Слайд 1Социальная защита и обеспечение
социально-политическом значении
в экономическом смысле
социальная защита
населения как совокупность социально-экономических отношений, включающая в себя социальные гарантии,
законодательно закрепленные права. В ходе функционирования таких отношений трудоспособным гражданам предоставляются равные условия для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической̆ самостоятельности и предпринимательства, а нетрудоспособным — преимущества в пользовании общественными фондами потребления, в прямой материальной поддержке через систему пособий, стипендий и других социальных выплат, в снижении налогов.
система решений государственных органов всех уровней по созданию экономических, правовых и социальных гарантий прав для каждого человека как производительной силы члена общества. Для трудоспособного населения это прежде всего предоставление права на труд, на получение дохода от своей̆ деятельности, обеспечивающего ему достойный уровень и качество жизни, и др.
Слайд 2в правовом смысле
Социальную защиту населения в современной России необходимо рассматривать
как одно из внешних проявлений социального государства и его обязательный
элемент. Поэтому обобщенно социальную защиту можно определить как систему должных правовых и организационных мер государства в отношении как нетрудоспособных, так и трудоспособных граждан, нуждающихся в поддержке, в соответствии с законодательно установленными социальными стандартами, отвечающими уровню достойой жизни человека в различных формах и в порядке, установленном законодательством.
Слайд 3те или иные меры социальной защиты могут быть осуществлены в
ходе функционирования совокупности многообразных общественных отношений, которые регулируются нормами различных
отраслей права
Проблемы трудоустройства и оплаты труда работников решаются в ходе трудовых отношений и регулируются нормами трудового права, в первую очередь Трудовым кодексом РФ
Вопросы укрепления семьи, права и обязанности членов семьи, как и иные семейные отношения, решаются Семейным кодексом РФ и нормами семейного права
Проблемы жилья и расселение населения— Жилищным кодексом РФ и нормами жилищного права.
Охрана и защита частной̆ собственности и многих других частных интересов граждан (в том числе предпринимательства) предусмотрены нормами гражданского права (соответствующими частями Гражданского кодекса РФ)
Земельные отношения, в том числе и отдельные вопросы частной собственности на землю, регулируются Земельным кодексом РФ и в целом земельным правом
Проблемы, связанные с созданием благоприятной̆ экологической̆ среды для граждан, должны решаться с помощью норм экологического права.
Слайд 4Социальное обеспечение состоит из нескольких групп общественных отношений
это группа
отношений по формированию финансовых средств, направляемых на социальное обеспечение
отношения
по организации и управлению социальным обеспечением
это отношения по непосредственному предоставлению гражданам соответствующих видов обеспечения за счет специальных денежных средств, предназначенных (выделяемых) на эти цели.
Слайд 5признаки социального обеспечения
государственный̆ характер устанавливаемых организационных способов распределения совокупного
национального продукта через систему социального обеспечения;
закрепление в нормах права
либо в договорах круга лиц, подлежащих материальному обеспечению;
нормирование государством условий и видов социального обеспечения, ниже которого они не могут и не должны опускаться.
Слайд 6Функции социального обеспечения
позволяют ответить на вопросы:
каково значение и
пред?назначение социального обеспечения в жизни общества
и государства?
Экономическая функция
социального обеспечения должна заключаться, главным образом, в следующем:
в замещении заработка или дохода, связанного с трудом (или содержания), тем лицам, которые его утратили в силу жизненных всевозможных обстоятельств — в связи с возрастом, инвалидностью, потерей кормильца, безработицей̆ и др.;
в частичном возмещении дополнительных расходов гражданам, вызванных различными объективными причинами, - рождением и содержанием ребенка, уходом за малолетними детьми и престарелыми гражданами, инвалидами и т.п.;
в оказании помощи и поддержки гражданам, оказавшимся в трудной̆ жизненной̆ ситуации — бедность, сиротство, вынужденное переселение и пр.
Политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной̆ политики. Она призвана целенаправленно влиять на условия жизни людей с целью реализации конституционных положений, осуществляется через меры социальной̆ защиты и главным образом через социальное обеспечение.
Слайд 7Демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие
демографические процессы— на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости
и др.
Социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков (болезни, инвалидности, старости, смерти кормильца, безработицы, бедности) путем предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания
Слайд 8Защитная функция - предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, общество ставит
задачу защитить их в трудной жизненной ситуации, оказать помощь в
решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т.д.)
Духовно-идеологическая функция - обеспечение в социальном государстве осуществляет на практике его нравственных начал, воплощение его принципов
Слайд 9Превентивная - она проявляется только в рамках трудовых отношений —
через систему охраны труда, да и то в усеченном виде
Слайд 10формы социального обеспечения
социальное обеспечение имеет несколько организационно-?правовых форм, которые
подразделяются на основе ряда признаков, главными из которых являются следующие
способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет которых предоставляется социальное обеспечение;
круг лиц, обеспечиваемых за счет средств финансовых источников;
вид обеспечения, предоставляемого кругу лиц за счет средств определенных источников;
вид социальных рисков, с наступлением которых связывается возникновение права на соответствующий вид социального обеспечения;
структура органов, осуществляющих социальное обеспечение.
Слайд 11К основным организационно-правовым формам социального обеспечения относятся
Обязательное социальное страхование
работающих лиц и иных граждан, подлежащих такому страхованию
Федеральный закон
от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования в Российкой Федерации»
система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании
Слайд 12специфические признаки
способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за
счет которых предоставляется социальное обеспечение в порядке обязательного социального страхования.
В формировании финансовых ресурсов (источников) принимают участие работающие лица, которые осуществляют в обязательном (принудительном) порядке взносы в свое будущее социальное обеспечение, а в отдельных случаях — и членов своих семей;
круг лиц, обеспечиваемых за счет средств финансовых источников. Подлежат социальному обеспечению по системе обязательного социального страхования застрахованные граждане, а в случае их смерти — члены их семей. Застрахованными считаются российские граждане, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам; лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой; иные категории граждан, которые признаются застрахованными в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
страхователями выступают организации любых форм собственности, а также граждане, обязанные уплачивать страховые платежи (страховые взносы) в соответствующие фонды обязательного социального страхования. Страхователями выступают также и органы государственной исполнительной власти и местного самоуправления, обязанные по законодательству о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы;
Слайд 13 страховщиками выступают специальные некоммерческие страховые организации, создаваемые в соответствии
с законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования. К ним
относятся ПФР, ФСС России, ФФ ОМС;
виды обеспечения, предоставляемые застрахованным лицам, зависят от вида социального риска и соответственно средств определенного финансового источника. Поэтому их нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. В статье 7 Закона об основах социального страхования определены виды социальных страховых рисков: необходимость получения медицинской помощи; утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая; дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая. Страховыми же случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
каждому виду страхового риска соответствует вид страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию
Слайд 14Исходя из самого определения и действующих принципов осуществления обязательного социального
страхования его можно представить как системное образование в виде нескольких
подсистем (относительно самостоятельных систем в зависимости от видов обязательного социального страхования).
В России к таким системам можно отнести:
1) обязательное пенсионное страхование;
2) обязательное социальное страхование в случае временной нетрудоспособности, включая материнство (беременность и роды), санаторно-курортное лечение и оздоровление;
3) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
4) обязательное медицинское страхование.
Слайд 152. Социальное обеспечение граждан за счет ассигнований из государственного бюджета
определения и закрепления в настоящее время еще не получило
система
материального обеспечения и социального обслуживания отдельных категорий граждан, неподлежащих обязательному социальному страхованию, и предоставления отдельных видов социального обеспечения всему населению вне зависимости от принадлежности к определенным категориям граждан за счет бюджетных ассигнований.
