Слайд 2 Даже беглый взгляд, брошенный на общество, позволяет увидеть его
внутреннюю неоднородность и сложную иерархию. Наиболее часто для целостного представления
социальной структуры используется образ пирамиды или горы, состоящей из множества социальных слоев и групп. Социолог описывает строение общества подобно геологу, исследующему расположение пластов породы.
Слайд 3Сам термин «стратификация» заимствован социологией из естественных наук и происходит
от лат. «stratym» - настил, слой. В геологии под стратификацией
понимается распределение по вертикали слоев воды различной плотности и температуры, в метеорологии – распределение температуры воздуха в атмосфере по высоте, от которого зависит возможность возникновения и степень развития вертикальных атмосферных потоков.
Слайд 4Социальная стратификация – это расслоение, иерархическая организация различных слоев общества,
а также совокупность институтов и отношений между ними.
Слайд 5Каждая страта включает только тех людей, кто имеет приблизительно одинаковые
доходы, власть, образование и престиж.
Слайд 6Доход – количество денежных поступлений (зарплата, пенсия, пособие, алименты, гонорары
и т.д.) индивида или семьи за определенный период времени.
Образование
– измеряется общим числом лет обучения в государственных или частных учебных заведениях.
Власть – измеряется количеством человек, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть – возможность и способность навязывать свою волю другим лицам, даже вопреки сопротивлению).
Вышеназванные категории имеют вполне объективные единицы измерения. Что касается престижа, то эта субъективная категория.
Престиж – это уважение, каким в общественном мнении пользуется та или иная профессия, должность, род занятий.
Слайд 7Исторические формы стратификации
Слайд 8Исторически стратификация, т.е. неравенство в доходах, власти, престиже и т.д.,
возникает с зарождением человеческого общества. С появлением первых государств она
усложняется и ожесточается. Появляются антагонистические страты, ведущие постоянную борьбу за господство и отстаивание своих властных позиций. В процессе развития общества (прежде всего европейского), стратификационные противоречия постепенно смягчаются.
Слайд 9 В социологии известны четыре основных типа социальной стратификации –
рабство, касты, сословия и классы.
Первые три типа стратификации характеризуют
закрытые общества (переход из одной страты в другую либо невозможен, либо излишне затруднен), а последний стратификационный тип относят к открытым общества (где допускается свободной перемещение людей вниз и вверх по социальной лестнице).
Слайд 10Первой системой социальной стратификации является рабство.
Рабство – это система
расслоения общества, основанная на различиях в принадлежности индивида к этнонациональным
и территориальным общностям (роду, племени, общине).
Слайд 11Различают две формы рабства: патриархальное, при котором раб обладал всеми
правами младшего члена семьи, и классическое, при котором раб не
имел никаких прав и считался собственность хозяина.
Здесь мы выделяем две антагонистические страты – рабы и рабовладельцы.
Слайд 12 Второй системой социальной стратификации считается кастовый строй.
Кастовая система
стратификации, имеющая много общих черт с рабством, не получила такого
широкого распространения.
Классической страной кастового строя считается Индия, где эта система было отменена лишь в 50-х гг. ХХ в.
Кастой называют социальную группу (страту), членство в которой передается человеку только по рождению. Переход человека из одной касты в другую при жизни не возможен.
Слайд 13Всего в Индии существовало 4 касты:
брахманы – каста, в которую
вошли представители знатных жреческих родов;
кшатрии – каста, состоящая из
военной знати.
Этим двум кастам противостояла основная масса свободных общинников, составлявшая третью касту – вайшьи.
Участившиеся войны и усиление имущественного и общественного неравенства привели к появлению большого числа людей, не являвшимися членами общины – шудры («единожды рожденные»).
Слайд 14Для каждой варны была сформулирована своя дхарма, т.е. закон образа
жизни и закреплен свой определенный цвет. Брахманам соответствовал белый цвет
(цвет чистоты), кшатриям – красный (цвет доблести, войны, богатства), вайшьям – желтый (цвет покорности, цвет ученичества) и шудрам – черный цвет (цвет рабства).
Слайд 15Кастовая система стратификации, как и рабство, характеризуется жестким ограничением социальной
мобильности между слоями. Представитель варны или джати был ограничен в
возможности изменения профессии, в выборе брачного партнера, в возможности общения с представителями других каст.
Так же в Древней Индии было огромное количество рабов и «неприкосаемых», которые не относились не к одной из каст.
Слайд 16Сословная стратификация
Сословие – это группа людей, которая обладает закрепленными в
законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству. Сословная
система социальной стратификации в классическом виде существовала в феодальной Европе в ХI – ХV вв.
