Слайд 1Социокультурная
практика в театре
Слайд 3Сбор, анализ и обобщение информации
Исследовать, какие авторы и названия, интересные школьникам, встречаются
в афишах московских театров:
Изучить интересы школьников (анкетирование, интервью, опросы, наблюдение
за тематическим общением в социальных сетях и т.д.);
Изучить афиши театров на предмет конкретных и общетематических совпадений;
Изучить содержание отзывов юных зрителей о спектаклях в сети и СМИ;
Посетить спектакли, гипотетически отвечающие интересам юных зрителей, зафиксировать реакцию в зале, провести блиц-опросы;
Проанализировать собранный материал и оформить итоговые размышления.
Изучать театральные студии, клубы, лектории, мастер-классы и т.д. ориентированные на молодых:
Создать карту неформальных театральных объединений города, ориентированных на детей и молодёжь;
Изучить и зафиксировать, заявленные на сайтах и социальных сетях, цели и направления деятельности и создать классификацию, основанную на нескольких ключевых показателях.
Посетить выборочно несколько объединений и произвести непосредственные наблюдения, опросы, анкетирование.
Проанализировать собранный материал и оформить итоговые размышления.
Слайд 4Наблюдение за деятельностью профессиональных театров и сотворчество
Создание рецензий на спектакли
Выбрать несколько спектаклей,
сходных по теме в разных театрах Москвы;
Договориться с сотрудниками театра
о возможности посещения;
Посмотреть спектакли, приобрести программки или скачать их на сайте театра;
Создать набросок рецензии, опираясь на предложенный алгоритм.
Ведение театральных блогов:
Познакомиться с несколькими примерами театральных блогов в сети;
Выбрать свою нишу, целевую аудиторию и образ автора;
Выбрать несколько различных театральных событий, ориентированных на Вашу целевую аудиторию (спектакли, читки, диспуты, мастер-классы и т.д.);
Договориться с организаторами о возможности посещения и посетить события;
Создать несколько публикаций авторского блога.
Создание адресных драматургических этюдов и инсценировок:
Выбрать один экспериментальный, молодёжный театр, ориентированный на творческое общение со зрителями;
Изучить подробно афишу и план мероприятий;
Договориться с сотрудниками театра о возможности посещения значительной части репертуара и событий и посетить не менее 7-ми мероприятий и составить представление о дефицитах;
Изучить методы создания авторских пьес или инсценировок на мастер-классах или по специальной литературе;
Создать авторское произведение, восполняющее дефициты данного театра.
Слайд 5Создание рецензий на спектакли
Вам предстоит написать текст о том, что
Вы видели в театре, что Вы чувствовали, и что Вы
думали до, во время и после спектакля.
Это непростое, но весьма увлекательное дело. Чтобы Вам было легче за него приняться, предлагаем Вам опираться на предложенную структуру работы над текстом.
Нужно указать в тексте или в выноске перед текстом:
как правильно называется театр, в котором Вы побывали;
название спектакля, автора пьесы и автора исходного литературного текста, если это инсценировка (например, В. Сигарев «Метель». По мотивам одноимённой повести А.Пушкина);
режиссёра;
художника;
артистов, занятых в главных ролях;
композитора и балетмейстера, если это музыкальный спектакль.
Сформулируйте ожидания, с которыми Вы отправлялись на спектакль. Даже если они совершенно просты: «надеялся приятно провести время», «не мог понять, зачем это нужно» или «жалко было тратить приятный осенний вечер на сидение в тёмном зале», - очень важно их зафиксировать, чтобы разобраться в том, что происходило в театре.
Опишите особенности пространства, в которое вы попали:
Фойе и те пространства, что Вы видите до входа в зал;
Зрительный зал;
Декорации спектакля.
Если возможно, опишите ощущения, эмоции, чувства, которые у Вас вызвали эти пространства.
Слайд 6Определите как можно более точно, что Вас удивило в спектакле.
Зафиксируйте все «точки удивления». Прокомментируйте их: поясните, почему Вы удивились.
Расскажите о том, какие версии толкования удививших Вас обстоятельств у Вас возникли. (Например: «Меня удивило, что у всех героев классической пьесы в спектакле были клоунские носы. Я привык представлять их себе иначе – серьёзными и даже привлекательными людьми. Может быть, театру понадобились клоунские носы, чтобы подчеркнуть, что всё то, что раньше считалось серьёзным, теперь осмеивается?»)
Зафиксируйте и опишите те моменты спектакля, которые вызвали у Вас наиболее яркие эмоции и чувства, как позитивные, так и негативные. Важно зафиксировать всё: скуку, раздражение, тревогу, удовольствие, радость, улыбку, сопереживание, состояние инсайта – всю палитру внятных, устойчивых эмоций, которую Вы реально пережили. Прокомментируйте эти переживания: что их вызвало, хотели ли создатели спектакля вызывать у Вас именно эти эмоции? Если да – то зачем? Если нет – то в чём была их возможная ошибка?