Слайд 16состоит из трех относительно самостоятельных подсистем
социальное обеспечение особых
контингентов граждан, находящихся на государственной или военной службе и иной
приравненной к ней
социальное обеспечение отдельных категорий лиц вне связи их с трудом
государственная социальная помощь гражданам в связи с бедностью.
Слайд 17За счет бюджетных ассигнований осуществляется пенсионное обеспечение лиц офицерского состава,
прапорщиков, мичманов Министерства обороны Российской Федерации и некоторых иных категорий
лиц за выслугу лет, по инвалидности, а их семьям — по случаю потери кормильца. Им же выдаются различные виды социальных пособий, установленных законодательством.
За счет средств государственного бюджета производятся также выплаты некоторых пособий гражданам как членам общества, например, единовременные пособия при рождении ребенка неработающим гражданам; социальное пособие на погребение; компенсационные выплаты учащимся на питание; пособия беженцам и вынужденным переселенцам и т.п. Помимо этого за счет указанных средств предоставляются многие виды социальных услуг в учреждениях социального обслуживания: профессиональное обучение и реабилитация инвалидов и др.
Слайд 18 Предмет права социального обеспечения — совокупность общественных отношений, регулируемых нормами
данной отрасли права
По видам социального обеспечения выделяют правоотношения в связи
с предоставлением:
денежных выплат (пенсии, пособия, компенсации и т.д.);
натуральных видов помощи (продукты, вещи, лекарства, транспорт и технические средства для инвалидов и т.д.);
социальных услуг и льгот (социальное обслуживание пожилых, инвалидов, детей, медицинская помощь, санаторно-курортное лечение и т.д.).
Слайд 19 По срокам существования во времени правоотношения в сфере социального обеспечения
делятся на три группы:
правоотношения, прекращающиеся однократным исполнением обязанностей (например, правоотношения
по поводу единовременных пособий — при рождении ребенка; на погребение и др.);
правоотношения с абсолютно установленным сроком существования во времени. Особенностью данного вида правоотношений является то, что с момента их возникновения заранее известно, когда они будут прекращены. К этой группе правоотношений можно отнести, например, правоотношения по выплате пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; по выплате пенсии по инвалидности, установленной на определенный срок, и т.д.;
правоотношения с относительно неопределенным сроком существования во времени (например, правоотношения по поводу выплаты пенсии по старости; по социальному обслуживанию пожилых граждан, проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания, и др.).
Слайд 20 По видам социального обеспечения в зависимости от источника денежных средств
можно выделить следующие виды правоотношений:
по обеспечению за счет средств бюджетов
всех уровней, а также внебюджетных государственных социальных фондов;
по обеспечению из негосударственных средств (негосударственные пенсионные фонды, благотворительные фонды, средства отдельных юридических или физических лиц и др.).
Слайд 21 По формам государственного социального обеспечения можно провести следующую классификацию:
правоотношения по
государственному социальному обеспечению, в том числе по предоставлению государственной: социальной
помощи;
правоотношения по государственному социальному страхованию.
Слайд 22Субъекты права социального обеспечения — это участники правоотношений по социальному
обеспечению, имеющие социально-обеспечительную правосубъектность на данный вид обеспечения
отдельный человек
в
некоторых случаях — семья
орган, обязанный назначить и представить тот или иной вид социального обеспечения (государственные, муниципальные (или иные) органы социальной защиты населения; органы службы занятости (по пособиям по безработице); Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения; пенсионные органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел и др.); работодатели и тд.
Слайд 23Объект правоотношения — это то, то поводу чего возникает тот
или иной вид правоотношений. Объектами правоотношений в сфере права социального
обеспечения выступают конкретные виды социального обеспечения: денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации); социальные услуги (социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов; санаторно-курортное лечение; протезирование и т.д.); натуральная помощь (вещи, продукты, медикаменты, технические средства для инвалидов и т.д.)
