Слайд 1Социально – педагогическая виктимология -
составная часть социальной педагогики, изучающая
различные категории людей, реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации
Термин «виктимология» в социальной науке происходит от латинских слов «victime» (жертва) и «logos» (учение). Этот термин использовался в криминологии начиная с XVIII в. для описания жертв противоправного и криминального поведения индивида.
на междисциплинарном уровне изучается развитие людей с физическими, психическими, личностными и социальными дефектами и отклонениями
разрабатываются общие и специальные принципы, цели, содержание, формы и методы профилактики, минимизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.
Слайд 2СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ВИКТИМОЛОГИЯ
КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Основные вопросы
1.
Социальная виктимология как наука о дефектах социализации личности.
2. Сущность
и задачи социально-педагогической виктимологии.
3. Понятия «виктимогенность», «виктимизация», «виктимность».
4. Возрастные периоды возможной виктимизации личности.
5. Факторы процесса виктимизации личности.
Ключевые понятия
Социализация, культурация, виктимология, социальная виктимология, социально-педагогическая виктимология, виктимо-генность, виктимизация, виктимность, факторы виктимизации.
Слайд 3Рекомендуемая литература
1. Барановский, Н. А. Введение в виктимологию /
Н. А. Барановский. – Минск: Амалфея, 2002. – 186 с.
2. Мудрик, А. В. Основы социальной педагогики / А. В. Мудрик. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 208 с.
3. Социальная работа: теория и организация: пособие для студентов вузов / П. П. Украинец [и др.]; под ред. П. П. Украинец, С. В. Лапиной. – 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 288 с.
4. Тесля, А. И. Социальная работа: введение в социальную виктимологию: учеб.-метод. пособие / А. И. Тесля. – Минск: БГПУ, 2009. – 134 с.
5. Утков, П. Ю. Роль и место социально-педагогической виктимологии в процессе подготовки специалистов с высшим образованием / П. Ю. Утков // Юридическое образование и наука. – 2007. – № 1. – С. 15–16.
Слайд 4Объект - дезадаптированные группы и индивиды в состоянии социальных жертв,
а также социально-виктимологические явления в обществе.
Предмет - социально-психологические аспекты превентивной
практики, осуществляемой социально-педагогическими учреждениями и службами по предупреждению и поддержке групп и индивидов в ситуации жертвы.
Возникновение социальной виктимологии (Б. Мендельсон, Г. Гентинг) обусловлено тем, что человек не только объект, но и субъект социализации, исходя из этого, он может стать ее жертвой. По мнению А. В. Мудрика, это связано с тем, что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие.
Понятие «виктимология» в российскую юридическую науку ввел Л. В. Франк.
Он считал, что поведение человека может быть не только социально продуктивным, криминальным, преступным, но и неосмотрительным, рискованным, легкомысленным, порой провокационным, следовательно, опасным для себя самого и окружающих, что увеличивает возможность посягательств на собственную жизнь и собственное благополучие, а также на благополучие других людей.
Слайд 5задачи:
исследуя развитие людей различного возраста с физическими, психическими, социальными
отклонениями, разрабатывает общие и специфические принципы, цели, содержание, формы и
методы работы по профилактике, компенсации, коррекции этих отклонений;
изучая виктимогенные факторы и опасности процесса социализации, определяет возможности общества, государства, институтов и агентов социализации по минимизации, компенсации и коррекции их влияния на развитие человека;
выявляя типы виктимных людей различного возраста, сензитивность людей того или иного пола, возраста, типа к тем или иным виктимогенным факторам и опасностям, вырабатывает социальные и психолого-педагогические рекомендации по профилактике превращения виктимных личностей в жертв социализации;
выявляет причины восприятия человека себя как жертвы социализации, определяет прогноз его дальнейшего развития и возможности оказания помощи по коррекции самовосприятия и самоотношения.
Слайд 6Понятия
Виктимогенность - наличие в тех или иных объективных обстоятельствах
социализации характеристик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой
этих обстоятельств (например, виктимогенная группа) .
Виктимизация – это процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации (А. В. Мудрик).
Виктимизация – это социальная патология, детерминированная деструктивностью социальных отношений и взаимодействий, закономерное, исторически изменчивое и массово существующее социальное явление (А. И. Тесля).
Виктимность - предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств.
