Слайд 2Феномен общения в социальной психологии
1.Понятие общения. Функции общения.
2.Виды общения.
3.Структура общения.
Коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения.
Слайд 3Рекомендуемая литература
Андреева, Г.М. Социальная психология / Г. М. Андреева. –
М.: Аспект, 2002. – 366с.
Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В.
Андриенко. – М.: Академия, 2004. – 264с.
Битянова, М.Р. Социальная психология / М.Р. Битянова. – М.: ЭКСМОПпресс, 2004. – 576с.
Крысько, В.Г. Социальная психология: курс лекций / В.Г. Крысько. – М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2004. – 448с.
Майерс , Д. Социальная психология / Д. Майерс. СПб.: Питер, 2000. – 682с.
Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании / Н.И. Шевандрин. – М.: Владос, 1995. – 554с.
Слайд 4Общение – 1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов
между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в
себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. 2) осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.
Слайд 5Функции общения
Прагматическая функция реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной
деятельности.
Формирующая функция проявляется в процессе развития человека и становления его
как личности.
Функция подтверждения проявляется в том, что только в ходе общения с другими людьми мы можем познать, понять и утвердить себя в собственных глазах.
Слайд 6Функции общения
Функция организации и поддержания межличностных отношений общение для любого
человека связано с оцениванием других людей и установлением эмоциональных отношений
– либо положительных, либо отрицательных.
Внутриличностная функция общения одна из самых важных. Благодаря диалогу с самим собой человек принимает определенные решения, совершает значимые поступки.
Слайд 7Виды общения
Императивное общение (авторитарное, директивное). Оно отличается тем, что один
из партнеров по общению стремится подчинить себе другого, хочет контролировать
его поведение, мысли; принуждает к определенным действиям.
Манипулятивное общение сходно с императивным общением. Цель его – оказать воздействие на партнера по общению. Но достижение своих намерений осуществляется скрытно.
Диалогическое общение основано на равноправии партнеров.
Деловое общение формирует и развивает способности, служит средством приобретения знаний и навыков.
Слайд 8Виды общения
Личностное общение формирует человека как личность, предоставляет ему возможность
приобрести определенные черты характера, сформировать человеческие интересы, привычки, усвоить нормы
и формы человеческого поведения, определить цель своей жизни и выбрать подходящие средства для ее реализации.
Материальное общение позволяет человеку получать необходимые для жизни предметы материальной и духовной культуры.
Слайд 9Виды общения
Когнитивное общение выступает как фактор интеллектуального развития человека, так
как общающиеся друг с другом индивиды обмениваются знаниями и интеллектуальными
умениями.
Кондиционное общение обеспечивает состояние оптимальной психологической готовности к научению, формирует установки, необходимые для включения человека в другие виды общения.
Мотивационное общение служит источником энергии для человека. Приобретая в результате такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек расширяет свой психоэнергетический потенциал.
Слайд 10Виды общения
Биологическое общение служит самосохранению организма в качестве важнейшего условия
поддержания и развития жизненных функций.
Социальное общение обслуживает общественные потребности людей
и является фактором, способствующим развитию и совершенствованию разнообразных форм общественной жизни: групп, коллективов, наций, государств, мира людей в целом.
Слайд 11Основные аспекты общения
Содержание общения это информация, которая через общение передается
от человека к человеку.
Цель общения то, ради чего человек вступает
в общение с другими людьми.
Средства общения это то, с помощью чего реализуется общение.
Слайд 12Структура общения (по Г.М. Андреевой)
Коммуникативная сторона общения.
Интерактивная сторона общения.
Социально-перцептивная сторона
общения
Слайд 13Структура общения
Коммуникативная сторона общения – это обмен информацией между людьми
или та информация, которой в процессе общения обмениваются друг с
другом.
Интерактивная сторона общения включает в себя взаимодействие людей с друг другом.
Социально-перцептивный аспект общения представляет собой восприятие, понимание и оценку человеком человека.
Слайд 14Коммуникативная сторона общения
Коммуникацию понимают в двух значениях:
в обмене различными представлениями,
идеями, интересами, настроениями;
Как информацию, увязанную с конкретным поведением собеседников.
Слайд 15Коммуникативная сторона общения
В коммуникативном процессе выделяют 2 системы:
вербальную систему (в
качестве звуковой системы информации используется речь);
невербальную систему (неречевые знаковые системы).
Невербальная система включает в себя:
1.Визуальную систему.
2.Акустическую систему.
3.Тактильную систему.
4.Ольфакторную систему.
Слайд 16Элементы коммуникации (по Г. Лассуэллу)
Кто (передает сообщение) – коммуникатор.
Что (передется)
– сообщение (текст).
Как (осуществляется передача) – канал связи.
Кому (направлено сообщение)
– реципиент (слушатель).
С каким эффектом – эффективность.
Слайд 17Интерактивная сторона общения
Интерактивная сторона общения включает компоненты общения, которые связаны
с взаимодействием людей, с организацией их совместной деятельности:
- обмен
действиями;
планирование;
выработка форм и норм совместных действий.
Слайд 18Тактики поведения во взаимодействии
Сотрудничество – направлено на полное удовлетворение участниками
взаимодействия своих потребностей (реализуется мотив кооперации, либо мотив конкуренции).
Противодействие –
подавление.
Компромисс - реализуется в частном достижении целей партнеров ради условного равенства.
Уступчивость – предполагает принесение в жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм).
Избегание – уход от контакта, потеря собственных целей для того, чтобы исключить выигрыш другого.
Слайд 19Виды мотивов взаимодействия человека с другими людьми
Максимизация общего выигрыша –
мотив кооперации.
Максимизация собственного выигрыша – индивидуализм.
Максимизация относительного выигрыша – конкуренция.
Максимизация
выигрыша другого – альтруизм.
Минимизация выигрыша другого – агрессия.
Минимизация различий в выигрышах – равенство.
Слайд 20Социально-перцептивный аспект общения
Социальная перцепция т.е. механизмы восприятия, понимания и оценки
человека человеком
Слайд 21Механизмы социальной перцепции
Рефлексия – механизм самопознания в процессе общения, в
основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером
по общению.
Аттракция (привлечение) – представляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему.
Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека.
Эмпатия – способность эмоционально воспринимать другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами.
Слайд 22Механизмы социальной перцепции
Эмпатия – способность эмоционально воспринимать другого человека, проникнуть
в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями
и чувствами.
Идентификация – установление сходства человека с другим, направленное на собственное развитие идентифицирующегося с ним лица.