Слайд 3
Возможные направления темы «Человек и природа»
Слайд 4Разнообразие проблем в теме «Великая Отечественная война»
Слайд 5Разнообразие проблем в теме «Великая Отечественная война»
Слайд 6Духовно-нравственные ценности
смелость
интеллигентность
память
верность
способность души к развитию, движению
честь
милосердие и сострадание
ответственность перед человеком
и страной
бескорыстие и великодушие
дружба
нравственный выбор
красота
совесть
доброта
любовь
Слайд 7Негативные качества личности
эгоизм
способность к предательству
гордыня, высокомерие
жестокость
корысть
ревность
зависть
лживость
равнодушие
Слайд 13Осмысление –следующие этапы:
расчленение материала на смысловые группы;
выделение смысловых опор или
смысловых вех;
Осмысливание – «сжимание» фразы;
Перекодирование в элементы смысла осуществляется
путём эквивалентных замен воспринятых языковых знаков «своими» словами, преобразование «текста в себе» в «текст для себя».
Слайд 14Ребёнок верит в чудеса – и к этой его вере
родители должны относиться очень серьёзно, умея создавать чудеса своими руками.
«смысловая
веха»
пример
Случай, произошедший со старшим сыном: малыш расстроился, увидев не ту игрушку, которую попросил у Деда Мороза. Родители поняли состояние мальчика.
Слайд 15Ребёнок, имевший счастливое детство, доверяет жизни, не боится её.
«смысловая
веха»
Многое в судьбе и в жизни человека определяется «опытом детства».
«смысловая веха»
Выросший старший сын с большой заботой готовит подарки для младших братьев и сестёр.
пример
Слайд 16Тема текста - детство, воспитание.
Проблема влияния детства, воспитания на дальнейшую
судьбу человека и его отношение к жизни.
По мнению автора, воспитание
напрямую обусловливает отношение человека к жизни и к людям. Поддержанная в детстве вера ребёнка в чудеса поможет ему быть добрым, открытым, заботливым.
Слайд 17
Как воспитание влияет на дальнейшую судьбу человека и его отношение
к жизни? Именно
эту проблему поднимает З.Прилепин.
Слайд 18
2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована
с опорой на исходный текст.
Экзаменуемый привёл не менее двух примеров-иллюстраций
из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.
Дано пояснение к двум приведённым примерам. Выявлена смысловая связь между ними.
Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет.
5 баллов
Слайд 20
Что такое пример-иллюстрация и как его оформить в тексте сочинения?
В
публицистическом тексте это разные факты, которые приводит автор для подтверждения
своих суждений.
В художественном тексте – это созданные писателем разные художественные образы.
краткий аналитический пересказ
цитата
упоминание деталей
Слайд 21!!! Это важно:
в комментарии мы пишем о том, что делает
автор
используйте клише: правильное клише тянет за собой правильную мысль
нельзя просто
пересказывать текст
уместны небольшие цитаты
Слайд 22Клише для комментария
Начало 1 части комментария: Чтобы привлечь внимание читателей
к поставленной проблеме, автор обращает внимание на…
Размышляя над поставленной проблемой,
автор обращает внимание на ….
Продолжение 1 части комментария: Автор подчёркивает...
Пояснение к 1 части комментария: Этот пример показывает, что…
Слайд 23Клише для 2 части комментария: Продолжая размышлять над проблемой, автор
…
Рассказчик вспоминает (противопоставляет, сожалеет, восхищается и т.д.)
Связь между
примерами: Оба примера, дополняя друг друга, помогают понять авторскую позицию.
Слайд 24
сходство
(подобие)
противо-поставление (антитеза)
причина, следствие
Автор подчёркивает (обнаруживает, видит) взаимосвязь между … и
..., что стало следствием …
Это стало следствием …
Причина данного явления
- …
В противовес …
Образ … противостоит образу …, благодаря чему автор …
Система образов построена по принципу антитезы.
Подобно…
Размышляя над …, автор обнаруживает одинаковую (сходную, тождественную) природу явлений …
Слайд 26
Что такое пояснение к примеру?
Какое значение имеет этот факт для
рассуждения автора по проблеме?
Какую мысль или какое чувство писатель хочет
выразить при помощи этого художественного образа?
публицистический текст
художественный текст
Слайд 28
Какой может быть смысловая связь между примерами?
сходство
(подобие)
противо-поставление (антитеза)
причина, следствие
Слайд 30
сходство
(подобие)
противо-поставление (антитеза)
причина, следствие
Автор подчёркивает (обнаруживает, видит) взаимосвязь между … и
..., что стало следствием …
Это стало следствием …
Причина данного явления
- …
В противовес …
Образ … противостоит образу …, благодаря чему автор …
Система образов построена по принципу антитезы.
Подобно…
Размышляя над …, автор обнаруживает одинаковую (сходную, тождественную) природу явлений …
Слайд 32
Смысловая связь между примерами
Выросший старший сын с большой заботой готовит
подарки для младших братьев и сестёр.
Случай, произошедший со старшим сыном:
малыш расстроился, увидев не ту игрушку, которую попросил у Деда Мороза. Родители поняли состояние мальчика.
следствие
поставленной проблемой, автор вспоминает случай, произошедший с его старшим сыном:
малыш расстроился, увидев не ту игрушку, которую попросил у Деда Мороза. Интересна реакция родителей: несмотря на кажущуюся комичность ситуации, они поняли, что ребёнок верит в чудеса – и к этой его вере нужно относиться очень серьёзно, умея создавать чудеса своими руками. Отстаивая свой взгляд на воспитание, автор полемизирует с мнением возможного оппонента, который может утверждать, что потакать всем желаниям ребёнка – это значит его баловать. По мнению З.Прилепина, многое в судьбе и в жизни человека определяется «опытом детства». Ребёнок, имевший счастливое начало жизни, доверяет ей, не боится её. В подтверждение своей мысли писатель приводит пример, с каким вниманием и заботой его выросший старший сын готовит подарки для своих братьев и сестёр. Это стало следствием понимания, которое когда-то проявили родители.
Слайд 34
3. Отражение позиции автора исходного текста
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора
(рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.
Фактических ошибок, связанных с
пониманием позиции автора исходного текста, нет.
1 балл
Слайд 35
4. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста
Экзаменуемый выразил
своё отношение к позиции автора по проблеме (согласившись или не
согласившись с автором) и обосновал его.
1 балл
Слайд 36
Что такое обоснование своего отношения? Какой материал может быть обоснованием?
формулировка
своей позиции по заявленной проблеме и подкрепление её примером, убедительным
доводом, доказательством
литературные произведения
произведения любых видов искусства
факты биографии известных людей
исторические события
события современной жизни
личный жизненный опыт
По мнению автора, воспитание напрямую обусловливает отношение человека
к жизни и к людям. Поддержанная в детстве вера ребёнка в чудеса поможет ему быть добрым, открытым, заботливым.
Я совершенно согласна с автором, все мы «родом из детства», первые детские впечатления либо позволят доверять людям и не бояться жизни, либо поселят в душе тревожность и недоверчивость. Многие литературные произведения показывают это влияние детства на последующую жизнь человека. Например, в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» показана теплота во взаимоотношениях, царившая в семье Ростовых: любовь и нежная забота связывают родителей и детей, братьев Петю и Николая и сестру Наташу.
Таким образом, текст З.Прилепина еще раз позволил убедиться, что детство – начало и основа жизни. 263 слова
Слайд 42
Примеры и смысловая связь между ними
Колька, изменивший своей мечте.
Колька, устремлённый
в мир мечты.
антитеза
Слайд 43

Что такое мечта и почему измена
ей превращает жизнь в серые будни? Стоит ли стремиться к
своей мечте, не легче ли идти проторённым путём? Над этими вопросами предлагает задуматься автор текста Сергей Викторович Мизеров, российский писатель, поднимая проблему сохранения верности мечте.
Слайд 44
Рассуждая над проблемой, автор рассказывает о том,
как мечта окрылила Кольку, подарила ему смысл жизни. Повествователь подчёркивает,
перед ним, жившим в маленькой деревне, где удел человека – «ездить по земле», открылась возможность счастья, обретения новых жизненных пространств: «летать на самолёте», ему «грезились серебристые крылья». Этот пример показывает: сильная увлечённость мечтой делает человека целеустремлённым.
Продолжая размышлять над проблемой, автор повествует, что преградой к достижению мечты может стать страх, как это и случилось с Колькой: «ужас будто удав», ветви деревьев «словно кривые руки», а просёлки «словно гадюки». Изменивший своей мечте Колька проживает тускло-безрадостную жизнь, не ощущая небесной свежести, лишь изредка взволнованно поднимая глаза к небу. Такое продолжение рассуждения показывает, что отказ от мечты приводит героя к опустошению.
Слайд 45Мой вариант
Пример комментария.
Размышляя над
поставленной проблемой, автор рассказывает о судьбе Кольки Велина. Образная система
текста С.Мизерова построена по принципу антитезы: мечта и реальность. Автор подчёркивает, что мечта окрылила мальчика, подарила ему смысл жизни, открыла перед ним, жившим в маленькой деревне, где удел человека – «ездить по земле», возможность счастья, обретения нового жизненного пространства: «летать на самолёте». Герою «грезились серебристые крылья». Не случайно автор использует глагол «грезились», который отражает сильную увлечённость мечтой, а одним из центральных в тексте становится мотив свежести небесного воздуха – «густого, упругого».