Слайд 24Содержанием правоотношений являются взаимные права и обязанности сторон. Особенностью содержания
правоотношений по социальному обеспечению является то, что одна сторона —
физическое лицо — имеет право требовать предоставить тот или иной вид обеспечения, а вторая сторона, к которой обращено это требование, при наличии всех предусмотренных законодательством условий обязана выполнить это требование
Слайд 25Основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношения в сфере социального
обеспечения являются различные юридические факты, как события (инвалидность, временная нетрудоспособность,
смерть), так и действия.
Слайд 26Особенностью правоотношений по социальному обеспечению является обязательный заявительный порядок в
реализации права на тот или иной вид социального обеспечения. До
тех пор, пока сам человек (или его законный представитель) не напишет заявление с просьбой назначить ему пенсию, пособие или иной вид социального обеспечения, никакие выплаты, услуги не будут ему предоставлены, а значит, не возникнет и соответствующее правоотношение по социальному обеспечению
Слайд 27 Для возникновения (изменения, прекращения) правоотношения по социальному обеспечению необходим сложный
юридический фактический состав, который включает в себя:
объективное основание для обеспечения
(рождение ребенка, инвалидность, достижение определенного возраста, малообеспеченность, сиротство и т.д.);
волеизъявление гражданина на получение того или иного вида социального обеспечения (личное заявление или заявление законных представителей — опекунов, попечителей);
акт соответствующего органа о предоставлении (отказе в предоставлении) конкретного вида социального обеспечения.
Слайд 28 особенности метода права социального обеспечения
сочетание централизованного, локального и индивидуального
уровней регулирования общественных отношений данной отрасли права
методу права социального
обеспечения присущ специфический порядок установления прав и обязанностей субъектов — способы определения содержания правоотношений (договорной, недоговорной).
В праве социального обеспечения отражена специфика положения (взаимоотношения) субъектов правоотношений (координация, субординация)
Специфику метода правового регулирования отражает и характер правовых норм — способ правового воздействия на поведение субъектов (императивный, диспозитивный)
Слайд 29Предмет права социального обеспечения
Материальные отношения
Процедурные отношения
Процессуальные отношения
Предмет права социального обеспечения
образует имущественные отношения публичного характера, складывающиеся в рамках государственной системы
по предоставлению денежных выплат, медицинских и социальных услуг, различных мер социальной поддержки лицам, пострадавшим в результате наступления социальных рисков, указанных в законе, а также процедурные действия по их назначению.
Слайд 30Материальные отношения
Выплаты
Услуги
пособия
компенсации
субсидии
прочие выплаты
пенсии
медицинская помощь
социальное обслуживание на дому
стационарное социальное обслуживание
прочие услуги
Слайд 31Процедурные отношения
По установлению юридических фактов
По порядку обращения за назначением различных
видов социального обеспечения
По вынесению решения о назначении или об отказе
в предоставлении пенсий, пособий, услуг
Слайд 32Процессуальные отношения
По рассмотрению жалоб на решения органов и учреждений социального
обеспечения в порядке подчиненности
Вышестоящие учреждения (организации)
Суд
Административно-процессуальные отношения
Гражданско-процессуальные отношения
Слайд 33Система отрасли права социального обеспечения - это научно обоснованная, объективно
существующая последовательность связи институтов и норм права социального обеспечения, составляющих
в целом единую отрасль права.
В юридической литературе общепризнанно, что основными элементами системы правовой отрасли являются правовые институты и их совокупности (подотрасли). Различаются также генеральные институты и субинституты; кроме того, в составе отрасли права выделяются общая и особенная части, состоящие из ряда институтов и подотраслей. В науке разработаны признаки всех этих элементов.
Слайд 34Система права социального обеспечения
Слайд 35Общая часть права социального обеспечения состоит из правовых институтов, нормы
которых в концентрированном виде отражают специфику данной отрасли. Главным является
так называемый основной институт, объединяющий группу общих правовых норм, определяющих предмет отрасли, ее задачи, отраслевые принципы.