Слайд 17Особенности сословной стратификации:
зависимость социального статуса индивида или группы от владения
властью и их отношения к субъекту власти;
закрепление социального положения, прав,
привилегий, обязанностей с помощью норм права.
наличие социальных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий.
Слайд 18Классовая стратификационная система.
Класс – есть большая социальная группа людей,
владеющая либо не владеющая средствами производства, занимающая определенное место в
системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода.
Слайд 19Формирование классовой системы стратификации связано с возникновением современного индустриального общества
и распространением капиталистических производственных отношений.
Слайд 20Характерные черты классовой стратификации:
В отличие от других систем, классы не
создаются на основе правовых и религиозных норм; членство в них
не основывается на наследственном положении или на обычаях.
Классовые системы более подвижны. Граница между классами никогда не бывают ясно очерчены.
Слайд 21Характерные черты классовой стратификации:
Принадлежность индивида к классу должна быть «достигнута»
им самим, а не просто быть «данной» от рождения.
Классы зависят
от экономических различий между группами людей, связанных с неравенством во владении и контроле над материальными ресурсами.
Слайд 22Типология классов
Верхний — высший класс включает «аристократов по крови», которые
200 лет назад эмигрировали в Америку и в течение многих
поколений скопили несметные богатства. Их отличает особый образ жизни, великосветские манеры, безупречный вкус и поведение.
Нижний — высший класс состоит главным образом из «новых богатых», еще не успевших создать мощные родовые кланы, захватившие высшие посты в промышленности, бизнесе, политике. Типичные представители — профессиональный баскетболист или эстрадная звезда, получающие десятки миллионов, но в роду у которых нет «аристократов по крови».
Слайд 23Верхний — средний класс состоит из мелкой буржуазии и высокооплачиваемых
профессионалов, как-то крупные адвокаты, известные врачи, актеры или телекомментаторы. Образ
жизни приближается к великосветскому, но позволить себе фешенебельную виллу на самых дорогих курортах мира или редкую коллекцию художественных раритетов они еще не могут.
Слайд 24Средний — средний класс представляет самую массовую прослойку развитого индустриального
общества. Он включает всех хорошо оплачиваемых служащих, среднеоплачиваемых профессионалов, одним
словом, людей интеллигентных профессий, в том числе преподавателей, учителей, менеджеров среднего звена. Это костяк информационного общества и сферы обслуживания.
Слайд 25Нижний — средний класс составляли низшие служащие и квалифицированные рабочие,
которые по характеру и содержанию своего труда тяготеют скорее не
к физическому, а к умственному труду. Отличительная черта — приличествующий образ жизни.
Слайд 26Верхний — низший класс включает средне- и малоквалифицированных рабочих, занятых
в массовом производстве, на местных фабриках, живущих в относительном достатке,
но манерой поведения существенно отличающихся от высшего и среднего класса.
Нижний – низший класс – «социальное дно», люди как правило не имеющие образования, постоянного места жительства и работы.
Слайд 28Социальная мобильность
Понятие социальной мобильности, используемое в социологических исследованиях неравенства, означает
перемещение индивидов между различными уровнями социальной иерархии, определяемой обычно с
точки зрения широких профессиональных или социально-классовых категорий.
Степень социальной мобильности часто используется как показатель степени открытости и подвижности общества.
Слайд 29П. Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную.
Горизонтальная социальная мобильность – это переход индивида или социального объекта
от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне, например переход индивида из одной семьи в другую. Из одной религиозной группы в другую, а также смена места жительства. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса.
Слайд 30Вертикальная социальная мобильность – представляет собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу
индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой.
Сюда входит, например, служебное повышение (профессиональная вертикальная мобильность), существенное улучшение благосостояния (экономическая социальная мобильность) или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти (политическая вертикальная мобильность).
Слайд 32ГРУППОВАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
Она связана с повышением или понижением общественной значимости целого
класса, сословия, касты, ранга, категории.
Слайд 33П. Сорокин показал на огромном историческом материале, что причинами групповой
мобильности были следующие факторы:
Социальные революции;
Иностранные интервенции, нашествия;
Гражданские войны;
Военные перевороты;
Смена политических
режимов;
Замена старой конституции новой;
Крестьянские восстания;
Междоусобная война аристократических родов;
Создание империи.
Слайд 34Социальная мобильность современного общества порождает явление маргинальности.
МАРГИНАЛЬНОСТЬ
(лат. margo -
край, граница) - понятие, традиционно используемое в социальной философии и
социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее психику и образ жизни.
Слайд 35Для личности маргинальность подразумевает разрыв, потерю объективной принадлежности к одной
социальной общности без последующего вхождения в другую или без полной
адаптации в ней.
Категория М. была введена американским социологом Р. Парком с целью выявления социально-психологических последствий неадаптации мигрантов к условиям городской среды.