Слайд 1Социализация личности
Раздел – социальная педагогика
Слайд 2План лекции
Сущность и содержание социализации.
Семья как важнейший институт социализации
Биологические и
социальные факторы в развитии ребенка.
Понятия «норма» и «отклонение» от нормы
в социальной педагогике
Слайд 3Социальное развитие
Социализация
Социальная адаптация
Индивидуализация
Интеграция
Личность
Агенты социализации
Семья
Образование
Институты социализации
Воспитание
Дезадаптация
Социальная среда
Факторы социализации
Ключевые слова по
теме «социализация личности»
Слайд 4Социализация (в широком смысле) – процесс и результат социального развития
человека
(Е.А. Андриенко).
Социализация – процесс освоения человеком существующих в данной
культуре и обществе заданных норм поведения и способов деятельности
(В.М. Полонский)
Социализация – двусторонний процесс усвоения и воспроизведения личностью социального опыта, который может происходить стихийно и целенаправленно
Слайд 5Институты социализации личности – исторически сложившиеся формы организации
и регулирования
общественной жизни людей
Слайд 6Процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.
Социальная
адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка.
Если же
степень утраты или несформированности социально значимых качеств столь высока, что это препятствует успешному приспособлению ребенка к условиям социальной среды, происходит его социальная дезадаптация
Слайд 7Факторы социализации
мегафакторы (космос, планета, мир),
макрофакторы (страна, этнос, общество, государство),
мезофакторы (этнические установки, религиозные условия, тип поселения, СМИ),
микрофакторы (ближайшее окружение
– семья, образовательные учреждения, сверстники и др.)
Ближайшую среду, в которой происходит развитие ребенка, называют социумом, или микросоциумом.
Воспитание – один из основополагающих факторов социализации личности ребенка.
Слайд 8Влияние факторов социализации
Слайд 9Позитивные и негативные социальные роли
Слайд 10ЧТО СИЛЬНЕЕ: СТИХИЙНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИЛИ ВОСПИТАНИЕ?
Слайд 11Причины нарушения процесса социализации детей и подростков
Изменение типа межпоколенных отношений.
Растущий информационный гнет.
Рассогласование системы ценностей.
Расширение технико-информационных условий общения, ценности контактного
общения.
Кризис современной семьи, проблема насилия.
Низкая степень эмоциональности взаимодействия.
Слайд 12План лекции
Сущность и содержание социализации.
Семья как важнейший институт социализации
Биологические и
социальные факторы в развитии ребенка.
Понятия «норма» и «отклонение» от нормы
в социальной педагогике
Слайд 13Функции семьи
репродуктивная
воспитательная
хозяйственно – бытовая
экономическая
социального контроля
духовного общения
социально-статусная
досуговая
эмоциональная
Слайд 14Социализирующее влияние семьи
Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека.
Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребенка.
В-третьих, семья
играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность.
Слайд 15В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами.
В-пятых,
в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных
и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.
В-шестых, семья становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов.
Социализирующее влияние семьи
Слайд 16Параметры семьи
Демографический – структура семьи
Социально-культурный – образовательный уровень родителей, их
участие в жизни общества
Социально – экономический – имущественные характеристики и
занятость родителей на работе.
Технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни
Слайд 17По уровню социальной адаптации
благополучные семьи
семьи группы риска (наличие некоторого
отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные),
неблагополучные
семьи (не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно)
асоциальные семьи (родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается)
Слайд 18«Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце,
так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.»
Василий Александрович
Сухомлинский
Слайд 19Дети – наш суд на миру, наше зеркало, в котором
совесть, ум, честность, опрятность нашу – все наголо видать. Дети
могут нами закрыться, мы ими – никогда.
Виктор Петрович Астафьев
Слайд 20Проблема насилия в семье
В 2013 году Следственный комитет расследовал более
17 тысяч преступлений, совершенных в отношении детей.
