Слайд 1Социальные действия и взаимодействия
Тадеуш Кантор – спектакль «Класс умер»: мы
видим сидящих за школьными партами бывших учеников, теперь мертвых. В
общественных рамках школьного класса на самом деле нет общества, ибо ничего не происходит, не совершается никаких действий.
Слайд 2Действие и социальное действие
Действие – это активное поведение людей, основанное
на рациональном целеполагании и направленное на изменение объектов с целью
сохранения или изменения их состояния
Социальное действие – действие, которое в своем целеполагании затрагивает других людей или обусловлено их существованием и поведением (М.Вебер)
Субъект социального действия – социальный актор
Слайд 3Структура социального действия
Актор
Потребность актора, выступающая непосредственным мотивом его действия
Стратегия действия
(осознанная цель и средства её достижения)
Индивид или социальная группа, на
которых ориентировано действие
Конечный результат (успех или неудача)
Совокупность элементов социального действия Т.Парсонс назвал «системой координат»
Слайд 4Механизм осуществления социального действия(С.С.Фролов)
Слайд 5Типы социальных действий (М.Вебер)
М.Вебер выделяет четыре типа социального действия в
порядке убывания их осмысленности и осмысляемости:
целерациональное — когда предметы или люди
трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант ее достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики.
ценностно-рациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем ее достижение оказывается важнее побочных последствий (например, капитан последним покидает тонущий корабль);
традиционное — определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими (крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды).
аффективное — определяется эмоциями.
Слайд 6Целерациональное действие
Рациональность – особый тип предварительных расчетов, которые приводят к
оптимальному результату, к оптимизации действия (максимизация достижений, пользы при одновременной
минимизации затрат, потерь)
Слайд 7Ценностно-рациональное действие
Этот тип действий укладывается в формулировку – цель оправдывает
средства (студентка тратит всю стипендию на покупку модных туфель, чтобы
произвести впечатление на своих подружек или герой повести Сомерсета Моэма жертвует своим состоянием, чтобы добиться близости с циничной женщиной легкого поведения)
Слайд 8Традиционное действие
Люди действуют тем или иным образом просто потому, что
так что-то делалось всегда, или потому, что так поступают все
в их окружении. Если использовать к таким действиям рациональный расчет, то может оказаться, что они малоэффективны или совершенно бесполезны. Б.Малиновский использовал в этом случае термин «культурные пережитки».
(использование ножа и вилки, ношение галстука)
Слайд 9Традиционное действие
Частота производимых традиционных действий зависит:
От социального контекста (религиозный, семейный
контекст – частота высокая, политический контекст – частота средняя, профессиональный,
экономический контекст – частота низкая)
От эпохи и страны (вектор развития общества отход от традиций и возрастание роли мышления и действия рационального; разные культурные традиции)
Слайд 10Аффективное, или эмоциональное действие
Действие совершается потому, что есть сильнейшая потребность
выразить эмоцию, душевное состояние – гнев, радость, страх
(немцы кричали и
обнимали друг друга, когда превращалась в обломки Берлинская стена, футбольные «фанаты» экспрессивно выражают свои эмоции, Отелло душит Дездемону в приступе ревности)
Лучшая реакция на аффективные действия партнера – это эмпатия. Но всегда ли это возможно?
Слайд 11Разновидность аффективных действий
Действия, в ходе которых имитируются эмоции с целью
оказания давления на партнера. Эти действия не являются выражением душевной
экспрессии, психического состояния. Их можно считать рациональной, специально рассчитанной манипуляцией следовательно отнести к типу инструментальных рациональных действий. (попрошайка плачет, заливаясь слезами, директор кричит на сотрудника, чтобы приструнить его)
Слайд 12Частота аффективных действий зависит
От социального контекста (чаще такие действия совершаются
в таких контекстах, где имеют место интимные, близкие отношения, где
сильно выражена самоидентификация субъекта с определенной группой – семейный, религиозный контексты, этнический, спортивный, также политический, контекст отдыха и развлечений; значительно реже – в профессиональном и образовательном контексте)
От культурных традиций («горячие» культуры и «холодные» культуры)
Слайд 13Социальные контакты – мимолетные кратковременные связи
1.Пространственные контакты – первоначальное и
необходимое звено в формировании социальных взаимосвязей
- предполагаемые пространственные контакты (поведение
индивида изменяется под влиянием предположения о присутствии других людей в каком-либо месте)
- визуальный пространственный контакт
Слайд 14Социальные контакты
2. Контакты заинтересованности (выбор партнера осуществляется в соответствии с
потребностями данного индивида)
Психологический механизм контакт заинтересованности связан с наличием мотивов
у человека. мотив – это побуждение к деятельности, связанной с удовлетворением потребности.
Интерес – форма проявления потребности.
Контакты заинтересованности проявляют уникальные индивидуальные черты личности, а также особенности социальной группы, к которой он принадлежит.
Слайд 15Социальные контакты
Контакты обмена –специфический вид социальных взаимосвязей, в которых индивиды
обмениваются каким-либо ценностями, не имея стремления изменить поведение других индивидов.
Социальные
контакты – это основа группообразующих процессов, первый шаг в образовании социальных групп
Слайд 16Социальная интеракция (взаимодействие) – это встречно направленные действия двух или
более акторов, ориентированные на то, что партнер соотносит свои действия
не только с настоящими, но и прошлыми и будущими действиями партнера
Необходимый атрибут социального взаимодействия – коммуникация, то есть общение с прямым обменом информацией между акторами
Слайд 17Теории социального взаимодействия
Бихевиористская теория
Теории обмена
Теории символического интеракционизма
Драматургическая теория
Слайд 18Бихевиористская теория
Социальное взаимодействие – это взаимно модифицированное поведение, основанное на
обмене стимулами.
Взаимодействие понимается как явление рассматриваемое со стороны, в независимости
от содержания, психологических и культурных значений, связанных с деятельностью партнера.
Слайд 19Теория обмена
(теория рационального выбора)
Взаимодействие есть обмен определенными ценностями между партнерами.
При каждом взаимодействии индивиды что-либо меняют (знания на признательность, товар
на деньги, свою любовь к кому-либо на любовь с его стороны).
Теории обмена важным признаком взаимодействия называют взаимность.
Кольцо Кула (Бронислав Малиноский)
Алвин Гоулднер: принцип взаимности – это универсальное культурное правило, социальная норма как основа
Слайд 20Теория символического интеракционизма
Интеракция – это не просто обмен и взаимность,
передача материальных объектов, а обмен, в первую очередь символами, идеями,
значениями.
И в этом случае сущностью взаимодействия становится коммуникация.
Частью взаимодействия становится мыслительный процесс, который развивается с обеих сторон с момента встречи:
1.осознание, «узнавание» партнера, «представлением себе» этого партнера, выбор его среди многих других.
2.идентификация партнера как важного или неважного для меня
3.пределение ситуации, в которой партнеры находятся, исследование всех окружающих обстоятельств, фона, на котором начинается интеракция
4.Распознавание жестов, слов «языка тела», наружности партнера и расшифровка их символических значений.
5. «Принятие роли другого», оценка ситуации и самого себя с точки зрения партнера, попытка вообразить как он представляет меня
Слайд 21Драматургическая теория
Повседневная общественная жизнь есть театр (И.Гофман)
Люди руководствуются в своих
действиях стремлением произвести на партнеров или аудиторию хорошее впечатление. Для
этого они используют целый репертуар «управления впечатлениями», стараясь вызвать по отношению к себе позитивные сигналы. Фактически люди постоянно что-то играют, стараясь представить себя в добром свете.
Зачем люди так поступают?