Слайд 7Н. А. Барановский анализирует
аспекты виктимизации в регионах и отмечает, что
молодые люди, совершающие криминальные действия, имеют низкий образовательный уровень, не
имеют реального социально-профессионального статуса, часто отклоняются от учебы и работы. Для таких молодых людей характерна отчужденность, дезадаптация, а также ведение аморального и противоправного образа жизни, что обуславливает их виктимность.
Слайд 8Возрастные периоды возможной виктимизации личности
В периоде внутриутробного развития плода: нездоровье
родителей, их пьянство и (или) беспорядочный образ жизни, плохое питание
матери; отрицательное эмоционально-психологическое состояние родителей; медицинские ошибки; неблагоприятная экологическая среда.
В дошкольном возрасте (0–6 лет): болезни и физические травмы; эмоциональная холодность и (или) аморальность родителей, игнорирование родителями ребенка и его заброшенность; нищета семьи; антигуманность работников детских учреждений; отвержение сверстниками; антисоциальные соседи и (или) их дети; характер просмотра передач (развлекательный, агрессивный ).
В младшем школьном возрасте (6–10 лет): аморальность и (или) пьянство родителей; поведение отчима или мачехи; нищета семьи; гипопротекция или гиперопека; характер просмотра передач; неразвитая речь; неготовность к обучению; негативное отношение учителя и (или) сверстников; отрицательное влияние сверстников и (или) старших детей (привлечение к курению, выпивке, воровству); физические травмы и дефекты; потеря родителей; изнасилование; растление.
Слайд 9В подростковом возрасте (11–14 лет): пьянство, алкоголизм, аморальность родителей; нищета
семьи; гипопротекция или гиперопека; характер просмотра передач; ошибки педагогов и
родителей; курение, токсикомания; изнасилование, растление; одиночество; физические травмы и дефекты; травля со стороны сверстников; вовлечение в антисоциальные и преступные группы; опережение или отставание в психосексуальном развитии; частые переезды семьи; развод родителей.
В ранней юности (15–17 лет): антисоциальная семья; нищета семьи; пьянство, наркомания, проституция; ранняя беременность; вовлечение в преступные и тоталитарные группы; изнасилование; физические травмы и дефекты; навязчивая дисмарофобия (приписывание себе несуществующего физического дефекта или недостатка); непонимание окружающими, одиночество; травля со стороны сверстников; романтические неудачи; суицидальные устремления; противоречия между идеалами, установками, стереотипами и реальной жизнью; потеря жизненной перспективы; Интернет-зависимость.
В юношеском возрасте (18–21): пьянство, наркомания, проституция; нищета, безработица; изнасилование, сексуальные неудачи, стрессы; вовлечение в противоправную деятельность и в тоталитарные группы; одиночество; разрыв между уровнем притязаний и социальным статусом; служба в армии; невозможность продолжить образование.
Слайд 10виктимологическая профилактика
Система государственных и социальных мер по выявлению, нейтрализации и
предупреждению личностных и факторных детерминант процесса виктимизации.
В этой системе
важны не только правовые меры, но и виктимологическое просвещение и образование, и, прежде всего, молодежи.
Слайд 11Факторы процесса виктимизации личности
К мегафакторам (всеобщий уровень) относятся: космос, планета,
мир.
К макрофакторам (высокий уровень) – страна, общество, государство, этнос.
Общество и государство играют особую роль в процессе виктимизации ( в каждом государстве есть инвалиды и сироты, однако условия их жизни и социализации различаются в зависимости от уровня экономического развития и социальной политики государства; системы социальной реабилитации; профессиональной подготовки и трудоустройства; законодательства, определяющего права сирот и инвалидов)
Слайд 12Факторы процесса виктимизации личности
К мезофакторам (промежуточный уровень) относятся тип поселения,
средства массовой коммуникации, субкультурные и региональные условия. На данном уровне
особую роль играют специфические условия поселения, к которым относится экология, экономические условия, производственные и рекреативные инфраструктуры, социально-профессиональные и демографические структуры населения, его культурный уровень, социально-психологический климат.
К микрофакторам относятся семья, микросоциум, группы сверстников, воспитательные институты, религиозные организации.
Слайд 13Виды жертв неблагоприятных условий социализации
условно можно обозначить как реальные,
потенциальные и латентные, которые представлены различными типами-категориями людей (по А.
