Слайд 1Презентация на тему: СОЦИАЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ.
Подготовила студентка 3 курса группы В(550761):
Тюрина Софья Андреевна
Слайд 2 Социальная изоляция- это социальное явление,
при котором происходит отторжение индивида или социальной группы от других
индивидов или социальных групп в результате прекращения или резкого сокращения социальных контактов и взаимоотношений.
Слайд 3 Типы социальной изоляции
Принудительная изоляция — индивида или социальную группу изолируют в
местах лишения свободы, это один из факторов существования криминальных субкультур
или контркультур. Примеры: тюрьмы, больницы с принудительным лечением.
Добровольная изоляция индивида или социальной группы происходит под действием двух факторов: 1) по собственному желанию или убеждению; 2) из-за влияния субъективных факторов. Примеры: монахи, отшельники (физическая изоляция от общества); замкнутость/скрытность/недоверие при общении с людьми (чистая социальная самоизоляция).
Слайд 4 Невольная (вынужденная) изоляция — происходит по причине случайных объективных факторов: незапланированное
длительное пребывание в безлюдном месте или во враждебной/чуждой/незнакомой социальной среде,
болезнь. В случае чуждой социальной среды с течением времени возможно вливание в неё, однако полного удовлетворения эти отношения не приносят. Как правило, такая изоляция (места пребывания) временны и покидаются индивидом при первой возможности.
Разрыв отношений, бойкот — другие участники социальной группы минимизируют любое (даже формальное) общение с индивидом (как правило, из-за нарушения им норм данного общества). В мобильных группах оканчивается добровольным уходом индивида из группы или его изгнанием.
Слайд 5Постоянно общаясь с одними и теми же самыми людьми, индивид
характеризуется бедностью сенсорных раздражителей и минимальностью перцептивных, коммуникативных и интерактивных
действий. В то время в отношениях начинают проявляться эмоциональное напряжение, неадекватность восприятия, снижение толерантности к «значимому» окружению, конфликты и др.
Слайд 6 Психогенными (при определенных обстоятельствах и
суицидогенными) факторами, которые не дают возможности адекватно воспринимать партнера по
общению, оценивать события социально-психологической реальности, тормозят эмоционально-эмпатические и перцептивно-рефлексивные возможности личности, могут быть:
постоянная «публичность» и информационное истощение партнеров по общению;
эмоциональное напряжение (обусловлено необходимостью в течение длительного времени сдерживать себя в определенной ролевой функции);
актуализация потребности в одиночестве, недовольство которой приводит к «психологическому стриптизу» — неспособность человека скрывать свои чувства и мысли, что является одной из форм защитной реакции;
персонификация переживаний «открытости мыслей» (переживания приписываются действиям конкретных партнеров), и провоцирует конфликтность и аутизацию.
Слайд 7Речь идет о коммуникативной несостоятельности, неспособности индивидуума проявлять те коммуникативные
качества (коммуникабельность, умение индивида адаптироваться к ситуации взаимодействия, его решительность,
настойчивость, уверенность в себе, устойчивость к стрессу, готовность к коммуникативному взаимодействию и поступкам, ответственность), которые дают ему возможность адекватно воспринимать социально-психологическую реальность, эффективно взаимодействовать с другими, быть активным участником коммуникативного процесса.
Слайд 9Значительная часть «трудных» подростков – такова их судьба, на протяжении
более или менее длительного времени испытывает на себе специфические воздействия
тех условий жизни и воспитания, которые установлены в рамках режимных учереждений, какими являются приемники – распределители, специальные учебно – воспитательные учереждения, следственные изоляторы, воспитательно – трудовые колонии. По статистическим данным Министерства внутренних дел Латвийской Республики каждые десять лет через них в общей сложности проходит примерно 15 тыс. несовершеннолетних.*
Слайд 10Помещение «трудных» подростков, несовершеннолетних правонарушителей в условия социальной изоляции от
общества исключает их из многих важных для них общественных связей
и отношений. Условия социальной изоляции способствуют важному переформированию подросткового «Я», причиной которому является ряд различных факторов данных условий:
– подросток не вправе выбирать по своему усмотрению вид труда;
– ограничиваются семейные, досуговые и иные отношения, свобода передвижения, свиданий;
– происходит ограничение в питании, приобретении предметов первой необходимости, праве на отдых;
– подросток может подвергаться обыску, его корреспонденция – цензуре, посылки – досмотру.
Слайд 12Воспитание, исправление и перевоспитание в условиях социальной изоляции составляют некоторые
сложности. Это процесс весьма трудный и весьма противоречивый. Итоги его,
как правило, всегда менее позитивны, чем те, на которые расчитывает общество. С одной стороны – изоляция, строжайшая регламентация и непрерывный контроль за поведением – единственные элементы воспитательного процесса, способствующие достижению целей исправления несовершеннолетнего правонарушителя, «трудного» подростка. С другой же стороны – в силу иных причин объективного и субъективного характера, именно при данных условиях возникают многие новые нежелательные последствия негативного плана. Реально в условиях принудительной изоляции у большинства социально запущенных подростков, как правило, с еще большей интенсивностью усугубляются различные деформации личности. Такая деформация делает подростков более стойкими к применяемым мерам перевоспитания , а в ряде случаев подросток не поддается вообще никаким перевоспитательным процессам.
Слайд 13Если судить, например, по результатам опроса сотрудников ИДН (инспекция по
делам несовершеннолетних) больше половины правонарушителей, находящихся в условиях социальной изоляции,
оказывают разлагающее влияние на других воспитанников, свыше 1/4 склоняют их к нарушению установленного режима и порядка, 1/5 допускают правонарушения, такие, например, как неподчинение администрации, побеги, преступные деяния внутри колонии.
Своими действиями более сильные, более волевые подростки пытаются подчинить себе других, более безвольных и зависимых. Они оказывают на таких как физическое так и моральное воздействие, принуждая их к участию в срыве режимных и иных воспитательно – профилактических мероприятий. Тем самым в условии социальной изоляции присутствует рефлекс понукания человека.
Слайд 14
В данных условиях можно говорить о присутствии определенного единства,
которое в условиях социальной изоляции проявляется как жесткий авторитаризм, реализация
прав сильного. Это некий своеобразный «авторитет власти» по преимуществу, где личностное выступает как групповое. Авторитетность – это признание окружающими за индивидом или определенной группой определенных прав и обязанностей. В подростковом коллективе, изолированном от нормального социального общества, авторитетность – это своеволие, жестокость, завышенная самооценка, нетерпимость к критике, подчинение своим идеям всех остальных, подавление личностных качеств, противоречащих взглядам авторитета или авторитетной группы подростков. Подавление авторитетами личности «других» подростков в итоге очень часто приводит к положению, когда эти самые «другие» подростки, боясь не утвердиться в глазах авторитетной группы, попросту являясь жертвами затравленного подсознания, окончательно перестают считаться с моральными ценностями, общественными интересами и что самое страшное – даже с самой жизнью человека.