Слайд 1Содержание информационной технологии
Лекция 1
Слайд 2Определение информационной технологии
Информационная технология (ИТ) - совокупность средств и методов
сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации
нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Цель информационной технологии - производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
Практическое приложение методов и средств обработки данных может быть различным, поэтому целесообразно выделить глобальную базовые и конкретные информационные технологии.
Слайд 3Глобальная информационная технология включает модели методы и средства, формализующие и
позволяющие использовать информационные ресурсы общества.
Базовая информационная технология предназначена для определенной
области применения (производство, научные исследования, обучение и т.д.).
Конкретные информационные технологии реализуют обработку данных при решении функциональных задач пользователей (например, задачи учета, планирования, анализа).
Слайд 4Инструментарий информационной технологии
Инструментарий информационной технологии - один или несколько взаимосвязанных
программных продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в котором
позволяет достичь поставленную пользователем цель.
Слайд 5Техническими средствами производства информации:
Аппаратное
Программное (инструментарий)
текстовый процессор (редактор)
настольные издательские системы
электронные таблицы
системы
управления базами данных
электронные записные книжки
электронные календари
информационные системы функционального назначения (финансовые,
бухгалтерские, для маркетинга и пр.)
экспертные системы и т.д.
математическое обеспечение процесса.
Слайд 6Информационная технология и информационная система
Информационная технология - совокупность четко определенных
целенаправленных действий персонала по переработке информации на компьютере.
Информационная система -
человеко-компьютерная система для поддержки принятия решений и производства информационных продуктов, использующая компьютерную информационную технологию.
Слайд 7Этапы развития информационных технологий
Общим для всех изложенных ниже подходов является
то, что с появлением персонального компьютера начался новый этап развития
информационной технологии. Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека как в профессиональной сфере, так и в бытовой.
Слайд 8По признаку - вид задач и процессов обработки информации
1-й этап
(60 - 70-е гг.) - обработка данных в вычислительных центрах
в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития информационной технологии являлась автоматизация операционных рутинных действий человека.
2-й этап (с 80-х гг.) - создание информационных технологий, направленных на решение стратегических задач.
Слайд 9По признаку - проблемы, стоящие на пути информатизации общества
1-й
этап (до конца 60-х гг.) характеризуется проблемой обработки больших объемов
данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.
2-й этап (до конца 70-х гг.) связывается с распространением ЭВМ серии IBM/360. Проблема этого этапа - отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств.
Слайд 103-й этап (с начала 80-х гг.) - компьютер становится инструментом
непрофессионального пользователя, а информационные системы - средством поддержки принятия его
решений. Проблемы - максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде.
4-й этап (с начала 90-х гг.) создание современной технологии межорганизационных связей и информационных систем. Проблемы того этапа весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются:
§ выработка соглашений и установление стандартов, протоколов компьютерной связи;
§ организация доступа к стратегической информации;
§ организация защиты и безопасности информации.
Слайд 11По признаку - преимущество, которое приносит компьютерная технология
1-й этап
(с начала 60-х гг.) характеризуется довольно эффективной обработкой информации при
выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых информационных систем была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами.
2-й этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию информационных систем - ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений.
Слайд 123-й этап (с начала 90-х гг.) связан с понятием анализа
стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии
распределенной обработки информации. Информационные системы имеют своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь управленцу. Соответствующие информационные технологии должны помочь организации выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество.
Слайд 13По признаку - виды инструментария технологии
1-й этап (до второй
половины XIX в.) - "ручная" информационная технология, инструментарий которой составляли:
перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш.
2-й этап (с конца XIX в.) - "механическая" технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта.
3-й этап (40 - 60-е гг. XX в.) - "электрическая" технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны.
Слайд 144-й этап (с начала 70-х гг.) - "электронная" технология, основным
инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе
автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов.
5-й этап (с середины 80-х гг.) - "компьютерная" ("новая") технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами.
Слайд 15Особенности новых информационных технологий
Новая информационная технология - информационная технология с
"дружественным" интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства.
Три
основных принципа новой (компьютерной) информационной технологии:
§ интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;
§ интегрированность с другими программными продуктами;
§ гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.