Слайд 1Понятие политических институтов. Агенты политических отношений.
Слайд 2Структура презентации
1. Понятие политического института
2. Понятие агента (актора) политических отношений
3.
Акторы политики: основные подходы.
4. Виды политических акторов
Слайд 31. Понятие политического института
Институт (лат. Institutium – установление, учреждение) –
совокупность фундаментальных форм или структур общественной организации, установленных законом или
обычаями конкретного человеческого сообщества
Социальный институт – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.
Слайд 4Общество - это система социальных институтов
Как сложного комплекса экономических, политических, правовых,
моральных и др. отношений.
Основные социальные институты: собственность, семья, государство, наука,
СМИ, образование и т.д.
Институционализация – 1) учреждение каких-либо новых общественных институтов
2) правовое и организационное закрепление тех или иных социальных отношений.
Термин используют обычно в политическом плане.
Слайд 5Один из главных вопросов политической теории -
Какие политические институты способны
содействовать совершенствованию общества и человека.?
Центральными объектами
осмысления были:
Государство
Конституция
Правительство
Слайд 6Социологический подход к институтам
Наметился в политологии и социологии начиная с
классических работ Эмиля Дюркгейма и Макса Вебера.
По взглядам Дюркгейма, институты,
с одной стороны, представляют собой некое идеальное образование в виде обычаев и верований, а с другой –
такие обычаи и стереотипы материализуются в деятельности социальных организаций различных времен и народов.
Слайд 7Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917) – французский философ и социолог.
Вместе с Марксом и Вебером внес наибольший вклад в определение
современного предмета социологии, разработал концепцию аномии..
Слайд 8Институт в политике
Фиксирует реальный статус-кво, сложившийся во властвовании и
политических отношениях между личностью, социальными группами и обществом в целом.
М.
Вебер: государство, как рафинированный пример института,
составляет сообщество людей, поведение которых основывается на рациональных установлениях (нормах конституции, законах и т. д.).
Слайд 9Э. Дюркгейм считает, что
Институты, с одной стороны, представляют собой
некие идеальные образования в виде обычаев и верований, а с
другой –
эти обычаи и стереотипы, в свою очередь, материализуются в практической деятельности социальных организаций различных времен и народов.
Слайд 10Французские политологи (М. Прело, Ж. Бюрдо, М. Дюверже)
выделяют два основных
компонента, входящих в содержание политического института:
1. Идеальную модель самой
системы отношений
2. Собственно организационные структуры, воспроизводящиеся в коллективной политической практике в соответствии со стереотипами и матрицами модельной структуры.
Слайд 11Новый институционализм
возник в американской политологии в 1970-е годы во многом
как реакция на господство
редукционистских подходов (бихевиорализм), сводящих политику к
индивидуально-групповому поведению,
контекстуалистских подходов (структурный функционализм), относящих политическую жизнь к взаимореагированию политической системы с окружающей - социальной средой и т.д.
Слайд 12Бихевиоралисты и нормативисты
контекстуалисты и сторонники 'рационального выбора' нередко забывали,
что
политические институты представляют собой сложнейшие организации и ансамбли отношений между
отдельными людьми,
качественно не сводимые ни к абстрактным макросистемам,
ни к микроповедению индивидов и групп,
а занимающие как бы срединное положение между ними
Слайд 13Классики нового институционализма
Д. Марч и Д. Олсен в работе
«Вновь открывая институты' (1989) пишут, что
хотя «концепция институтов никогда не
исчезала из теоретической политологии,
в последние года произошло все же мощное ее вытеснение неинституциональными теориями политической жизни» Специфика США
Слайд 142. Понятие агента политических отношений
2.1. Классический подход
2.2. Антиномия субъекта и
объекта в политике
Слайд 152.1. Классический подход
В европейской политической традиции, начиная с Платона и
Аристотеля, постоянно анализируется вопрос о том,
Кто же выступает в
качестве активных сил в политической борьбе.
Так, Аристотель пишет о 'государственном муже' и 'политическом человеке‘.
Слайд 16Институциональный подход,
редуцировавший всю политическую жизнь к деятельности государства и его
отдельных институтов, а также, в соответствии с таким взглядом, -
к поведению 'государственных мужей', управляющих подданными государства,
господствовал еще долго в политической науке
Слайд 17В XIX веке центр тяжести анализа
Политических отношений, субъектов и
объектов начинает смещаться с государственных 'институтов' и 'мужей' (Г. В.
Ф. Гегель)
на 'классы' (К. Маркс),
'расы', 'нации' и 'народы' (Л. Гумплович, Ф. Оппенгеймер).
Слайд 18В начале XX века эта тенденция
приводит к кризису и
упадку институционального подхода, а также
концепции приоритетного значения в политике народов
и классов,
Политические явления рассматриваются в это время с точки зрения участия в них групп и элит.
Разрабатываются концепции 'групп интересов' (А. Бентли) и 'правящих элит' (В. Парето).
Слайд 19В рамках бихевиоралистского подхода
Исследуется поведении различных политических акторов:
партий и
профсоюзов, групп давления и профессиональной бюрократии, политических лидеров и рядовых
избирателей
Ставится вопрос об относительности в принципе самого различения субъекта и объекта в политике.
Слайд 20Политический субъект есть
Источник политической активности, направленной в определенном отношении
или ситуации на те или иные политические объекты,
являющийся при
этом носителем предметно-практической деятельности,
тогда как политический объект, соответственно, 'противостоит' субъекту,
представляя собой ту часть объективной реальности, фрагмент политического мира, который взаимодействует с субъектом.