В общую часть отрасли входит институт правосубъектности. Его нормы определяют круг участников правоотношений, основы их правового положения. В общей части актов о социальном обеспечении, как правило, содержится указание на субъектный состав. В качестве обязанных субъектов называются органы государства, органы местного самоуправления, организации. Содержание их правосубъектности - предоставление гражданам материального обеспечения и обслуживания при наличии обстоятельств, предусмотренных в гипотезе соответствующей правовой нормы.
Слайд 36Нормы института правосубъектности определяют круг граждан - субъектов правоотношений и
их отраслевую правосубъектность, которая детализирует их конституционное право па материальное
обеспечение и обслуживание. В них закрепляется положение граждан как управомоченных субъектов, объем предоставленных им прав на различные виды обеспечения, общие начала их поведения в правоотношениях. Детализация положения субъектов правоотношений производится нормами Особенной части отрасли.
Одним из институтов обшей части является институт видов обеспечения и юридических фактов, выполняющих функции оснований возникновения различных правоотношений по социальному обеспечению. Без точного определения круга таких оснований невозможно установить состав предмета отрасли, а следовательно, систему ее особенной части. Данный институт включает в себя нормы, определяющие все случаи, служащие основаниями возникновения правоотношений.
Слайд 37Таким образом, общая часть права социального обеспечения включает в себя
следующие взаимосвязанные правовые институты: основной, правосубъектности, видов обеспечения и юридических
фактов.
Слайд 38Особенная часть права социального обеспечения представляет собой комплекс взаимосвязанных с
институтами общей части и между собой подразделений, отражающих состав предмета
отрасли.
Основанием для их классификации следует считать вид предоставляемого обеспечения.
Слайд 39Первым подразделением особенной части необходимо назвать генеральный институт пенсий. В
его недрах происходит цельная и в то же время дифференцированная
регламентация значительной группы общественных связей, составляющих один из основных элементов предмета данной отрасли.
Генеральный институт пенсий состоит из предметных институтов, нормы которых регулируют вопросы трудового стажа в пенсионном обеспечении, а также отдельные виды пенсионного обеспечения: пенсий по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий.
В правовой институт трудового стажа в пенсионном обеспечении входят нормы права о страховом стаже (общем и специальном), общем трудовом стаже, выслуге лет военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, стаже государственной гражданской службы.
Слайд 40Каждый из предметных институтов имеет свой состав элементов. Так, в
правовой институт пенсий по старости входят следующие группы норм: об
общих условиях назначения пенсий, о специальных условиях назначения пенсий, об индексации и др.
В составе данного института можно выделить два субинститута: общих норм о назначении пенсии и специальных норм о назначении пенсии.
Сложным является и состав правового института пенсий по инвалидности. Он состоит из норм об общих условиях, определяющих право на пенсию, о трудовых пенсиях по инвалидности, об индексации и др.
Субинституты образуют группы норм, регулирующих обеспечение в зависимости от причины инвалидности.
Слайд 41Правовой институт пенсий по случаю потери кормильца включает нормы об
общих условиях, определяющих право на пенсию, о трудовых пенсиях, о
пенсиях семьям военнослужащих, о размерах и перерасчете пенсии, об индексации и др.
Правовой институт пенсий за выслугу лет охватывает нормы о круге лиц, имеющих право на пенсию, об условиях возникновения права на пенсию, размерах пенсии, о выплате пенсий, о перерасчете пенсии, об индексации и др.
Последний из институтов пенсионного обеспечения -правовой институт социальных пенсий. Он содержит следующие группы норм: пенсия по старости - условия назначения пенсии, размер пенсии, выплата пенсии; пенсия по инвалидности - условия назначения пенсии, размер пенсии, выплата пенсии; пенсия по случаю потери кормильца - условия назначения пенсии, размер пенсии и выплата пенсии.
Слайд 42Следующим после пенсий видом денежного обеспечения являются пособия. Существует столько
правовых институтов пособий, сколько видов пособий предусмотрено действующими федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти. В рамках каждого из этих правовых институтов осуществляется законченное регулирование общественных отношений, возникающих при предоставлении того или иного пособия. Отсюда можно выделить следующие правовые институты пособий: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячных пособий на ребенка и др.