1,5 тысячи детей пострадали
от преступных действий со стороны близких членов семьи.
Около 500 детей погибли от рук опекунов или родителей.
Основная часть преступлений замалчивается детьми, помощь не оказывается!
Слайд 21Успешная социализация Проблемы социализации
Безопасность, доверие Страх, недоверие,
положительная самооценка неуверенность в
себе
инициативность, пассивность
любознательность
Развитие социальных Безволие, агрессия,
навыков, становление низкий статус
в группе,
системы ценностей, ранняя сексуализация
целенаправленность,
результативность деятельности
Дружеские отношения, Неприятие в коллективе,
высокая мотивация, школьная неуспешность,
самостоятельность, трудновоспитуемость,
самоопределение девиантное поведение
Слайд 23План лекции
Сущность и содержание социализации.
Семья как важнейший институт социализации
Биологические и
социальные факторы в развитии ребенка.
Понятия «норма» и «отклонение» от нормы
в социальной педагогике
Слайд 24Младенческий возраст – ситуативно-личностное общение
Ранний возраст – предметная деятельность
Дошкольный возраст
– сюжетно-ролевая игра
Младший школьный возраст -учебная деятельность
Подростковый возраст – интимно-личностное
общение
Ранний юношеский возраст –учебно-профессиональная деятельность
Ведущие виды деятельности
по возрастным периодам
Слайд 25Биологические факторы
Внутренние - наследственность – передача от родителей к детям
определенных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу (внешние
особенности, группа крови, тип нервной системы, заболевания, задатки …).
Внешние – микробы, паразиты, вызывающие заболевания; воздействие природной среды …
Слайд 26Социальные факторы
Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе
социализации человека, его интеграции в общество.
Социальная адаптация происходит в
трех основных средах – деятельность, общение и сознание.
Слайд 27Общение как условие развития личности ребенка
Общение – это процесс взаимосвязи
и взаимодействия личности, характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями
и навыками, а также результатами деятельности.
Виды общения:
непосредственное и опосредованное;
формальное и неформальное.
Слайд 28Социальное развитие ребенка происходит по двум взаимосвязанным направлениям: социализации (овладения
социокультурным опытом, его присвоения) и индивидуализации (приобретения самостоятельности, относительной автономности).
Если
при вхождении ребенка в социум устанавливается равновесие между процессами социализации и индивидуализации, когда, с одной стороны, он усваивает нормы и правила поведения, принятые в данном социуме, а с другой – вносит свой значимый «вклад» в него, свою индивидуальность, происходит интеграция ребенка в социум.
Слайд 29Взаимосвязь воспитания
и самовоспитания
Слайд 30План лекции
Сущность и содержание социализации.
Семья как важнейший институт социализации
Биологические и
социальные факторы в развитии ребенка.
Понятия «норма» и «отклонение» от нормы
в социальной педагогике
Слайд 31Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике
Норма
– это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий
среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней.
То, что не соответствует норме, обозначается как «отклонение».
Слайд 33Социальная педагогика как наука
Раздел – социальная педагогика
Слайд 34План лекции
Объект и предмет социальной педагогики.
Пути возникновения новых научных областей
Категории
социальной педагогики.
Слайд 35Наука
это сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых,
объективных знаний и представлений о действительности;
Философия
это наука о всеобщих законах
развития природы, общества и мышления;
Социология
это наука об обществе как целостной системе;
Психология
это наука о закономерностях развития и функционирования психики человека;
Педагогика
это наука об образовании, воспитании и обучении подрастающего поколения.
Слайд 36Объект и предмет науки
В качестве объекта исследования той или иной
науки выступает определенная область реально существующего мира, реальной действительности.
Предметом
же любой науки является результат теоретического абстрагирования, позволяющего ученым выделить те или иные стороны, а также закономерности развития и функционирования изучаемого объекта.
