Слайд 1
«Социальная психология как наука»
Лекция №
1
«Социальная психология»
Доцент кафедры психологии МГУ
В.Н.Ковалев
kovalev_vn mail.ru
Слайд 2ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ:
ознакомиться с предметом, задачами,
периодами развития и предпосылками становления социальной психологии как области научных
знаний
Слайд 3П Л А Н:
Предмет социальной психологии.
Задачи социальной психологии.
Исторические периоды развития
социальной психологии.
Предпосылки социальной психологии.
Слайд 4 ЛИТЕРАТУРА:
Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2007.
Парыгин
Б.Д. Социальная психология. М., 2012.
Руденский Е.В. Социальная психология. Курс лекций.
М., 1998.
Кузьмин Е.С., Семенов В.Е. Социальная психология. – Л., 1979.
Майерс Дж. Социальная психология. СПб., 2009.
Хрестоматия по социальной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Т. Кутасова. М., 1994. С. 5 – 19.
Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – Ростов-на-Дону, 2005.
Слайд 5 Социальная психология
– это отрасль психологических знаний о
закономерностях поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные
группы, а также психологических характеристиках самих этих групп.
Слайд 6 Подходы и основания к изучению социальной психологии
ПСИХОЛОГИЯ
СОЦИАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
СОЦИОЛОГИЯ
Слайд 7 Предмет современной
социальной психологии
(Интенгративный подход)
Макрогруппы
Личность
Малая
группа
Общество,
народы,
массы
Слайд 8 Дифференциально-диффузная структура
предмета социальной психологии
Семья
Производственный коллектив
Школа
Неформальные группы
Др…
Слайд 9 Предмет социальной психологии
Микросреда: семья, школа,
производства, спортивные кружки,
изостудии, неформальные группы,
трудовые коллективы
Личность
Макросреда: наука, культура, образование, идеология, политика, религия, информационное пространство
Слайд 10 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХИКА как предмет исследования
социальной психологии (Е.В. Руденский)
Социальная психика - это некоторое
«сложное динамическое и противоречивое образование», которое проявляется как совокупность:
массовых, групповых, межгрупповых и личност-ных настроений;
массовых, групповых и индивидуальных эмоций;
массовых действий;
стереотипных установок;
сознательных, бессознательных, формальных и неформальных санкций человеческой деятельно-сти.
Слайд 11Подсистемы социальной психики:
1-я подсистема. Свойства
социальной психики:
- общественные настроения; - общественное мнение;
- социальная воля;
- социальные идеалы;
- социальные потребности; - социальные интересы
- социальные установки и убеждения;
2-я подсистема. Социальные явления:
- социальная перцепция; - социальный интеллект
- социальная память; - социальные действия;
3-я подсистема. Социально-психологические состояния:
- позитивные (радость и др.);
- негативные (горе, агрессия, паника и др.).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Предметом социальной психологии
является выявление закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных фактором их включения в реальные социальные группы.
(Г.М. Андреева):
Слайд 13 Задачи социальной
психологии:
Исследование социальных феноменов психологии;
Разработка инструментария исследования (методов, методик);
Осуществление прикладных исследований, направленных на развитие: группы, личности, социальных отношений, общения, системы управления социальными процессами, и др.
Слайд 14
Исторические периоды развития
социальной психологии
1. Период накопления социально-психологических знаний в
сферах философии и общей психологии (YI век до н.э. – середина ХIY в.).
2. Период выделения описательной социальной психологии из философии (социологии) в самостоятельную область знания (50 – 60 годы ХIХ века – 20 – е годы ХХ века).
3. Период формирования социальной психологии в экспериментальную науку (20 – е годы ХХ в. по настоящее время).
Слайд 15 Базовые теории составляющие основу социальной психологии
1. Теория психологии народов
(М. Лацарус и
Г. Штейнталь, В. Вундт ) – Германия.
2. Теория психологии масс
(Г. Лебон, С. Сигеле и др.) – Италия, Франция.
3. Разные теории о социальных инстинктах (Англия, США – начало ХХ в.), в т.ч. теория «инстинктов социального поведения» (В. Мак-Дауголл).
Слайд 16Эмпирические предпосылки социальной психологии:
стихийно сложившийся опыт использования законов общественной психологии
в прак-тике;
ораторское искусство Древней Греции, сформировавшее
технику, приемы управле-ния вниманием, эмоциональным состоянием больших и малых группы;
опыт использования средств искусства в обыденной жизни для формирования соци-ально приемлемых установок и ценностных ориентаций.
Слайд 17Эмпирические предпосылки социальной психологии:
опыт использования искусства в формировании
эмоционального поля религиозных действ, позво-ляющих эффективно осуществлять воздействие на личность
и массы;
опыт действ жрецов, ведунов, шаманов, в которых отрабатывались приемы суггестивного воздействия на аудиторию (ритуалы, обряды, настрои, ритмо- возбуждение, экстазостения);
культурно-психологические традиции Чань - Буддизма, сформировавшие приемы психотехники, психотренинга и психологической регуляции.
Слайд 18 Философские предпосылки
идеи Платона об иррациональном
поведении масс;
идеи Аристотеля об общественных инстинктах, интегрирующих социум;
социально-психологические объяснения процессов общественно-политической жизни Аристотеля, Гоббса, Гассенди, Локка, Руссо, Спинозы;
концепция социальной детерминации развития личности, развитая в работах Гальвеция;
философско-антропологическое объяснение роли и сущности общения как единственного способа проявления человеческой сущности, данные Л. Фейербахом;
Слайд 19Философские предпосылки
теория исторического развития и диалектика Гегеля;
научный анализ социально-психологических
явлений (социальных настроений, общественного мнения, обычаев и др.) в работах
Д.И. Писарева, В.Г. Белинского,
А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского,
Н.А. Добролюбова;
социально-психологический анализ положения угнетенных народов, данный Н.К.Михайловским и др.;
Слайд 20ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ
(ПЕДАГОГИКЕ, АНТРОПОЛОГИИ, СОЦИОЛОГИИ и др.)
Социальная психология как наука
была подготовлена рядом научных школ:
школой социальной философии (Локк, Руссо, Гоббс, Платон, Монтескье);
школой социальной антропологии ( М. Лацарус, Штейнталь, Вундт);
школой английского эволюционизма (Ч.Дарвин, Г. Спенсер);
школой ранней социологии ( О.Конт, Э. Дюркгейм).
Слайд 21 В развитие социальной психологии весомый вклад внесли смежные науки:
АНТРОПОЛОГИЯ
Э. У. Тейлор
АРХЕОЛОГИЯ Л.Г.Морган
ЭТНОГРАФИЯ Л. Леви – Бриль
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В. Вундт, Т. Рибо, В. Мак – Дауголл
ПСИХИАТРИЯ И. Мечников
БИОЛОГИЯ Л.И. Петражицкий, Ф. Гольцедорф
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ К. Маркс
Слайд 22 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Что изучает социальная психология?
Что включает в себя
понятие «социальная психика?
Каковы предпосылки развития социальной психологии?
В чем принципиальная разница
социологической и психологической школ в социальной психологии?
Как сегодня представлен предмет социальной психологии?
В чем суть теории психологии народов?
Каковы исторические периоды развития социальной психологии в самостоятельную область научных знаний?
Кто является основателем теории психологии масс?