Слайд 43За правовыми институтами пособий следует правовой институт компенсационных выплат.
Эти
выплаты производятся студентам образовательных учреждений высшего и учащимся учреждений среднего
профессионального образования, аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям, матерям (или другим родственникам, осуществляющим уход за ребенком), неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства, неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, и др.
В каждый из институтов пособий и в институт компенсационных выплат входят правовые нормы о субъектах обеспечения, юридических фактах, размерах пособий и компенсаций, об их выплате.
За последнее время появился новый правовой институт - материнского (семейного) капитала.
Слайд 44Право социального обеспечения содержит в себе довольно значительный массив правовых
норм о медицинской помощи, которые можно считать подотраслью - медицинским
правом. Они расположены в Законе "Об охране здоровья граждан", в Законе о медицинском страховании граждан, ряде других актов.
Подотрасль имеет несколько правовых институтов. Первый из них - общий институт, содержащий правовые нормы о задачах законодательства об охране здоровья граждан, о праве граждан на медицинскую помощь, об обязанностях органов государства, местного самоуправления, организаций по охране здоровья населения. Затем следуют предметные институты медицинской помощи в государственной, муниципальной, частной системах здравоохранения. Таковыми являются институт первичной медицинской помощи, институт стационарной помощи, институт лекарственной помощи, институт медицинской экспертизы трудоспособности, институт санаторно-курортного лечения и отдыха.
Слайд 45В систему права социального обеспечения входит значительное число правовых норм,
регулирующих отношения по предоставлению гражданам натуральных видов обеспечения и услуг.
Указанные виды обеспечения, несмотря па общность субъектов (пенсионеры по возрасту, инвалиды и др.) и натуральный характер, существенно отличаются друг от друга по целевому назначению и содержанию отношений.
Слайд 46Существенным признаком всех этих норм является их комплексный характер.
Наряду с
нормами права социального обеспечения, возникающие в данной области отношения регулируются
нормами административного, трудового, гражданского и иных отраслей права.
Правовой институт обслуживания инвалидов и других пенсионеров в стационарных учреждениях включает в себя группу правовых норм, регулирующих отношения, связанные с пребыванием указанных граждан в учреждениях социальной защиты населения. Он состоит из норм о субъектах обеспечения, юридических фактах как основаниях возникновения правоотношений, о видах обслуживания в период нахождения в стационарных учреждениях социального обслуживания, о правах и обязанностях граждан и администрации этих учреждений.
Слайд 47Правовой институт полустационарного социального обслуживания состоит из норм права о
социально-бытовом, медицинском и культурном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов
отделениями дневного (ночного) пребывания в центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.
Правовой институт надомного обслуживания составляют юридические нормы о социальном и социально-медицинском обслуживании па дому граждан пожилого возраста и инвалидов.
В правовой институт срочного социального обслуживания входят правовые нормы, регулирующие общественные отношения, которые возникают при оказании неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальном обеспечении.
Слайд 48В состав правового института социально-консультативной помощи входят правовые нормы, регулирующие
вопросы формирования здоровых взаимоотношений и создания благоприятной социальной среды для
граждан пожилого возраста и инвалидов.
Правовой институт подготовки инвалидов к труду и обеспечения их трудоустройства содержит группу юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с трудоустройством граждан, частично утративших трудоспособность, а также в связи с профессиональным обучением инвалидов. В рассматриваемый институт входят две группы правовых норм, образующие подинституты подготовки инвалидов к труду и обеспечения их трудоустройства.
Правовой институт протезирования охватывает группу норм, регулирующих отношения, которые возникают в связи с обеспечением инвалидов и других граждан протезами и ортопедическими изделиями. Эти нормы образуют три подинститута: обеспечения протезами; обеспечения ортопедическими изделиями; обеспечения средствами, облегчающими жизнь инвалидов.
