Слайд 1Социологические идеи А.А. Богданова
и Н.И. Бухарина
Выполнили студенты СЦГ
- 1,2 - 2019 НБ
Анисимова Анна
Полушкина Анастасия
Якимова Мария
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Пермский государственный национальный исследовательский университет»
Слайд 2Богданов Александр Александрович
Основные работы:
- «Красная звезда»(1908)
- «Инженер Мэнни»(1912)
- «Философия
живого опыта»(1912)
- «Тектология – Всеобщая организационная наука»(1912)
Бухарин Николай Иванович
Основные
работы:
«Мировое хозяйство и империализм» (1915)
«Экономика переходного периода» (1920)
«Азбука коммунизма» (1920)
Богданов и Бухарин представляли марксизм в качестве системы взглядов, восприимчивой к новым течениям мысли.
Слайд 3Основные идеи А. А. Богданова:
-Рассматривал мир в постоянном и непрерывном
изменении.
-Полагал, положение человека в мире определяется практическим отношением человека к
этому миру, т.е способом производства.
-Организационное целое превосходит простую сумму его частей.
-Картина мира: непрерывный ряд форм организации элементов, развивающихся в борьбе и взаимодействии, без начала в прошлом, без конца в будущем.
-Идеал общества- всемирный коллектив без бедных и богатых, без злобы и ненависти, где царят разум и братство, всеобщее равенство и справедливость.
- Философия – умозрительная наука, которая оказалась неспособной объединить раздробленный социальный опыт, поэтому она должна уступить место тектологии (точная, практически ориентированная наука, использующая эксперимент).
Слайд 4
ОСНОВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТЕКТОЛОГИИ :
«Всякая человеческая деятельность объективно является организующей
или дезорганизующей»
Задача тектологии - систематизировать организационный опыт.
1) ОРГАНИЗАЦИЯ- динамичный
комплекс, т.е. процесс постоянных преобразований, связанный с непрерывной сменой состояния равновесия(полное отсутствие противоречий-идеальное состояние общества, к которому мы стремимся)
СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ- пространственно-временной образ производственных составляющих
ОРГАНИЗОВАТЬ-Объединить части в единое целое для реализации цели
2) КОМПЛЕКС –процесс или поток независимых процессов производства, составляющих единство и связанных циклами развития и деградации
· ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КОМПЛЕКСА: Формирование и регулирование
· Вводится 3 типа комплексов:
а)организованное целое всегда больше, чем сумма его частей, возникает за счет уменьшения «энергии» на активное сопротивление элементов, в процессе взаимодействия
б)дезорганизованное целое всегда меньше, чем сумма его частей, за счет увеличения «энергии» активного сопротивления элементов в процессе взаимод-вия между собой и внешней средой, что приводит к разрушению взаимосвязей в системе
в)нейтральное целое равно сумме его частей за счет полного отсутствия противоречий или взаимоотношений с внешним миром
3) активное использование факторов внешней среды для общественного производства
4) Общество -единое предприятие
Слайд 5КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА :
-Промышленный пролетариат – главная прогрессивная сила, т.к.
он воплощает в жизнь социалистический идеал. В этом он будет
опираться на машинную технику, с помощью которой происходит преобразование природы. => формируется человек будущего( человек науки, труда, идеала , МНОГОГРАННЫЙ РАБОТНИК с универсальностью знаний и навыков, с чувством коллективизма
-Революционизирующее св-во техники =>Формирование нового мировоззрения =>повышение трудовой деятельности =>товарищеский коллективизм(вместо духовной конкуренции )
-Участие личности в процессе труда на благо общества => достижение гармонии жизни
-Состояние равновесия ( социальная гармония ) =>общественный прогресс
- Социально согласованный организованный опыт ( упорядоченный мир человеческих отношений )
Слайд 6 КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛИЗМА
-Производство, основанное на сознательно-товарищеских началах
-Все- трудящиеся, и в
сфере труда они удовлетворяют жажду творчества
-Они совершенствуют технику и познание
=> т.е собственную природу
-Правящий класс в любом обществе – группа, которая организует ЭКОНОМИКУ
КОНЦЕПЦИЯ КЛАССОВ
-Организационно-идеологическое творчество масс
-Особый приоритет у организаторов производства
-Процесс ликвидации власти- процесс перехода Средств производства в распоряжение трудящихся
Слайд 7 Богданов ввел ряд понятий (характеризующих этапы развития различных систем):
1.