Вспомните тех персонажей спектакля, за которыми Вы наиболее пристально следили. Опишите наиболее запомнившуюся сцену с участием одного-двух наиболее интересных Вам персонажей. Запишите, как Вам кажется, почему именно эти персонажи в большей степени цепляли Ваше внимание? Дело в истории, связанной с ними, в сюжете? Дело в особенностях их судьбы и характера? Дело в том, как актёры играли этих персонажей?
Припомните звуковую, музыкальную палитру спектакля, декорации, костюмы, грим, свет. Опишите самое запоминающееся. Представьте себе, что этих компонентов в спектакле не было бы. Зафиксируйте, что бы в этом случае изменилось в Вашем восприятии спектакля.
Найдите свой ответ на вопрос: почему режиссёр захотел поставить именно такой спектакль, и кого зрителя он мог представлять себе в качестве адресата? Почему выбрал именно эту пьесу? Почему выбрал таких актёров? Почему выбрал такой стиль постановки? Что ему самому были интересно и важно? И с каким зрителем, о чём он хотел поговорить?
Предположите, каких учеников Вы привели бы на этот спектакль? О чём говорили бы с ними до и после просмотра? Какие творческие, исследовательские, проектные работы могли бы предложить им выполнить на основе увиденного?
Озаглавьте текст. Это лучше сделать именно теперь, когда всё главное уже написано или хотя бы продумано.
Если Вы пишете текст о спектакле для публичного чтения впервые, можете точно следовать предложенным пунктам в их последовательности.
Если некоторый опыт в публикации рецензий на художественные события у Вас уже есть, Вы можете перемешать последовательность предложенных пунктов. Но следите, чтобы ответы на все поставленные вопросы, нашлись в тексте.
Если Вы опытный театральный критик, Вы можете позволить себе только подразумевать предложенные вопросы, но не отвечать на них впрямую. Важно, чтобы ответы на них УГАДЫВАЛИСЬ в тексте.
Слайд 7Изучение мнений и поведения горожан
Исследование зрительских бесед в социальных сетях, блогов, дискуссий, отзывов:
Определите
сетевые пространства, в которых ведутся дискуссии и размещаются отзывы по поводу
театральных событий;
Выделите те пространства, в которых активно проявляют себя дети, молодёжь, родительское и педагогическое сообщество;
Проанализируйте состав участников, типологию тем, особенности проблематики и стиля;
Посетите спектакли, вызвавшие наиболее интересные и активные обсуждения участников и примите участие в беседе, проследите за реакцией участников;
Составьте путеводитель с кратким описанием сообществ, полезный для интересующихся участников.
Изучение обсуждений спектаклей в зрительских клубах, на фестивалях и т.д.:
Определите через поиск в сетях театры и иные организации, регулярно организующие зрительские клубы и обсуждения;
Изучите по сетевым ресурсам виды и формы подобных встреч и выберете для посещения несколько (не менее 5-ти) максимально различных по всем характеристикам;
Зафиксируйте и опишите особенности ведения встреч организаторами и особенности состава и специфики общения участников;
Проанализируйте полученные данные и оформите аналитический обзор.
Слайд 8Создание собственного проекта
Разработка идеи творческого учебного занятия по спектаклю (игры, урока,
серии занятий, сценария обсуждения):
Припомните, чего лично Вам не хватало в
посещении спектаклей в школьном детстве: каких игр, разговоров, личного творчества?
Представьте, с каким школьным возрастом Вам интереснее всего было бы играть и общаться по поводу спектакля?
Вспомните, какие индивидуальные и коллективные творческие игры Вам больше всего нравились в этом возрасте?
Выберите спектакль, адресованный выбранному Вами возрасту, для посещения. Посмотрите спектакль.
Подумайте, какие творческие игры могли бы расширить восприятие этого спектакля?
Познакомьтесь с педагогическими пособиями, которые знакомят с техниками театральной педагогики.
Теперь можно сочинять свой проект.
Слайд 9Библиография
Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр.– Изд. 2-е, перераб. и доп.– М.: Моск. психолого-социальн. инст., Флинта,
2003.– 152 с.
Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия
игровых приемов обучения.– М., 2000.– 224 с.
Викторова О. В. Техника и выразительность речи в работе учителя образовательной области «Искусство». Учебно-методическое пособие. Ч.1-3 М. МИОО, 2007 г.
Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. Серия “Библиотека школьного психолога”, МПСИ, М. – Воронеж, 1995 г. – 267 стр.
Ильев В. А. Когда урок волнует, Театральная технология в педагогическом творчестве). Пермь, 2008, - 376 стр.
Косинец Е. И. Образовательная программа «Театр» (вариант наполнения художественно-эстетического профиля). М. МИОО – ОАО «Московские учебники», 2009 г.
Театральная педагогика как средство создания развивающей образовательной среды: Образовательная программа повышения квалификации педагогов и руководителей образования. Авторы: Басина Н.Э., Крайзель Е.З., Санина Н.Н., Сулимова Н.П., Суслова О.А., Танаева Е.Н., Храмцова Е.Э. Научный консультант: канд. пед. наук, доцент Н.П. Сулимова. - Екатеринбург: Издательство АМБ, 2005.- 160с.
Уроки театра на уроках в школе. Составитель А. П. Ершова. НИИХВ АПН СССР. М.1990 г. - 71 стр.