В. Мудрику)
Реальными жертвами могут стать инвалиды; дети, подростки, юноши, девушки с психосоматическими дефектами и отклонениями; сироты и ряд категорий детей, находящихся на попечении государства или общественных организаций.
Потенциальными и в то же время реальными жертвами можно считать детей, подростков, юношей и девушек с пограничными психическими состояниями и с акцентуациями характера; детей мигрантов из страны в страну, из региона в регион, из села в город и из города в село; детей, родившихся в семьях с низким экономическим, моральным, образовательным уровнями; метисов и представителей инонациональных групп в местах компактного проживания другого этноса.
Латентными жертвами можно считать тех, кто не смог реализовать заложенные в них задатки в силу объективных обстоятельств их социализации.
Слайд 14На заметку!!!
Признаки и обстоятельства, позволяющие отнести человека к числу жертв
неблагоприятных условий социализации, имеют постоянный характер (сиротство, инвалидность),
проявляются
на определенном возрастном этапе (социальная дезадаптация, алкоголизм, наркомания);
неустранимы (инвалидность),
могут быть предотвращены или изменены (различные социальные отклонения – противоправное поведение, аморальные привычки и др.).
Слайд 15Субъективные предпосылки неблагоприятных условий социализации
На индивидном уровне виктимизация человека
зависит от темперамента и некоторых других характерологических свойств, от генетической
предрасположенности к саморазрушительному или отклоняющемуся поведению.
На личностном уровне зависит от многих личностных характеристик ( степень устойчивости и меру гибкости человека, развитость у него рефлексии и саморегуляции, его ценностные ориентации и мировоззрения).
Слайд 16Маргинальность ….
В социальной педагогике для определения пограничного положения личности по
отношению к какой-либо социальной общности, накладывающей
при этом
определенный отпечаток на ее психику, образ жизни, социально-психологический статус, введено понятие «маргинальность» (лат. margo, marginalis – край, граница, находящийся на краю). В ситуации маргинальности оказываются большие группы людей, которые балансируют между официально признанным нормативом в обществе и непризнанным, не вписывающимся в официальный социальный статус положением людей в данном обществе.
Маргинальность бывает пространственной, временной, культурной.
Слайд 17Пространственная маргинальность связана с переменой места жительства: эмиграцией в другую
страну, миграцией из села в город и т. д. В
результате такого перемещения человек приобретает социальные, бытовые и экономические проблемы, теряет связь со своей культурной укорененностью (традиции, язык), а культуру своего нового положения и новые социальные устои не осваивает на должном уровне сразу или «не вписывается» в них совсем.
Временнáя маргинальность связана с переменой эпохи, когда происходит ломка привычных ценностей и идеалов; старые нормы общения при этом перестают действовать или теряют свою ценность, а новые еще не сформировались или не могут сформироваться в силу убеждений, заблуждений людей.
Культурная маргинальность – это недооценка или неприятие культуры общества вообще, пренебрежение к ней.Такой тип маргинальности сегодня характерен для тех людей, которые проявляют пренебрежительное отношение к своему языку, культуре, национальным обычаям, а также для тех членов общества, которые не признают существующие культурные и социальные нормы. Единственный путь преодоления культурной маргинальности – образование и воспитание человека.
Слайд 18маргиналы (понятие введено Р. Парком)
– это индивиды, утратившие признаки принадлежности
к стабильному социальному институту, слою, группе в рамках сложившихся социальных
отношений, находящиеся в промежуточном, пограничном состоянии между ними.
Для менталитета большинства маргиналов характерен ряд признаков:
– одномерность мышления (неумение совместить различные точки зрения и найти общий подход к проблеме);
– монополизм на истину (признание верности только своей позиции);
– неумение и нежелание слушать и слышать партнера (психологическая глухота);
– нетерпимость к инакомыслию (любой не соглашающийся с его мнением воспринимается враждебно).
Слайд 19С понятием маргинальности также тесным образом связаны понятия «маргинальный субъект»
(то же, что и маргинал), «маргинальное пространство» (совокупность конкретных социальных
условий, где определяется уровень взаимодействия общества и индивида, характер регулирования различных общественных процессов и явлений, мера самоактуализации и самоосуществление человека), «маргинальное существование».