Слайд 49Правовой институт обеспечения населения специальными транспортными средствами составляют нормы права,
касающиеся условий и порядка предоставления гражданам роликовых (велоколяски, кресла-коляски), а
также моторных (мотоколяски и легковые автомобили) специальных средств передвижения.
В правовой институт социальной поддержки входят правовые нормы, которые предусматривают предоставление инвалидам и другим пенсионерам ряда преимуществ. Эти нормы в значительной степени являются материальными, так как устанавливают льготы по медицинской помощи, обеспечению жилыми помещениями, пользованию транспортными средствами, оплате коммунальных услуг и др.
Следующий предметный правовой институт особенной части права социального обеспечения - правовой институт государственной социальной помощи. В него входят правовые нормы, регулирующие условия и порядок предоставления малоимущим гражданам денежных выплат и натуральной помощи.
Слайд 50Отраслевые принципы права социального обеспечения представляют собой такие руководящие положения,
которые, как и принципы любой отрасли, отражают сущность и особенности
его норм.
В частности, принципы права социального обеспечения определяют назначение его норм регулировать общественные отношения, возникающие при реализации гражданами своих конституционных нрав на различные виды социального обеспечения.
Слайд 51Внутриотраслевые принципы права социального обеспечения
всеобщность социального обеспечения;
гарантированность социального обеспечения;
разграничение предметов
ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами
государственной власти субъектов РФ в сфере социального обеспечения;
финансирование социального обеспечения за счет средств бюджетов всех уровней, социального страхования (обязательного и добровольного), благотворительности и дополнительных форм социального обеспечения.
Не оспаривая формулировки отдельных принципов и их полноту, полагаем, что с учетом реалий сегодняшней российской действительности можно назвать следующие принципы права социального обеспечения:
всеобщность и доступность социального обеспечения;
всесторонность и многообразие видов социального обеспечения;
предоставление социального обеспечения в размерах, соответствующих сложившемуся уровню экономики страны;
осуществление социального обеспечения за счет средств, специально предназначенных для этих целей (специальные фонды, средства бюджетов всех уровней: федерального бюджета, бюджета субъектов федерации, местных бюджетов; средства отдельных юридических и (или) физических лиц);
дифференциация обеспечения на основании социально значимых обстоятельств.
Слайд 52К оснвным отраслевым принципам права социального обеспечения можно отнести:
а) связь
обеспечения осуществляется, как правило, с трудом;
б) обеспечение касается не только
граждан, но и их семей;
в) свобода приобретения гражданами своих прав и распоряжения ими;
г) приоритет в обеспечении некоторых категорий граждан;
д) зависимость уровня обеспечения от прожиточного минимума.
Слайд 53Принцип связи обеспечения, как правило, с трудом распространяется на пенсионные
отношения, на отношения по обеспечению пособиями по временной нетрудоспособности, по
беременности и родам и др.
К специальным нормам, которые закрепляют данный принцип, в первую очередь, относятся нормы о трудовом (страховом) стаже. Роль общего и специального трудового (страхового) стажа в социальном обеспечении заключается в том, что наличие стажа определенной продолжительности (наряду с другими условиями) является основанием возникновения субъективного права на обеспечение. Продолжительность общего и специального трудового стажа влияет и на размер обеспечения.
Слайд 54Принцип обеспечения не только самих граждан, но и их семей
закреплен в нормативных правовых актах в виде норм о круге
обеспечиваемых, о размерах обеспечения. К первой группе относятся нормы о пенсионном обеспечении по случаю потери кормильца. Законодатели предусматривают широкий круг членов семьи, имеющих право на пенсию. Сюда же входят нормы о пособиях по уходу за больными членами семьи работника, о пособиях на детей и др.
Во вторую группу входят правовые нормы, которые определяют размеры обеспечения с учетом состава семьи граждан, подлежащих обеспечению. Названные нормы функционируют в сфере пенсионного обеспечения по старости и инвалидности, обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, на детей.
