Слайд 1Социологическое исследование: понятие, виды, методы, программа
Слайд 2План
1. Понятие и виды социологического исследования
2. Количественная и качественная
стратегии в социологическом исследовании
3. Основные методы получения первичной социологической информации
4.
Программа социологического исследования
Слайд 3Вопрос 1
Понятие и виды социологического исследования
Слайд 4Социологическое исследование
- система логически последовательных методологических и организационно-технических процедур, связанных
между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении
или процессе для их последующего использования в реальной практике.
Слайд 5Эмпирическое социологическое исследование
направлено на решение конкретных социальных проблем, требующих
последовательных, нередко долгосрочных управленческих воздействий, или на решение разовых запросов
заказчиков
Слайд 6Основания построения типологий социологических исследований
1. По предмету исследования:
а) по сфере
приложения (социально-экономические, социально-педагогические, социально-политические)
б) по степени представленности сторон объекта (комплексные
и не комплексные)
в) по степени выраженности динамики объекта (точечные, повторные, панельные, мониторинговые)
Слайд 7Основания построения типологий социологических исследований
2. По методу исследования:
а) по глубине
и сложности анализа (разведывательные, описательные, аналитические)
б) по доминированию принимаемого метода
(наблюдение, анализ документов, эксперимент, опрос)
в) по типу и уровню исследовательской деятельности (теоретические, эмпирические, теоретико-эмпирические, фундаментальные, прикладные)
Слайд 8Основания построения типологий социологических исследований
3. По масштабу проведения (сплошные, выборочные,
локальные, региональные, отраслевые, общегосударственные, международные)
4. По условиям проведения(лабораторные и полевые)
и др.
Слайд 9Выбор вида исследования зависит от:
1. Цели, практической и научной целесообразности исследования
2.
Сущности и особенности того явления, которое предстоит изучить
3. Навыков, возможностей,
знаний исследователей
Слайд 10Вопрос 2
Количественная и качественная стратегии в социологическом исследовании
Слайд 11Количественная стратегия в социологическом исследовании
- «Жесткие» методы сбора данных и
их анализа
- Теоретико-методологическая основа — представление об обществе как системно-организованной
целостности.
Слайд 12Характеристики количественной стратегии
- преимущественно направлена на изучение проблем социального
взаимодействия между структурами, социальными институтами и организациями;
- социальное знание основано
на описании и объяснении обобщенных данных.
Слайд 13Теоретико-методологическая база
- реализм
- достоверное объективное знание
- описание логических связей между
отдельными параметрами
Слайд 14Фокус анализа
- общее, генеральное
- классификация путем отождествления событий, случаев
-
в центре внимания – структуры, внешние (объективные) факторы
Слайд 15Исследовательские цели, задачи
- дать причинное объяснение
- измерить взаимосвязи
Слайд 16Единицы анализа
- факты, события
Валидность (надежность)
- достоверное повторение
установленных связей
Логика
анализа
- дедуктивная: от абстракций к
фактам путем
операционализации
понятий
Стиль
- жесткий, систематизация
Слайд 17Методы
- анкетирование,
- интервью (формализованное);
- наблюдение;
- эксперимент;
- анализ документов (контент-анализ).
Слайд 18Обработка информации
- с помощью упорядоченных процедур, обладающих количественными характеристиками.
К выборке предъявляются очень серьезные требования, основывающиеся на
математической статистике и теории вероятности.
Слайд 19Качественная стратегия
это «плотное» описание фрагмента социальной реальности в социокультурном контексте
на основе «качественных» данных.
«Качественная» методология позволяет решать задачи понимания явлений
и процессов.
Слайд 20В центре внимания качественной стратегии находится:
- изучение своеобразия отдельного социального
объекта,
- исследование общей картины события или случая в единстве
его составляющих,
- взаимодействие объективных и субъективных факторов,
- изучение новых явлений или процессов, не имеющих массового распространения.
Слайд 21Теоретико-методологическая база качественной стратегии
- Феноменология
- Описание общей картины события или
явления
Слайд 22Фокус анализа
- особое, частное
- описание событий, случаев
- в центре внимания
– человек; внутреннее, субъективное
Слайд 23Исследовательские цели, задачи
- интерпретировать, понять наблюдаемое
- концептуализировать
Слайд 24Единицы анализа
- субъективные значения, чувства
Валидность (надежность)
- реальное насыщение
информации
Логика анализа
- дедуктивная: от абстракций к фактам путем
операционализации понятий
Стиль
- мягкий, теплый; воображение, представление о …
Слайд 25Методы
- Нестандартизированное (неформализованное) интервью
- Метод экспертного опроса
- Фокус-группа
-
Case study
- Биографический метод
- Этнографическое исследование
- Исторические исследования
Слайд 26Вопрос 3
Основные методы получения первичной социологической информации
Слайд 27Методы сбора социологической информации
1. Опросы (анкетирование и интервью)
2. Наблюдение
3.
Эксперимент
4. Анализ документов (контент-анализ, традиционный анализ)
Слайд 28Опрос
метод сбора первичной информации в социологическом исследовании, предусматривающий устное или
письменное обращение к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых
представляет проблему исследования на эмпирическом уровне, а также статистическую обработку полученных ответов.
Слайд 29Разновидности опроса
1. Анкетирование - опосредованный, письменный опрос;
2. Интервью -
непосредственный, устный опрос.
Слайд 30Основные этапы подготовки и проведения опроса:
1. Определение целей и задач
опроса, проблемы, предмета и объекта, исходных понятий.
2. Обоснование выборки.
3. Обоснование
опросного листа (анкеты, путеводителя/гайда интервью).
Слайд 31Интервью
– это метод, результатом применения которого становятся качественные тексты, а
не количественные данные.
Интервью выполняет две функции:
- получение информации;
- воздействие на
респондента.
Слайд 32Метод фокус-группы
Это неформализованное интервью, проводимое не с индивидуальным респондентом, а
с группой, цель которого - получение информации о мнениях и
реакциях их участников.
Фокусированность означает, что данный тип интервью ограничен очень малым числом обсуждаемых проблем.
Слайд 33Метод экспертного опроса
- это разновидность опроса, в котором
респондентами являются эксперты - специалисты в определенной области деятельности;
- основное
назначение метода экспертной оценки - выявление наиболее сложных аспектов исследуемой проблемы, повышение надежности получаемой информации, выводов.
Слайд 34Наблюдение
- метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в
непосредственном восприятии (визуальном, слуховом) информации и регистрации значимых социальных процессов,
явлений, событий, подвергающихся контролю и проверке.
Слайд 35Наблюдение предполагает:
систематическое ведение записи событий, поведения, артефактов в социальном окружении,
выбранном для исследования.
Инструмент наблюдения:
- дневник наблюдения
- карточки наблюдения
- протокол
наблюдения
Слайд 36Методы анализа документов
Традиционный метод - это метод качественного анализа, под
которым понимаются умственные операции по интерпретации, пониманию информации, содержащейся в
документах.
Формализованный метод (контент-анализ) - это перевод качественной информации в количественные показатели с последующей ее статистической обработкой и содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.
Слайд 37Основная идея контент-анализа
- систематизировать содержательные компоненты текста: идеи, темы,
проблемы, образы, оценки, утверждения, аргументы, формальные конструкции, конкретные имена и
т.д., сделать их наглядными и проверяемыми.
Слайд 38Прикладные цели контен-анализа
- сравнение различных средств массовой информации;
-
выявление используемых пропагандистских приемов;
- определение намерений и иных
характеристик участников коммуникации;
- выявление установок, интересов и ценностей различных групп населения и общественных институтов;
- выявление фокусов внимания индивидов, групп и социальных институтов и др.
Слайд 39Вопрос 4.
Программа социологического исследования
Слайд 40Программа социологического исследования
- это научный документ, в котором содержатся методологические
и процедурные основы исследования социального объекта, план и правила осуществления
последовательной деятельности.
Слайд 41Функции программы
- методологическая
-методическая
- организационная
Слайд 42Методологический раздел программы включает:
– формулировку и обоснование проблемы исследования;
–
определение цели и постановку задач исследования;
– определение объекта и предмета
исследования;
– логический анализ основных понятий;
– теоретическую интерпретацию основных понятий исследования;
– выдвижение гипотез;
– эмпирическую интерпретацию понятий.
Слайд 43Методический раздел программы включает:
– выборку;
– обоснование методов сбора эмпирических данных;
–
методы сбора информации;
– методы обработки и анализа данных;
– организационный план
исследования.
Слайд 44Проблемная ситуация
– это возникающее объективно в процессе общественного развития
противоречие между знанием о потребностях людей в каких-либо теоретических или
практических действиях и незнанием путей, средств и методов реализации этих необходимых действий.
Слайд 45Объект исследования
– это все то, что содержит социальное противоречие
и порождает проблемную ситуацию, на что направлен процесс познания.
Слайд 46Предмет социологического исследования
– это наиболее значимые с теоретической или
практической точки зрения свойства и особенности социального объекта, подлежащие непосредственному
изучению.
Слайд 47Процедура интерпретации понятий
– это последовательность познавательных и организационных действий, необходимая
для уточнения содержания понятий и разработки операций по их измерению.
Слайд 48Логический анализ основных понятий
– логическое структурирование исходных понятий, определяющих предмет
исследования, точное объяснение их содержания и структуры
Слайд 493 процедуры теоретической интерпретации:
– дескриптивная интерпретация (развернутое теоретическое определение основных
понятий)
– структурная интерпретация (последовательное развертывание содержание общих понятий через систему
частных)
– факторная интерпретация (связь понятий с объективными и субъективными факторами)
Слайд 50Гипотеза
– это научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явление
и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть
Слайд 51Эмпирическая интерпретация и операционализация понятий
– выявление эмпирических признаков, конкретизирующих содержание
основных понятий, доступных для наблюдения и измерения
Слайд 52Выборка
− это метод исследования, когда из общей изучаемой (генеральной)
совокупности однородных единиц отбирается некоторая ее часть (выборочная совокупность) и
только эта часть подвергается обследованию.
Слайд 53Процедуры выборки:
– определение слоев и групп населения, на которые предполагается
распространить полученные результаты опроса (генеральная совокупность);
– определение численности опрашиваемых, необходимой
и достаточной для репрезентации генеральной совокупности
– определение правила поиска и отбора респондентов на последней стадии выбора.
Слайд 54Репрезентативность
– свойство выборочной совокупности представляет характеристику генеральной
Слайд 55Этапы социологического исследования
1. Подготовительный (разработка программы исследования);
2. Основной (собственно
исследовательская).
3. Заключительный (обработка и анализ данных, формулирование выводов, подготовка научного
отчета).