Корсаков
Портрет кисти Валентина Серова.



Музыка Римского-Корсакова к моей «Снегурочке» удивительна; я

ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего

и так же выражающего всю поэзию древнего языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки.
А.Островский





В начале семидесятых годов Римский-Корсаков познакомился со сказкой А. Н. Островского «Снегурочка» (1873). Тогда она не произвела на него большого впечатления. «В зиму 1879—1880 годов, — вспоминал композитор, — я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту… Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна».

Н.А. Римский-КорсаковПортрет кисти Валентина Серова.Музыка Римского-Корсакова к моей «Снегурочке» удивительна; я ничего не мог никогда себе представить более

Слайд 21Николай Андреевич Римский-Кораков
Опера сочинялась летом 1880 года в глухой русской деревне.

Композитор говорил впоследствии, что ни одно произведение не давалось ему

с такой легкостью и быстротой, как «Снегурочка». В 1881 году опера была завершена. Премьера, состоявшаяся 29 января (10 февраля) следующего года на сцене Мариинского театра, прошла с большим успехом.

На первом представлении оперы был художник В.И.Суриков. Он "был вне себя от восторга. Когда вышли бобыль и бобылиха и с ними толпа берендеев с широкой масленицей, с настоящей старинной козой, когда заплясал бабец в белом мужицком армяке, его широкая русская натура не выдержала, и он разразился неистовыми аплодисментами, подхваченными всем театром".

Суриков, Василий Иванович

Николай Андреевич Римский-Кораков Опера сочинялась летом 1880 года в глухой русской деревне. Композитор говорил впоследствии, что ни

Слайд 22 В 1885 году в Русской частной опере Саввы Мамонтова была

поставлена опера Римского-Корсакова "Снегурочка". Эскизы декораций и костюмов были исполнены

художником Виктором Васнецовым .
В 1885 году в Русской частной опере Саввы Мамонтова была поставлена опера Римского-Корсакова

Слайд 23Эту картину художник писал со своей жены--Н.И. Забелы-Врубель, исполнявшей партию

снегурочки в одноимённой опере Римскаго-Корсакова
М.. Врубель

Эту картину художник писал со своей жены--Н.И. Забелы-Врубель, исполнявшей партию снегурочки в одноимённой опере Римскаго-КорсаковаМ.. Врубель

Слайд 24Ю.В.Лебедев
Царство добрых берендеев – упрёк современному обществу, враждебному сказке, положившему

в своё основание эгоизм и расчёт. В «Снегурочке» именно стужа

людских сердец приносит горе берендеям. Меркнул лучи животворящего Ярилы- Солнца, охлаждаются люди по отношению друг к другу. Любовь Снегурочки – искупление грехов берендеев. Принимая эту жертву бог солнца Ярила сменяет гнев на милость и возвращает берендеям свет и тепло, совет и любовь. Не эгоизм, а бескорыстная и беззаветная любовь спасёт человечество – такова вера Островского, такова лучшая из его надежд.
С позиций нравственных ценностей, открытых в «Снегурочке», оценивал Островский жизнь эпохи 70-х годов, где над всеми человеческими отношениями начинали господствовать деньги и векселя, где люди поделились на волков и овец.
Ю.В.ЛебедевЦарство добрых берендеев – упрёк современному обществу, враждебному сказке, положившему в своё основание эгоизм и расчёт. В

Слайд 25Абрамцево (музей-заповедник)
Село известно с XVII века. В 1843 усадьба Абрамцево была куплена писателем С. Т. Аксаковым[1]. К

нему в Абрамцево приезжалиН. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Ф. И. Тютчев и другие. В 1870—1900 усадьба принадлежала С. И. Мамонтову. В этот период

в усадьбе часто бывали и работали многие художники и артисты — В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, В. А. Серов, И. Е. Репин, М. В. Нестеров,И. И. Левитан, М. А. Врубель, Ф. И. Шаляпин, М. Н. Ермолова. В советское время вокруг усадьбы вырос дачный посёлок художников.

Абрамцево (музей-заповедник)Село известно с XVII века. В 1843 усадьба Абрамцево была куплена писателем С. Т. Аксаковым[1]. К нему в Абрамцево приезжалиН. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Ф. И. Тютчев и другие. В 1870—1900 усадьба принадлежала С. И. Мамонтову.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика