Слайд 1СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
9 класс
Слайд 2Задание 15.1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания…
Что требуется от ученика?
истолковать смысл высказывания автора, прокомментировать его слова;
найти в исходном тексте
2 примера языковых средств, упомянутых (или подразумеваемых) в цитате и определить их роль в тексте;
аргументировать в сочинении свой ответ найденными примерами из прочитанного текста;
логично выстроить всю работу и грамотно её написать.
Слайд 5Композиция сочинения-рассуждения
Первый абзац – вступление – посвящён осмыслению тезиса. Тезисом
является высказывание, помещённое в задании. Это высказывание нужно прокомментировать, выделив
и объяснив главное.
Второй и третий абзацы призваны подтвердить истинность тезиса. Здесь потребуется умение цитировать текст или делать ссылки на номера соответствующих предложений. Приводя примеры языковых явлений, вы должны раскрыть их роль именно в данном тексте, то есть показать, как эти языковые явления участвуют в выражении смысла отдельных частей и текста в целом.
Четвёртый абзац завершает рассуждение, а следовательно, представляет собой возвращение к тезису (исходному высказыванию) для выражения согласия с автором, утверждения истинности, важности данного высказывания.
Слайд 6Речевые клише
Автора цитаты мы можем назвать по-разному: лингвист, учёный, языковед, автор высказывания,
филолог.
Его деятельность также можно передать различными словами:
утверждает, считает, пишет, рассуждает.
Кроме
существительного «высказывание», можно использовать слова: цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова.
Оценка высказывания может быть передана словами:
понятно, справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно.
Слайд 7Речевые клише. Вступление
Автор пишет о...
В высказывании ... говорится о...
Как отмечает...
Бесспорно мнение автора о том, что...
Я полностью согласен с
...
Не могу не согласиться с ...
Я поддерживаю мнение...
Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
Попробую доказать эту мысль примерами из текста.
Слайд 8Речевые клише. Основная часть
Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…
Чтобы подтвердить
сказанное, обратимся к предложению № …
Проиллюстрировать названное языковое явление можно
на примере предложения ..
Пример можно найти в предложении № …
Рассмотрим предложение... В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как...
Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует…
Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…
Слайд 9Речевые клише. Заключение
Таким образом, итак, в заключение, как видим…
Итак, можно
увидеть, что…
Нам удалось доказать, что...
В результате рассуждения можно сделать вывод
о том, что…
Эти примеры из текста являются доказательством того, что…
Слайд 10Как использовать клише?
Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые
наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста.
Правильно
включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы, при необходимости изменяйте их (не забывая о требованиях грамматики и культуры речи).
Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно законченное целое.
Слайд 1115.1 Прочитайте текст упр. 20.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного
лингвиста Г.В.Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а
грамматика — как они думают».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Степанова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 12Сочинение
Вступление.
Высказывание Г.В.Степанова можно объяснить так: слова называют различные предметы, признаки
или действия, но только в предложении или в тексте может
быть выражена законченная мысль.
(Ученик правильно объясняет смысл высказывания. С1К1 - 2 балла)
Слайд 13Основная часть.
Подтверждение моего понимания цитаты можно найти в тексте В.Распутина.
Например, с помощью слов одной тематической группы («зима», «метель», «снег»)
писатель создаёт образ зимы.
В предложении 12 с помощью однородных сказуемых и олицетворения автор показывает, как изба «возвращается к жизни» после зимы, проведённой без хозяйки.
(Ученик привёл 2 примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте. С1К2 – 3 балла.
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. С1К3 – 2 балла)
Слайд 14
Заключение.
Таким образом, словарь и грамматика позволяют писателю создать художественные образы,
передать читателю свои мысли. (82 слова)
(Работа характеризуется композиционной стройностью и
завершённостью, ошибок в построении текста нет. С1К4 – 2 балла)
Слайд 1515.1 Прочитайте текст
1. Чудесна палитра сентябрьского леса! 2. Пурпурные
и сиреневые листья чередуются с золотом клёнов и яркой зеленью
нестареющей крушины. 3. Ночи холодные, а днём солнце успевает прогреть воздух. 4. Пёстрая карусель опадающих листьев оживляет эту незабываемую пору золотой осени. 5. Мягкий цветной ковёр ложится к подножию деревьев, но подует ветерок, и тогда понесётся шуршащая позёмка по колеям дорог. (По А. Калецкому)
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Г.Солганика:
«Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы».
Сформулируйте и запишите, как вы понимаете это высказывание. Аргументируйте свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Слайд 16Сочинение
Современный лингвист Г.Я.Солганик утверждает, что «художник мыслит образам, он рисует,
показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы».
Действительно, мастерство писателя состоит в том, что он в обычном умеет подметить что-то особенное, неповторимое, позволяющее ему с помощью слов создать запоминающийся образ.
Вступление
Слайд 17Основная часть
Например, с помощью метафор («палитра сентября», «карусель листьев») и
эпитетов в 4 предложении («золотая осень», «незабываемая пора») автор создаёт
запоминающийся образ чудесного сентябрьского леса.
Заключение
Таким образом, в художественной литературе слово не только передаёт какое-то содержание, но и эмоционально воздействует на читателя, вызывая у него определённые мысли и чувства. (92 слова)
Слайд 18Домашнее задание: упр.20 (задания 1-3)