Слайд 1СОДЕРЖАНИЕ КУРСА “ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ”
вопросы информационной составляющей менеджмента,
содержание информации в
системе управления,
вопросы развития систем представления информации.
современное состояние развития информационных
систем и информационных технологий как в России, так и за рубежом.
тенденции развития информационных систем и информационных технологий,
принципы и порядок разработки информационных систем управления.
Слайд 2Основные вопросы курса:
Цели и изложено содержание информации в системе управления
(СУ):
как происходит развитие систем представления информации, которое в современных условиях
перерастает в информационную систему управления ИCУ.
2. Описаны принципы и порядок разработки информационных систем управления, а также их стандартные характеристики и назначение.
3. Средства обеспечения информационных систем, в т.ч. анализ современного их состояния и тенденций развития.
4. Функциональная структура информационной системы.
5. Вопросы информационной безопасности.
6. Методика расчета экономической эффективности внедрения автоматизированной обработки информации.
Слайд 3ВВЕДЕНИЕ
Управление современным предприятием требует все большей оперативности. В период быстрых
изменений на рынке, более короткого цикла обращения продукции и услуг,
изменчивости потребительского спроса важна комплексность информационной базы для принятия оперативных и стратегических решений и контроля над их выполнением.
Традиционные бумажные носители информации служат явным барьером на пути внедрения передовых технологий управления. В этой связи использование современных методов сбора, обработки, хранения, анализа и представления информации для подготовки управленческих решений является одним из важнейших рычагов развития бизнеса.
Информационный аспект функционирования и развития экономики приобретает все большее значение.
Слайд 4(продолжение)
Для обозначения комплекса задач управления, связанных с информационными системами (ИС),
используется понятие
Information Management (амер).
Данное понятие включает:
внутренние задачи управления
в среде (ИС),
вопросы ее использования для решения разнообразных задач в сфере основной деятельности предприятия, организации, фирмы.
Informationsmanagement( нем): -общее понятие, обозначающее весь комплекс задач менеджмента в сфере обработки информации.
Это понятие отражает:
все аспекты проблемы менеджмента в сфере:
создания и использования информационных ресурсов.
Слайд 5(продолжение)
ВЫВОД:
информационный менеджмент – специальная область менеджмента, которая выделилась как
самостоятельное направление, – все больше приобретает специфических особенностей и выступает
как самостоятельная отрасль знаний.
Слайд 6(продолжение)
Информационный менеджмент рассматривают в двух смыслах :
в широком,
узком
В
широком смысле - совокупность всех задач управления на всех этапах
жизненного цикла (ЖЦ) организации, включающая все действия и операции как с :
информацией во всех ее формах и состояниях,
организацией, в целом, на основе данной информации.
При этом должны решаться задачи определения :
ценности,
эффективности использования не только собственно информации (данных и знаний), но и других ресурсов организации, в той или иной мере входящих в контакт с информацией: технологических, кадровых, финансовых и т.д.
Слайд 7(продолжение)
В узком смысле информационный менеджмент : -
круг задач управления, прежде
всего производственного и технологического характера, решение которых обеспечивает достижение целей
организации в основной ее деятельности за счет эффективного согласованного управления :
элементами, процессами и ресурсами собственно информационной системы,
элементами, процессами и ресурсами организации.
В этих задачах управления в той или иной мере используются:
информационные системы,
информационные технологии.
Слайд 8(продолжение)
Задачи информационного менеджмента:
1) формирование технологической среды ИС;
2) развитие ИС ,
3)
обеспечение обслуживания ИС;
4) использование и эксплуатация ИС;
5) планирование в сфере
информатизации;
6) формирование организационной структуры и управление персоналом в сфере информатизации;
7) формирование и обеспечение комплексной защищенности информационных ресурсов.
Слайд 9(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
В целом информационный менеджмент можно представить как триаду:
информация (основная
производственная материя),
информационная технология (последовательность действий во времени по преобразованию
информации),
информационная система (совокупность специальных средств преобразования информации и среда приложения менеджмента).
Все это отличает информационный менеджмент от менеджмента в других сферах.
Слайд 10ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ИХ РОЛЬ
В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Эффективность деятельности производственной организации
прежде всего зависит от того, как управляют данной организацией.
По
оценкам специалистов средняя выработка на одного работающего по 200 крупнейшим предприятиям России к концу ХХ века составляла около 35 тыс. дол., что в 7 раз ниже по аналогичному показателю в США.
Следовательно, наши предприятия во столько раз работали менее эффективно по сравнению с американскими предприятиями.
Основная причина : очевидно, кроется
не столько в использовании устаревшего оборудования или в высоком уровне налогообложения,
сколько в слабой системе управления организацией и, в частности, в отсутствии современных управленческих технологий.
Слайд 11(продолжение)
Выход :
использование новых подходов в области экономического управления организацией,
эффективное
управление с опорой на современные информационные технологии (IT- технологии).
усложнение
и укрупнение бизнеса, усиление требований к его оперативности сегодня заставляют менеджеров воспользоваться помощью информационных систем (ИС).