Слайд 212.2. Антиномия субъекта и объекта в политике
В 50-60-е годы XX
века многие западные политологи практически отходят от употребления самой оппозиции
'субъекта - объекта' в политике,
заменяя ее понятием 'политического актора' (actor, acteur) как активного участника политической жизни или
особого рода игрока в азартной игре, называемой политикой.
Слайд 22Политологи постструктуралистского и постмодернистского направлений
Попытались полностью преодолеть антиномию субъект-объектного взаимоотношения
в анализе политики.
Постмодернизм обрушился на 'классическое' понимание политики, предлагающее существование
активного начала, политического субъекта (личности, группы или института),
Как это было в гегельянстве и в марксизме, в структурализме или бихевиорализме
Слайд 23По мнению постмодернистов,
Предмет (в классической трактовке - 'объект') политического воздействия
'противится'
и 'мстит' преобразователю - 'субъекту' - за вычленение его из
общего политического порядка,
что приводит к необходимости вообще отказаться от классической парадигмальной оппозиции человека и мира.
Слайд 24В работах Пьера Бурдье
Вместо терминов 'субъект' и 'объект' используются понятия
'агент', его 'позиция' и 'диспозиция'.
'Агент' - это носитель политических
отношений, актуализируемый в многомерном пространстве 'политического поля',
которое выступает в виде совокупности действующих в нем сил и контролируемых ими видов ресурсов ('капиталов'): экономических, социальных, символических, культурных и т.д.
Слайд 253. Акторы политики: основные подходы
Кто же являются сегодня значимыми акторами,
выполняя роль субъектов и объектов политики?
Для ответ есть три подхода:
3.1.
Организационно-институциональный и
3.2. Социально-редуктивный
3.3. Личностный
Слайд 26Теория 'нового институционализма'
Политические институты понимаются не только как официальные
учреждения и формальные правила, а и как
некие организационные модели
отношений между социальными субъектами и объектами по поводу власти, включающие в себя
неформальные нормы и процедуры,
связанные с самим формированием и активностью этих политических организаций.
Слайд 27Неформальные институты
В политике существуют как официальные и формальные учреждения, так
и неофициальные организованные структуры, неформальные институты.
Они существуют всегда, но в
условиях слабого государства могут оказываться важнее формальных.
Массонская ложа «П2» в Италии, семибанкирщина в России.
Институт блата, кумовства, коррупционные схемы
СССР как сочетание тех и иных институтов.
Слайд 283.2.1.Классический марксизм
Классы в антагонистическом обществе становятся как бы 'первичными' субъектами
политики, и, соответственно,
политические отношения являются, прежде всего, 'продуктом' отношений
между классами.
Государство выступает в качестве политической организации, инструментального аппарата насилия господствующего класса,
Партии представляют собой политический авангард, наиболее сознательную и организованную часть того или иного класса.
Слайд 29Коррекция В.И.Лениным:
«Всем известно, что массы делятся на классы,...
что классами
руководят обычно и в большинстве случаев, по крайней мере в
современных цивилизованных странах, политические партии,
что политические партии управляются более или менее устойчивыми группами наиболее авторитетных, влиятельных, опытных, выбираемых на самые ответственные должности лиц,
называемых вождями»
«Детская болезнь левизны в коммунизме»
Слайд 303.2.2. Концепция «групп интересов»
Американским политологом и социологом А. Бентли, работа
«Процесс управления» (1908).
критикует классовую теорию К. Маркса за использование
для анализа политических отношений классов,
как слишком больших и стабильных коллективов, которые обладают 'множественными интересами' и поэтому
непригодных для изучения быстро изменяющейся динамики политических ситуаций
Слайд 313.3. Личностный подход
В качестве 'первичного', исходного субъекта политики выделяют просто
личность, или индивида, в отношении к которому групповая идентификация занимает
лишь производное место.
Отражен как в бихевиоралистской концепции политического поведения, так и в теории 'рационального выбора'.
Г. Лассуэлл дал следующее положение, характеризующее основного и исходного субъекта политической активности:
«Человек добивается достижения определенных ценностей через посредство институтов в отношении определенных ресурсов»
Слайд 324. Виды политических акторов
4.1.Классификация Г.Алмонда и Г.Пауэлла
4.2. Классификация Джеймса Розенау
4.3. Марксистская классификация
Слайд 334.1.Классификация Г.Алмонда и Г.Пауэлла
Политические агенты выделяются в соответствии с выполняемыми
ими функциями в политической системе
Так, за реализацию функции агрегации интересов
отвечают политические партии,
За «принятие правил игры» - в основном парламенты
За «исполнение правил» - администрации
Слайд 34Функция артикуляции интересов
Реализуется пятью видами агентов:
4.1.1. Аномические группы
4.1.2. Неассоциативные группы
4.1.3.
Ассоциативные группы
4.1.4. Институциональные группы
4.1.5. Индивидуальные акторы
Слайд 354.2. Классификация Джеймса Розенау
Работа 'Турбулентность в мировой политике' (1990):
Он отличает
микроакторов политики, которыми являются индивиды, от
акторов макрополитического уровня, к
которым он относит большие 'общности' людей (collectivities), например, составляющие их 'подгруппы' (subgroups).
Слайд 364.3. Марксистская классификация
Традиционно «первичными» субъектами политики выступали классы, социальные группы,
тогда как производными, 'вторичными', в силу марксистской традиции, являлись
Политические институты,
выражающие социально-классовые интересы и являющиеся объектами классового воздействия