Слайд 1СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Юлия Евгеньевна Гусева, канд. психол. наук, доцент каф. психологии
человека РГПУ им. А.И. Герцена.
http://www.psyhlp.ru/
https://vk.com/psyhlp
Слайд 2Социальная психология личности
Слайд 3СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Понятие социализации введено А. Бандурой в 40-х годах ХХ века.
Социализация
(Кон И.С.) – совокупность всех процессов, посредством которых индивид усваивает
систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Слайд 4ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Институт социализации – канал, через который осуществляется воздействие общества
на личность.
Слайд 10СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА
Социальная установка, аттитюд (attitude) – субъективная ориентация индивидов как
членов группы на те или иные ценности, предписывающие индивидам определенные
социально принятые способы поведения.
Слайд 11Структура установки (по М. Смиту):
Слайд 12Функции установки (Д. Кац, 1960):
Слайд 14Связь социальной установки и реального поведения
Слайд 16Я-концепция
относительно устойчивая система представлений индивида о самом себе, на
основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и
относится к себе.
Слайд 17Основные понятия
Самосознание – процесс, с помощью которого человек познает себя
и относится к самому себе. Результат самосознания – образ Я
или Я-концепция.
Образ «Я» – продукт самосознания и условие существования самосознания как процесса.
Самооценка - ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.
Слайд 19Исследование Я-концепции
Методика М. Куна и Т. Макпартленда
«Кто Я»?
Ответьте на
вопрос «Кто Я». Пишите первое, что приходит вам в голову.
Не ищите «правильные» или «хорошие» ответы. Результаты не нужно оглашать или кому-то показывать, если вы этого не хотите.
1)
2)
3)
………
n)
Слайд 20
Механизмы получения личностью знания о себе
(механизмы самопознания):
Усвоение чужих точек
зрения о себе (мнения окружающих).
Сравнение себя с другими.
Оценка своих результатов
и достижений.
Анализ собственного поведения.
Самонаблюдение (интроспекция).
Слайд 21Этапы формирования самосознания (В. Мерлин)
- осознание индивидом отличия себя
от остального мира;
- осознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;
-осознание
своих психических свойств;
- социально-нравственная самооценка, самоуважение.
Слайд 24Типичные высказывания детей
У меня никогда не получится…
Я не умею…
Я не
смогу так, как Ваня (Таня, Сережа)…
Ему (Вам) хорошо, он умеет
(вы умеете)…
Он способный, а я нет…
Он большой (высокий, сильный), а я маленький (низкий, слабый)…
Слайд 25СРАВНЕНИЕ
1. Сравниваем ребенка с другими детьми
2. Сравниваем ребенка
с ним самим
Слайд 26Пессимизм и выученная беспомощность
Слайд 27Рекомендации педагогам и родителя по преодолению выученной беспомощности и формированию
оптимистичного жизненного настроя у мальчиков и девочек.
1. Давать детям возможность
заниматься различными видами деятельности, интересующими ребенка, в том числе традиционно не соответствующими его биологическому полу.
2. Нецелесообразно использовать гендерно-стереотипные фразы, способствующие формированию выученной беспомощности: «мальчики обычно (всегда) забивают гвозди лучше девочек», «все девочки хорошо вышивают», «мальчику труднее научиться мыть посуду, чем девочке».
3. Важно делать акцент на индивидуальных особенностях ребенка, а не на его биологическом поле. Не стоит говорить: «Валя отлично вяжет и не умеет забивать гвозди, потому что она девочка». Лучше сказать: «Вале больше нравится вязать и у нее отлично получается, а забивать гвозди ей не очень интересно. Возможно, позже она захочет и этому научиться».
4. Расширять жизненный опыт ребенка за счет наблюдения за окружающей действительностью. Если в реальной жизни затруднительно найти примеры, можно использовать художественные произведения, в которых мужчины и женщины заняты гендерно-нестереотипной деятельностью.
5. Не оставлять без внимания гендерно-стереотипные высказывания детей («ты девочка, ты не сможешь отпилить, лучше дай я отпилю» и пр.). Чаще подчеркивать возможность каждого ребенка, независимо от биологического пола, научиться различным видам деятельности.