"комплексия" - обозначение ситуации, когда система представляет собой чисто механическое
объединение элементов, между которыми еще не начались процессы взаимодействия. –
( Это характерно для случаев, когда, скажем, предприниматель начинает создавать организацию (набрал кадры, закупил технику, помещение и т.д.), но сама организация еще не функционирует.)
2. "конъюгация" -такой этап развития системы, когда начинается сотрудничество между отдельными элементами системы (например, работники установили между собой формальные и неформальные отношения).
3. "ингрессия" выражает этап перехода системы к новому качеству (например, рост сплоченности, взаимопонимание, сработанность коллектива)
4. "дезингрессия" - процесс деградации системы, ее распада как целостного объединения.
Слайд 8Основные идеи Н. И. Бухарина:
-Четкая тенденция отождествления социологии и исторического
материализма — теории общества, философским основанием которой служит материалистическое понимание
истории.
-Социология, согласно этой концепции, выступала как самостоятельная нефилософская наука.
-Бухарин в «Теории исторического материализма» кладет в основу своей теории равновесия противоречие между «средой» и «системой»; он различает устойчивое равновесие, когда противоречие между средой и системой «постепенно воспроизводиться в тех же количественных соотношениях»
- Ключевую роль при любой культурной реставрации должна была играть техническая интеллигенция. Сформировавшаяся при капитализме интеллигенция была социальным слоем, преимущественно служившим интересам буржуазии. В работе «Теория исторического материализма» Бухарин, допустил возможность «выделения руководящего слоя как классового зародыша в период перехода к социализму», формирования некоего нового класса, господствующего класса из технической интеллигенции, из новой буржуазии нэпа и даже из партийного кадрового состава
Слайд 9Теория равновесия Богданова:
Развитие общества зависит, в основном, от его взаимодействия
с природой. "Всякая организованная система, в том числе и организация
общества, сохраняется постольку, поскольку ее затраты и потери энергии уравновешиваются усвоением энергии извне; а расти и развиваться может, естественно, лишь постольку, поскольку первые перевешиваются вторыми". Поэтому гармоничное развитие общества достигается не с помощью борьбы классов, а только путем поддержания равновесного состояния в системе природа-общество.
Слайд 10Цели социалистического воспитания в переходный период:
Перестройка индивидуальной психики.
2. Прагматизм. Сочетание
марксистской подготовки с американской практической хваткой.
3. Сокращение гуманитарного уклона в
образовании и особый упор на практические и технические предметы. Инженеры и техники, преданные коммунистическим идеалам, являются самым ценным социальным типом.
4. Специализация вместо универсализма: «С разговорами о том, что всякий все может, нужно покончить раз и навсегда. Нам нужен наш собственный специалист, который, может быть, других отраслей не знает, но то дело, которому учиться, знает и совершенно добросовестно, как знали старые буржуазные типы, которые работали в этой области, или лучше их».
5. Физическое и духовное развитие личности, волевая закалка.
6. Из бухаринской теории развития явствовало, что промышленный рабочий класс был господствующим классом в Советской России.
7.Целью философа является доказательство существования объективных законов общественного развития и, выявив их специфику, сделать отсюда практические и прогностические выводы. ющим классом в Советской России;
Слайд 11Достоинства подхода:
-Бухарин предупреждал, что интеллигенция может преобразоваться в господствующий класс
даже при советском режиме
-Бухарин подчеркивал, что человечеству нужно стремиться
не к господству над природой, а приспосабливаться к окружающей природной среде, добиваться с ней равновесия.
-И Бухарин, и Богданов отмечали идею возможности существования интеллигенции как промежуточного регулятора идеологии, действующего от лица господствующего класса
Недостатки подхода:
-Взгляд Богданова на то, что растущая автоматизация промышленности покончит с разделением на квалифицированный и неквалифицированный труд и объединит физический труд рабочего и технического специалиста, был ошибочным
Слайд 12Список литературы:
-Богданов А. А. Философия живого опыта. Пг., 1923.
-Богданов
А. А. Тектология. Всеобщая организационная наука. М., 1989.
-Бухарин Н.
И. Пролетарская революция и культура.
- «Социологическое наследие» А. Богданов
- «Эволюция философских взглядов Н. И. Бухарина» О. М. Минтус