Источником порождения маргинальности является социальная сфера. Социальная сфера – это общности людей.
Ее основными элементами являются индивиды с их статусом и социальными ролями, то есть функциями, а также объединения этих индивидов в социальные группы, социально-территориальные, этнические и другие общности, складывающиеся в конкретно-исторических и культурных условиях определенного этапа развития общества (нация, народность, этнос; мужчины, женщины, молодежь, пожилые люди).
Слайд 20Появление маргинальных групп в расслоившемся обществе актуализирует проблему социальных рисков.
В
книге австрийского ученого К. Лоренца «Регресс человечества» излагается тезис о
постоянно возрастающем расхождении между сформированным культурой и цивилизацией общественным порядком и естественными склонностями человека. Данное противоречие порождает систему социальных рисков.
Углубляющиеся противоречия между личностью и обществом – одна из коренных причин разбалансированности социального пространства, что создает систему социальных рисков, а также создает возможность нарастающих сегодня социальных взрывов и катастроф
Слайд 21Э. Дюркгейм, характеризуя процесс воспитания и социализации подрастающего поколения, трактовал
его как ежеминутно испытываемое ребенком давление социальной среды, стремящейся сформировать
его по своему образцу и имеющей своими представителями и посредниками родителей и учителей.
С позиции Ч. Тойча, деформированная личность учителя в процессе взаимодействия с развивающейся личностью подростка посредством не только вербальных, но и невербальных средств оказывает репрессивное влияние на личность последнего. Подросток становится экспрессором – жертвой травматической проекции учителя, а педагогическое общение – механизмом компенсирующей проекции опыта травматического развития личности учителя.
Слайд 22А. Ситаров: ученик, как виктимная жертва – это личность, обладающая
качествами
раздражительность, обидчивость, эмоциональная неустойчивость,
неуверенность в себе,
негативная открытость
(принятие, но с ориентацией на отрицательное),
эгоцентричность, наличие комплекса психологических защит,
нетерпимость к чужому мнению, другим людям (детям, учащимся),
ограничение субъективной свободы,
приоритет дисциплинарных воздействий над организационными,
низкий уровень способности подключать детей к собственным целям и подключаться к целям школьников,
повышение у учащихся напряженности, приоритет негативных форм оценивания над позитивными.
Эти признаки позволяют рассматривать социально-педагогическое воздействие на развивающуюся личность в системе образования как виктимогенное педагогическое влияние, приводящее к виктимизации учащегося, что говорит о необходимости коррекции межличностного взаимодействия субъектов в образовательной системе.
? – Как вы думаете, каковы внутренние предпосылки личности, способствующие развитию ее виктимности
Слайд 23Стресс и стрессовые реакции как проявление виктимности
Конфликтная ситуация и виктимизация
личности усиливается, если в процессе отношений человек находится в стрессовой
ситуации. Как правило, в ситуации стресса находятся люди, которые не могут удовлетворить свои потребности или считают, что их основные человеческие права нарушены.
Исследователь Ганс Селье (1936 г.) определил стресс как универсальную реакцию организма на различные по своему характеру раздражители.
Им выделены три фазы процесса стрессовой реакции: стадия тревоги, стадия сопротивления и стадия истощения.
Он также определил характер стрессоров, рассматривая стрессор как стимул, обладающий способностью запустить реакцию борьбы или бегства. По своему происхождению стрессоры бывают биологические, социальные, психологические.
Как вы думаете, где возникают стрессовые ситуации?
Слайд 24Социальный инфантилизм как характеристика виктимной личности
социальный инфантилизм – это
личностная незрелость человека в сочетании с его эмоционально-волевой незрелостью.
Часто
именно социальный инфантилизм является основой виктимности личности. Эмоционально-волевая незрелость такого человека проявляется в несамостоятельности решений и действий, в чувстве незащищенности, в заниженной критичности по отношению к себе, в повышенной требовательности к заботе других о себе, в демонстрации эгоцентризма.
Социальный инфантилизм как виктимность личности во многом связан с конформностью, податливостью человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющейся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией.
Конформность при этом выражается в уступчивости и одобрении. Уступчивость – это неискренняя конформность, при которой внешние действия соответствуют давлению группы, но присутствует личностное несогласие.
Слайд 25Буллинг
агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны остальных членов
коллектива или его части:оскорбления, угрозы, физическую агрессию, постоянную негативную оценку
деятельности жертвы и ее деятельности, отказ в доверии.