Продолжая размышлять над проблемой, автор показывает, что преградой к достижению мечты может стать страх, как это и случилось с Колькой: «Ужас, будто удав, сдавил его окоченевшее тело». Автор огорчён, что изменивший своей мечте Колька проживает тускло-безрадостную жизнь, не ощущая небесной свежести, лишь изредка взволнованно поднимая глаза к небу.
Слайд 46
По мнению С.Мизерова, человек, изменивший мечте,
вряд ли обретёт счастье, хотя для воплощения своей устремлённости нужна
зачастую немалая смелость.
Мне бы хотелось согласиться с автором и высказать свою позицию: мечта напрямую связана с целью и смыслом жизни, ведь человеческая жизнь – это постоянное движение вперёд. Меня, например, всегда восхищала личность Лео Антоновича Бокерии – ведущего кардиохирурга России. Приехав из Абхазии в Москву, он поступил в медицинский институт. Затем аспирантура, защита кандидатской, а вскоре и докторской диссертации. Сейчас Лео Антонович – академик, член многих зарубежных медицинских обществ, практикующий кардиохирург, президент общественной организации «Лига здоровья нации». Вот пример достижения мечты, реализации цели и обретения смысла жизни.
В заключение хочется ещё раз подчеркнуть, что мечта должна быть в жизни каждого человека, это стимул для движения вперёд.
266 слов
Слайд 47
Почему нам проще наклеить на кого-нибудь ярлык?
По какой причине мы не пытаемся разглядеть за порой неприглядной
внешностью человеческую душу? В тексте Николай Семёнович Лесков, выдающийся русский писатель, поднимает проблему влияния общественного мнения на восприятие человеком другого человека.
По тексту Н.С.Лескова в демоверсии 2019
Слайд 48
Смысловая связь между примерами
Изменившееся отношение к Селивану, оказавшемуся честным человеком.
Отношение
к Селивану, за которым давно уже укрепилась слава колдуна и
разбойника, что способен «убить и воспользоваться вещами и деньгами».
антитеза
Слайд 49
Размышляя над проблемой, автор обращается
к истории с Селиваном. Повествователь подчёркивает, что за ним давно
уже укрепилась слава колдуна и разбойника, который способен «убить и воспользоваться вещами и деньгами». Именно поэтому, когда обнаруживается пропажа тётиной шкатулки с лежащими в ней тысячами, ни у кого, в том числе и у рассказчика-героя, не возникает сомнения, что теперь она «в руках Селивана», который пытается с ней скрыться. Собираясь в погоню за Селиваном, исправник уповает на то, что общая «нелюбовь» к этому человеку поможет быстро его поймать, ведь «никто не будет его скрывать». Тем более неожиданным для всех является поступок Селивана, вернувшего тётины деньги.
Отношение к Селивану, отмечает рассказчик, совершенно изменяется после возвращения шкатулки. Из «опороченного» его «дворишко» превращается в постоялый двор, куда часто заезжают люди. Рассказчик-герой ловит себя на мысли, что теперь лицо Селивана кажется ему добрым и прекрасным.
Слайд 50Мой вариант
Пример комментария.
Размышляя над
поставленной проблемой, автор рассказывает о судьбе Кольки Велина. Образная система
текста С.Мизерова построена по принципу антитезы: мечта и реальность. Автор подчёркивает, что мечта окрылила мальчика, подарила ему смысл жизни, открыла перед ним, жившим в маленькой деревне, где удел человека – «ездить по земле», возможность счастья, обретения нового жизненного пространства: «летать на самолёте». Герою «грезились серебристые крылья». Не случайно автор использует глагол «грезились», который отражает сильную увлечённость мечтой, а одним из центральных в тексте становится мотив свежести небесного воздуха – «густого, упругого».
Продолжая размышлять над проблемой, автор показывает, что преградой к достижению мечты может стать страх, как это и случилось с Колькой: «Ужас, будто удав, сдавил его окоченевшее тело». Автор огорчён, что изменивший своей мечте Колька проживает тускло-безрадостную жизнь, не ощущая небесной свежести, лишь изредка взволнованно поднимая глаза к небу.
Слайд 54
Примеры и смысловая связь между ними
Проявление родительской любви в природном
мире: образ антилопы, нежно заботящейся о своём детёныше.
«Прохладная тень, будто
фиолетовое покрывало, лежала на сонно вздрагивающей головке детёныша».
Проявление родительской любви в человеческом мире: образ Савушкина, нежно любящего свою дочь.
«На голову ребёнка, будто фиолетовое покрывало, легла прохладная тень».
сходство