Слайд 1Социально-экономическое развитие России в пореформенный период.
Слайд 21. Сельское хозяйство
Пути развития капитализма в сельском хозяйстве
«прусский» путь «американский» путь
сохранение крупного создание фермерских хозяйств
помещичьего землевладения,
сохраняются пережитки крепостничества
медленное развитие быстрый путь развития
капитализма в деревне
1. После 1861 г. в деревне начался переход к капиталистическим формам хозяйства. Этот переход был затруднен из-за оставшихся пережитков крепостничества.
2. Раздел земли происходил в пользу помещиков. Основная часть угодий осталась в руках помещиков (луга, пашни, поля, леса, водоемы)
3. Крестьяне были вынуждены арендовать помещичью землю для ведения хозяйства.
4. Сохранилась взаимосвязь помещичьего и крестьянского хозяйства.
5. Крестьяне были обременены налогами (выкупные платежи, государственные и земские налоги)
6. Увеличение численности крестьянского населения в 2 раза – до 44 млн. душ.
7. Увеличение посева хлеба и картофеля в 1,5 раза
8. Увеличение численности наемных рабочих с 700 тыс. до 3,6 млн. человек.
Слайд 3Системы ведения помещичьих хозяйств
Отработка – работа крестьян со своим инвентарем
и скотом в помещичьих хозяйствах за взятую в аренду землю.
Виды аренды земли:
1) Издольщина - арендная плата взимается собственником земли долей полученного с неё урожая.
2) Испольщина - арендная плата составляла половину урожая.
Слайд 5В литературе XIX века этот процесс получил название дворянского «оскудения».
Слайд 6
К. Е. Маковский «Крестьянский обед в поле» (1871)
Слайд 72. Развитие промышленности
В результате крестьянской реформы ожидаемого
промышленного роста не произошло. Предприниматели получили возможность использовать вольнонаемный труд,
но посессионые крестьяне испытывая ненависть к подневольному труду бросали заводы.
Посессионые крестьяне – крестьяне, принадлежавшие частным предприятиям, на которые они работали.
С 1860 по 1862 гг. выплавка чугуна упала с 20,5 до 15,3 млн пудов, а переработка хлопка — с 2,8 до 0,8 млн пудов. Как результат – сокращение производства в металлургии и суконной промышленности.
Однако, отмена крепостного права положительно сказалась на развитие легкой промышленности, а в тяжелой промышленности подъем начался только в 1880-е годы.
1880-е годы – годы завершения промышленной революции в России.
Главным металлургическим районом оставался Урал. Но появились и новые промышленные районы:
- в Закавказье, близ Баку, началась добыча нефти
- южный угольно-металлургический район (Донбасс, юг Украины), залежи железной руды и угля
Новые отрасли промышленности:
- нефтедобывающая
- угольная
- машиностроение
- химическая
1860 – 1870 – е. гг. – период становления машиностроительной промышленности.
Заводы в Сормово (Нижегородская губерния), Коломне, в Петербурге (Путиловский завод),
Но ведущее место в промышленности до сих пор оставалось за хлопчатобумажной отраслью, продукция этой отрасли за 30 лет выросла в 4 раза.
Слайд 10
Министр внутренних дел Н. П. Игнатьев: «Промышленность находится в плачевном
состоянии, ремесленные знания не совершенствуются, фабричное дело поставлено в неправильные
условия и много страдает от господства теории свободной торговли и случайного покровительства отдельных предприятий» (1881 год)
Слайд 11
Джон Хьюз (Юз) – английский промышленник, основавший металлургический завод на
территории Донецка.
Слайд 12
С. В. Морозов – русский предприниматель, бывший крепостной.
Слайд 133. Железнодорожное строительство
Причины развития железнодорожного транспорта:
1)
Крымская война показала серьезное отставание транспортной сети России от транспортных
систем Европы.
2) Правительство стремилось пополнять государственную казну за счет экспорта хлеба за границу, для чего и строились ж/д от хлебных районов к морским портам.
1870-е годы – активное строительство железных дорог.
1861 – протяженность железных дорог в России – 2 тыс. километров
1881 – свыше 22 тыс. километров.
К концу XIX века – 53 тыс. километров.
Новые ж/д направления: «Москва – Курск», «Курск – Харьков», «Харьков – Одесса», «Москва – Ярославль», «Москва – Саратов», «Москва – Нижний Новгород», «Москва – Тамбов», в 1874 году открывается «Моршанско-Сызранская железная дорога».
Слайд 15 Железнодорожное строительство способствовало развитию многих отраслей промышленности,
так как предъявляло повышенный спрос на металл, топливо, предметы широкого
потребления для рабочих-строителей.
К. А. Савицкий «Ремонтные работы на железной дороге» 1874 год
Слайд 174. Финансовая политика правительства
В 1860 году был
открыт Государственный банк Российской империи. Управляющим стал известный предприниматель, финансист
и банкир – Александр Штиглиц. Банк был создан для кредитования важнейший отраслей промышленности и поддержания частных банков.
В 1860-е годы открываются частные банки в Москве и Петербурге. В 1866 году был создан Московский купеческий банк (первый частный банк в Москве), а в 1870 был основан Волжско-Камский коммерческий банк в Санкт-Петербурге.
В 1864—1872 годах было учреждено всего 33 акционерных коммерческих банка.
Таким образом, создание частных банков оказало огромное влияние на экономическое развитие России.
Слайд 18
В. А. Кокорев - один из богатейших людей XIX века
в Российской империи.
Слайд 195. Домашнее задание
1. Конспект презентации в тетрадь.
2. Страница 137, вопрос
1, 4, 6 (кратко, письменно, интересные факты, чем прославился и
т.д)