Буллинг - длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации.
Буллинг - явление глобальное и массовое. По словам 1 200 детей, ответивших на вопросы Интернет-сайта KidsPoll, буллингу подвергались 48 % , в том числе 15% - неоднократно, а сами занимались им 42 %, причем 20 % - многократно.
Буллинг включает четыре главных компонента:
агрессивное и негативное поведение;
оно осуществляется регулярно;
оно происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью;
это поведение является умышленным.
Слайд 26Школьный буллинг можно разделить на две основные формы:
Физический школьный буллинг -
умышленные толчки, удары, пинки, побои нанесение иных телесных повреждений и
др.; сексуальный буллинг является подвидом физического (действия сексуального характера).
Психологический школьный буллинг - насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность.
Слайд 27К этой форме можно отнести:
вербальный буллинг, где орудием служит голос
(обидное имя, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, дразнение,
распространение обидных слухов и т.д.);
обидные жесты или действия(например, плевки в жертву либо в её направлении);
запугивание(использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для того, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо);
изоляция(жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом);
вымогательство(денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть);
повреждение и иные действия с имуществом(воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы).
школьный кибербуллинг - унижение с помощью мобильных телефонов, Интернета, иных электронных устройств (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, обзывание, распространение слухов и др.).
Слайд 28Дети, ставшие жертвами буллинга, проявляют следующие (в том числе патологические)
особенности поведения:
притворяются больными, чтобы избежать похода в школу;
боятся одни идти
в школу и из школы, просят проводить их на уроки, опаздывают;
поведение и темперамент меняются;
явные симптомы страха, заключающиеся в нарушениях сна и аппетита, ночном крике, заикании и нервном тике, нелюдимости и скрытности;
обнаружение рваной верхней одежды или поврежденных вещей;
частые просьбы дать денег, воровство;
снижение качества учебы, потеря интереса к любимым занятиям;
постоянные ссадины, синяки и другие травмы;
молчаливость, нежелание идти на разговор;
как проявление крайней степени: суицид.
Слайд 29Школьный буллинг
Буллинг (bullying, от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян,
насильник) в определяется как притеснение, дискриминация, травля.
Д. Лейн и
Э. Миллер - буллинг - длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям).
В школе буллинг проявляется не только в детских взаимоотношениях, но также и в системе отношений «учитель/взрослый-ребенок».
В каких школах буллинг менее распространен?
Слайд 30По мнению Е.В. Гребенкина, на агрессивное (буллинговое) поведение детей влияет
комплекс факторов:
1. персональные факторы (низкий уровень воспитания, неадекватная заниженная самооценка,
высокая импульсивность, злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми, готовность к риску, ограниченное чувство самосохранения);
2. поведенческие факторы (поведение, создающее помехи для окружающих, вандализм, бесцельное времяпровождение, прогулы и слабая успеваемость в школе, ранние сексуальные контакты, приводы в милицию и ранняя судимость);
3. социальные факторы (культ насилия в обществе, влияние СМИ, отклоняющееся поведение родителей, низкий социально-экономический статус семьи, зависимость от социальной помощи, смена воспитателей (отчим, мачеха), семейное и сексуальное насилие, друзья с отклоняющимся поведением.
Слайд 31Мотивами буллинга являются:
Зависть;
Месть (когда жертвы переходят в разряд буллеров:
наказать за боль и причиненные страдания);
Чувство неприязни;
Борьба за
власть;
Нейтрализация соперника через показ преимущества над ним;
Самоутверждение вплоть до удовлетворения садистских потребностей;
Стремление быть в центре внимания, выглядеть круто;
Стремление удивить, поразить;
Стремление разрядиться, «приколоться»;
Желание унизить, запугать непонравившегося человека.
Слайд 32комплекс факторов:
Внутрисемейные конфликты (развод родителей, появление другого воспитателя, второго ребёнка
в семье, завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют
способностям и возможностям ребёнка). Дети из неблагополучных семей имеют больше шансов стать правонарушителями, чем дети, воспитанные в хороших, благополучных семьях. Гиперопёка или равнодушие со стороны родителей также могут спровоцировать агрессивное поведение у ребёнка.