Слайд 37Положения, определяющие специфику социальной педагогики
Социальная педагогика является отраслью педагогики.
Социальная педагогика
способствует социальному формированию, развитию человека, преодолению проблем его социализации.
Социальная педагогика
использует возможности педагогического влияния, управления этим поведением.
Слайд 38Объект и предмет
социальной педагогики
Объект – социализация личности.
Предмет – принципы,
закономерности, содержание, формы и методы социализации детей и молодежи, находящихся
в сложной жизненной ситуации.
Слайд 39Сегодня социальная педагогика рассматривается как:
теория – система понятий, утверждений, законов
и закономерностей, раскрывающих процесс социального становления личности, управления группой с
учетом влияния на них факторов среды;
практика – направленная деятельность субъекта по диагностике и прогнозированию социального развития, коррекции и воспитанию, перевоспитанию человека, группы, а т.ж. по управлению массами, мобилизации их на определенные действия;
образовательный комплекс – теория и практика подготовки специалистов социальной сферы, в том числе и самих социальных педагогов…
Слайд 40План лекции
Объект и предмет социальной педагогики.
Пути возникновения новых научных областей
Категории
социальной педагогики.
Слайд 41Пути возникновения новых научных областей
Дифференциация и специализация (выделение социальной
педагогики из педагогики).
Интеграция – объединение ряда самостятельных наук (возникновение междисциплинарных
наук)
Слайд 42Социальная педагогика – междисциплинарная область
научных исследований
социология
Соц. педагогика
педагогика
Предмет-
закономерности
социализации
ПРЕДМЕТ+
ОБЪЕКТ
Объект-ребенок
Слайд 43План лекции
Объект и предмет социальной педагогики.
Пути возникновения новых научных областей
Категории
социальной педагогики.
Слайд 44Система знаний науки отражается в ее понятиях и категориях
Понятия –
это одна из форм отражения реального мира в процессе его
познания.
Категории науки – наиболее общие, фундаментальные, «родовые» понятия, от которых происходят остальные понятия, используемые в данной науке.
Слайд 45Понятия, используемые
в социальной педагогики
Заимствованные
Собственные
- образование
- обучение - социальное обучение
- воспитание - социальное воспитание
- дети(ребенок)
-
личность
- развитие
- деятельность - социально-педагогическая деят.
- общество
- социум
- социальный институт
- социализация
- социальная адаптация
Слайд 46 Социально-педагогическая деятельность - разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи
ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и
на создание условий для его самореализации в обществе
Категории социальной педагогики
Слайд 47Педагогическая и социально-педагогическая деятельность
Слайд 48Виды социально-педагогической деятельности (СПД)
СПД в образовательных учреждениях
СПД в учреждениях дополнительного
образования
СПД в социальных службах разных ведомств
СПД в детских и молодежных
общественных объединениях
СПД в учреждениях творчества и досуга детей и молодежи
СПД в местах летнего отдыха детей и молодежи
СПД в различных конфессиях
Слайд 49Виды социально-педагогической деятельности (СПД)
СПД с детьми, имеющими социальные отклонения (дети-сироты,
дети переселенцев и беженцев и др.)
СПД с детьми и молодежью,
имеющими отклонения в развитии или здоровье
СПД с детьми и молодежью, имеющими педагогические отклонения
СПД с детьми и молодежью отклоняющегося (девиантного) поведения
Слайд 50Трактовки понятия
«социальное воспитание»
Социальное воспитание представляет собой всю совокупность воспитательных
воздействий общества на конкретного человека или какие-либо группы, категории людей.
Социальное
воспитание означает «целенаправленную воспитательную деятельность, связанную с жизнедеятельностью людей в обществе», подготовку человека к жизни в обществе.
Слайд 51Категории социальной педагогики
Социальное воспитание - целенаправленный процесс формирования социально
значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации
Социальное
обучение - целенаправленный процесс передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков, способствующих социализации ребенка.