Слайд 1Собо́р Пари́жской Богома́тери
Слайд 2план
Коротко о здании
Основные характеристики
Начальный период строительства
Рестарвация
Реликвия
Автор
Слайд 4Нотр-Да́м-де-Пари́[1] (фр. Notre-Dame de Paris) — католический храм в центре
Парижа, один из символов французской столицы. Кафедральный собор архиепархии Парижа.
Расположен в восточной части острова Сите, в 4-м городском округе, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на фундаменте галло-римского храма Юпитера. Готический собор возводился по инициативе парижского епископа Мориса де Сюлли в период 1163—1345 годов.
Слайд 6Один из первых больших готических соборов c шестичастным нервюрным сводом,
при этом сохраняющий характеристики переходного этапа от романского стиля Нормандии:
двойные боковые продольные нефы и наличие трибун (верхних галерей). Западный фасад свидетельствует о мастерстве архитектурной композиции; скульптурное оформление его входных порталов является шедевром готического искусства. Портал Святой Анны справа — самый старый (конец XII века); портал Страшного суда в центре (1220—1230 годы) подвергся многим реставрациям; портал Богоматери — северный, слева (начало XIII века). С южной стороны храма портал (2-я пол. XIII века) трансепта посвящён первому христианскому мученику святому Стефану. Старинные витражи сохранились только в двух розах трансепта и розе главного входа.
Слайд 7Основные характеристики
Высота собора — 35 м, длина — 130 м, ширина — 48 м, высота колоколен —
69 м, вес колокола Эммануэль в южной башне — 13 тонн, его
языка — 500 кг.
Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали — на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала: портал Страшного суда (посередине), портал Богородицы (слева) и портал св. Анны (справа)[4]. Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи.
Как и в других готических храмах, здесь нет настенной живописи, и единственным источником света являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон.
Слайд 8Начальный период строительство
Строительство началось в 1163 году, при Людовике VII. Первый
камень в фундамент собора заложил папа Александр III, бывший в Париже
в период с 24 марта по 25 апреля 1163 года. Возможно, строительные работы начались ещё до торжественного освящения строительства собора; сам проект был инициирован парижским епископом Морисом де Сюлли в начале его деятельности на этом посту.
Стены соборного хора были возведены к 1177 году[14]. Главный алтарь собора был торжественно освящён 19 мая 1182 года легатом Папского престола Анри, кардиналом-епископом Альбано, что знаменовало окончание возведения восточной стороны трансепта. В 1185 году богослужение в соборе проводил Иерусалимский патриарх Гераклий (Эраклий, Ираклий; Patriarch Heraclius of Jerusalem). В 1186 году в соборе был захоронен герцог Бретани Жоффрей, а в 1190 — королева Изабелла де Эно.
Слайд 9
рестарвация XIX века
Собор был возвращён церкви и вновь освящён в
1802 году, в тот год республиканский Сенат продлил срок полномочий консула Наполеона
Бонапарта, возглавлявшего французскую республику, с десятилетнего до пожизненного (2 авг. 1802). Провозгласив себя императором (18 мая 1804), Бонапарт короновался в соборе вместе с супругой Жозефиной; торжественное венчание и помазание на царство совершал папа Пий VII (2 дек. 1804).
Сам собор находился в плачевном состоянии, ставился вопрос о его сносе. В 1831 году Виктор Гюго опубликовал роман «Собор Парижской Богоматери», написав в примечании: «Одна из главных целей моих — вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре». Реставрация началась в 1841 году под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка (1814—1879). Этот известный парижский реставратор также занимался реставрацией Амьенского собора, крепости Каркассон на юге Франции и готической церкви Сент-Шапель. Восстановление здания и скульптур, замена разбитых статуй и сооружение знаменитого шпиля длились 23 года. Виолле-ле-Дюку также принадлежит идея галереи химер на фасаде собора: статуи химер установлены на верхней площадке у подножия башен. В эти же годы были снесены постройки, примыкавшие к собору, в результате чего перед его фасадом образовалась нынешняя площадь.
Слайд 11Реликвии
В соборе хранится одна из великих христианских реликвий — Терновый
венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе
Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств её не на что было выкупить. В 1238 году король Франции Людовик IX Святой приобрёл венец у византийского императора. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам-де-Пари. В 1243—1248 годах при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам-де-Пари.
Также в Соборе Прижской Богоматери хранятся следующие святыни: частица Креста, на котором распяли Иисуса Христа, а также один из гвоздей, которыми Его прибивали к Кресту. Кроме того, в соборе хранится туника короля Людовика IX Святого XIII века.
После пожара в соборе 15 апреля 2019 года эти реликвии были перенесены в мэрию Парижа.
Слайд 14автор
Группа:Карх 17-6
Студент: Рахимжанова Алина