Слайд 12(продолжение)
Производственную организацию можно рассматривать как :
систему производства,
систему управления (организующую
взаимодействие отдельных элементов системы реализации и производства как в пространстве,
так и во времени. )
Основная особенность производственно-экономической системы управления заключается в том, что происходящие в ней процессы связаны (в первую очередь ) с:
передачей,
преобразованием,
использованием информации.
Слайд 13(продолжение)
С появлением кибернетики информация -унифицирующее понятие, определяющее действие организованных систем,
т.е. систем, поведение которых контролируется (управляется) достижением заранее поставленных целей.
С точки зрения кибернетики
не всякие сведения несут информацию, а лишь те, которые уменьшают неопределенность для некоторого наблюдателя.
Слайд 14(продолжение)
Информация как средство управления:
коррелятор организованности системы?
служит основой процесса принятия оптимальных
управленческих решений.
определяет необходимость повышения качества всей ее совокупности, представляющей
информационный базис экономической системы управления производственной организации.
Слайд 15(продолжение)
Потребность в принятии решений и распределении обязанностей между работниками производственной
организации регулируется установлением информационной деятельности.
Все организационные единицы организации могут
быть связаны информационными потоками с ее внешней и внутренней средой и
выполнять функции регулятора или объекта регулирования.
Слайд 16(продолжение)
Особенностью термина "информация" :
с одной стороны, он интуитивно понятен практически
для всех,
с другой - общепризнанной его трактовки в научной
литературе не существует.
Как научная категория "информация" - предмет изучения для самых различных областей знания: философии, информатики, теории систем, кибернетики и т.д.
Существуют различные трактовки и определения данного термина. Часто информация трактуется как новые сведения, которые могут быть использованы человеком :
для совершенствования его деятельности,
и пополнения знаний.
Слайд 17(продолжение)
Довольно распространенным является взгляд на информацию как на ресурс, аналогичный:
материальным,
трудовым ,
денежным ресурсам.
С этой точки зрения, информация –новые
сведения, позволяющие улучшить процессы, связанные с преобразованием:
вещества,
энергии,
самой информации.
Слайд 18(продолжение)
Существует подход к определению информации, который отталкивается от схематичного представления
процесса ее передачи.
На предельном уровне абстрагирования в нем можно
выделить два фундаментальных элемента:
источник (передатчик) ,
и приемник (потребитель, клиент).
При их взаимодействии и возникает информация - некоторое сообщение, которое тем или иным способом уменьшает незнание потребителя (приемника) о некотором объекте, факте или явлении.
Слайд 19(продолжение)
Основываясь на данном подходе, один из основоположников теории информации Клод
Шеннон определил информацию как снятую неопределенность.
Выделят три фазы существования информации:
ассимилированная
информация - представление сообщений в сознании человека, наложенное на систему его понятий и оценок;
документированная информация - сведения, зафиксированные в знаковой форме на каком-то физическом носителе;
передаваемая информация - сведения, рассматриваемые в момент передачи информации от источника к приемнику.
Слайд 20(продолжение)
В наиболее общей форме экономическими процессами являются:
производство,
распределение,
обмен,
потребление
материальных благ.
Информация об указанных процессах называется экономической информацией.
Слайд 21(продолжение)
Экономическая информация - собой совокупность сведений, которые необходимо:
отображать,
фиксировать,
использовать
для управления организацией.
Экономическая информация -чрезвычайно разнообразна и отражает:
определенные события,
явления, процессы,
которые уже совершились или должны совершиться в будущем.
Слайд 22(продолжение)
Основными характеристиками экономической информации являются:
большие объемы;
многократное повторение циклов ее получения
и преобразования в установленные временные периоды (месяц, квартал, год и
т.д.);
многообразие источников и потребителей;
значительный удельный вес рутинных процедур при ее обработке.
Слайд 23(продолжение)
К важнейшим признакам, по которым обычно осуществляется классификация циркулирующей экономической
информации, относятся:
отношение к данной управляющей системе.
Этот признак позволяет разделить
информацию на:
входную, внутреннюю и выходную;
2) признак времени.
Относительно времени сообщения делятся на перспективные (о будущих событиях) и ретроспективные.
К первому классу относится плановая и прогнозная информация, ко второму - учетные данные. По времени поступления разделяются периодические и непериодические сообщения;
3) функциональные признаки.
На их основе формируется классификация по функциональным подсистемам экономического объекта.
Например, информация о :
трудовых ресурсах,
производственных процессах,
финансах и т.п.
Слайд 24(продолжение)
С точки зрения кибернетики, управление разделяется на:
обработку информации,
принятие управленческих
решений.
Практика подтверждает такое разделение и показывает, что :
принижение каждой
из сторон снижает качество управления,
cам процесс управления является специфическим видом человеческой деятельности, в котором информация - предмет труда и вся работа органов управления (внешне) - обработка информации.
Принятие решений является волевым актом, осуществляемым человеком по результатам обработки информации.
Слайд 25(продолжение)
При создании СУ производственной организацией кибернетический подход предполагает:
анализ,
проектирование
с учетом
особенностей и закономерностей образования экономической информации:
накопления,
хранения,
передачи,
переработки,
использования для
управления этими системами.
Познание закономерностей информационных процессов, (протекающих в CУ, является необходимой предпосылкой для создания эффективных ИСУ.