Личные проблемы (наступление фазы полового созревания и связанные с этим проблемы физиологического и психологического характера). Недовольство собственной внешностью, неадекватное восприятие со стороны взрослых: Я взрослый, а Они обращаются со мной как с ребёнком.
Проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (учителя и родители говорят, что ребёнок неисправим, плохо воспитан или глуп). Для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость.
Слайд 33Буллеры:
Активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе;
Агрессивные дети,
использующие для самоутверждения безответную жертву;
Дети, стремящиеся быть в центре
внимания;
Дети высокомерные, делящие всех на "своих" и "чужих»;
Максималисты, не желающие идти на компромиссы;
Дети со слабым самоконтролем, которые не научились брать на себя ответственность за свое поведение;
Дети, не обученные другим, лучшим способам поведения (не воспитанные).
Слайд 34Методы предотвращения моббинга
Фрагмент книги Руланн Э. Как остановить травлю в школе
— М.: Генезис, 2012
профилактическая программа:
Первый этап — организация эффективного классного
руководства, которое само по себе предотвращает моббинг.
Второй этап — осуществление мероприятий, направленных непосредственно против моббинга (когнитивные и социальные тренинговые программы).
Слайд 35Профилактические меры:
Работа с литературой. Для профилактики моббинга можно использовать литературные
произведения, в которых затрагиваются проблемы травли или сопряженные проблемы.
Просмотр
фильмов
Постановки (театр). С интерактивом.
Ролевые игры. Сущность ролевых игр — импровизация. Тема может быть свободной или заданной.
Сочинение. Процесс самостоятельного создания сценария способствует осознанию. Того же результата можно добиться и в ходе учебной деятельности. Ученикам дается задание написать небольшое сочинение о моббинге, можно дополнительно пояснить, какие вопросы должны быть в нем отражены. Задание можно выполнить в школе, а можно дать на дом (в этом случае ученик при желании сможет обсудить задание с родителями).
Слайд 36Руланн Э. Как остановить травлю в школе
Классный час. Обычно беседу
проводит классный руководитель. Начать можно с вопросов: «Кто-нибудь из вас
на этой неделе подвергался издевательствам?», «Кто-нибудь из вас на этой неделе издевался над другими?». Вопрос нужно сформулировать четко, посмотреть на учеников и немного выждать. Можно начать и по-другому, взять инициативу в свои руки и сказать о том, что вам известно о фактах травли, или же отметить что-то позитивное: «Учитель/ученик (имя) рассказал мне, что ты, Эвен, и ты, Арне, помогли младшекласснику, над которым издевались во дворе школы. Это здорово, и вы должны знать, что школа взяла под наблюдение тех, кто над ним издевался».
Слайд 37Что такое моббинг?
Моббинг (англ. mob – толпа) – это форма психологического
насилия в виде массовой травли человека в коллективе.
Школьный моббинг – это
разновидность эмоционального насилия в школе, когда класс или большая часть класса ополчается на кого-то одного и начинает его травить с какой – либо целью (яркий пример — фильм «Чучело»). Тех, кто травит, называют мобберами, а тех, кого травят, — «жертвами».
Моббинг – это своего рода «психологический террор», включающий систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одних людей, направленное против других, в основном одного человека. Например, моббинг против «новичка».
Чем отличается моббинг от буллинга?
По сути моббинг и буллинг схожие понятия — это травля. В то же время буллинг отличается от моббинга тем, что в роли преследователя выступает не весь класс, а конкретный ученик или группа учеников, которые имеют авторитет.
Слайд 38Что такое хейзинг?
Хейзинг (англ. hazing) — неформальные ритуальные насильственные обряды, исполняемые при
вступлении в определенную группу, и для дальнейшего поддержания иерархии в
этой группе. В большей степени хейзинг характерен для закрытых (военизированных, спортивных, интернатных, и др.) учреждений.
Хейзинг – это неуставные отношения в коллективе, например, известная у нас «дедовщина».
Хейзинг встречается и в обычных школах и училищах, особенно, если при них есть общежития. Новичкам одноклассники или учащиеся более старших классов (курсов) навязывают унижающие достоинство различные действия, например, публично пройтись раздетым, вымыть пол в туалете зубной щеткой и т.д. (пример — резонансное посвящение в студенты с раздеванием в одном из вузов страны в этом году).