Слайд 55Принцип свободы приобретения гражданами своих прав и распоряжения ими выражает
суть правового положения граждан в праве социального обеспечения. Правовые отношения
по социальному обеспечению складываются только при наличии волеизъявления граждан, поскольку в юридическом составе, служащем основанием для их возникновения, волеизъявление в форме подачи заявления в соответствующий орган социального обеспечения является обязательным элементом. Соответствующие нормы содержатся в других актах отраслевого законодательства. Без такого волеизъявления возникновение правовых отношений практически невозможно. Указанный признак отличает правоотношения по социальному обеспечению от иных видов правоотношений, в частности, от административных.
Слайд 56Принцип приоритета в обеспечении некоторых категорий граждан отражает существующую в
социальном обеспечении дифференциацию, особую заботу общества и государства о людях,
нуждающихся в повышенном внимании в силу их особых заслуг (инвалиды и участники Великой Отечественной войны (ВОВ), воины-афганцы, участники ликвидации последствий радиационных катастроф и др.), физиологических причин (дети, женщины, молодежь), семейного положения (многодетные семьи, неполные семьи), условий труда и др. С учетом названных причин в законодательстве закреплены льготы и преимущества для отдельных категорий граждан по сравнению со всеми остальными.
Слайд 57Принцип зависимости уровня обеспечения от прожиточного минимума означает, что пенсии,
пособия и другие виды социального обеспечения должны поддерживать уровень жизни
нуждающихся не ниже установленного Законом прожиточного минимума. Существование данного принципа обусловлено своеобразием периода перехода российского общества к рыночным отношениям, для которого характерным является имущественное расслоение населения, безработица, инфляция, падение уровня жизни, колебания в оплате труда и др.
Слайд 58Источниками данной отрасли права служат нормативные правовые акты различной юридической
силы, разнообразной сферы применения, принимаемые различными органами, образующие законодательство о
социальном обеспечении, которое представляет собой определенную систему, имеющую ряд следующих особенностей.
Слайд 59Отсутствие единого кодифицированного нормативного правового акта, затрагивающего все сферы права
социального обеспечения. С учетом этого некоторыми учеными обосновывается необходимость принятия
кодекса социального обеспечения и предлагается его проект.
В соответствии со ст. 15 и 17 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры являются составной частью российской правовой системы. Это обстоятельство обусловливает наличие в системе источников права социального обеспечения норм международного права и международных договоров. Более того, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ закрепляет их приоритет в системе права.
Главным источником в регулировании отношений по социальному обеспечению является Конституция РФ.
Слайд 604. Доминирующая роль федеральных законов в системе источников данной отрасли
права.
Это обстоятельство обусловлено, в первую очередь, тем, что государственные пенсии
и социальные пособия (а соответственно, и институты, регулирующие пенсии и пособия) устанавливаются законом. В то же время именно эти правовые институты занимает самое важное место в праве социального обеспечения.
5. Наряду с законами федеральный уровень правового регулирования включает также нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, министерств, служб и агентств, ПФР, ФСС РФ, ФОМС.
Например, на сегодняшний день принято и действует огромное количество нормативных актов федеральных отраслевых органов исполнительной власти
Слайд 61Наука права социального обеспечения - это система идей, теорий и
учений о правовом регулировании социального обеспечения.
Предметом науки являются нормы права
социального обеспечения, регулирующие общественные отношения в данной сфере жизни общества, а также возникающие при этом правовые отношения. Если отрасль права регулирует свой предмет, т.е. общественные отношения, то наука изучает собственный предмет, который не исчерпывается предметом регулирования отрасли права.
Слайд 62Право социального обеспечения как учебная дисциплина - это система знаний
о правовом регулировании общественных отношений в сфере социального обеспечения, которыми
должны овладеть студенты (слушатели) в процессе изучения науки права социального обеспечения. Содержание данной дисциплины определяется содержанием изучаемой науки.