Разделы презентаций


Социология образования

Содержание

Социальная группа, состоящая из молодёжи, обучающейся в высших учебных заведениях.Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает у студенчества общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни. Это дополняется и

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Социология образования
Лекция 11. Студенты и преподаватели в учебном процессе.


1. Студенчество

как социальная группа.
2. Образ преподавателя вуза.

Социология образованияЛекция 11. Студенты и преподаватели в учебном процессе.1. Студенчество как социальная группа.2. Образ преподавателя вуза.

Слайд 2Социальная группа, состоящая из молодёжи,
обучающейся в высших учебных заведениях.


Общая

деятельность в сочетании с
территориальным сосредоточением порождает
у студенчества общность

интересов, групповое
самосознание, специфическую субкультуру
и образ жизни. Это дополняется и усиливается
возрастной однородностью, которой не имеют
другие социально-профессиональные группы.

Студенчество

Социальная группа, состоящая из молодёжи, обучающейся в высших учебных заведениях.Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает

Слайд 3Студенчество не занимает самостоятельного
места в системе производства, студенческий
статус

является заведомо временным,
а общественное положение студенчества
и его специфические

проблемы
определяются характером общественного строя,
уровнем социально-экономического
и культурного развития страны
и национальными особенностями
системы высшего образования.

Специфика
студенчества

Студенчество не занимает самостоятельного места в системе производства, студенческий статус является заведомо временным, а общественное положение студенчества

Слайд 4мобильная
социальная группа
подготовка к
будущей деятельности
сплоченная
социальная группа



поиск смысла жизни
социальный престиж
психология социального
продвижения
высокая
интенсивность

общения

Особенности
студенчества как социальной группы

мобильная социальная группа подготовка к будущей деятельности сплоченная социальная группа поиск смысла жизни социальный престиж психология социального

Слайд 5Экономически активное,
занятое население
представлены традиционные
и новые страты
молодые

люди из семей,
где один, а то и оба родителя

– владельцы частных фирм

выходцы из семей
специалистов с высшим
образованием

уменьшилась доля детей рабочих и
вспомогательного персонала

Социальная база студенчества

Экономически активное, занятое население представлены традиционные и новые страты молодые люди из семей, где один, а то

Слайд 6не менее 60% - выходцы
из семей специалистов
с высшим

образованием
около 30% - выходцы
из семей специалистов
со средним специальным
образованием
доля

благополучных в
материальном положении
студентов составляет 75 %
(среди всего
населения – 30 %)

у каждого третьего
студента отец и у каждого
пятого мать – руководители
различного ранга

Социальная структура студенчества

не менее 60% - выходцы из семей специалистов с высшим образованием около 30% - выходцыиз семей специалистовсо

Слайд 7помощь со стороны
родителей и близких
94 %
Стипендия
около 33%
заработная

плата
27 % юношей
14 % девушек
Основные источники доходов студенчества

помощь со стороны родителей и близких94 % Стипендияоколо 33% заработная плата 27 % юношей14 % девушекОсновные источники

Слайд 8питание
Отдых, рекреационные
занятия
Оплата жилья
Покупка одежды
Покупка учебных принадлежностей
Расходы студенчества

питание Отдых, рекреационныезанятияОплата жилья Покупка одежды Покупка учебных принадлежностейРасходы студенчества

Слайд 9плохое материальное
положение
в перспективе –
возможная безработица
дополнительный
заработок

(мужчины)
плохая забота о досуге,
друг о друге (девушки)
Основные тревоги

студенчества
плохое материальное положение в перспективе – возможная безработица дополнительный заработок (мужчины)плохая забота о досуге, друг о друге

Слайд 10Значимые ценности
Малозначимые явления
дело по душе,
интересная работа
высокий заработок,
материальное

благополучие
хорошие, верные друзья
хорошие отношения
в семье
удовлетворенность в


интимной жизни, любви

власть, возможность
командовать людьми

знакомства

связи

слава

спокойная жизнь

Значимые ценностиМалозначимые явлениядело по душе, интересная работа высокий заработок, материальное благополучие хорошие, верные друзья хорошие отношенияв семье

Слайд 11Изменения в составе студенчества по социальному происхождению и по уровню

жизни указывают на нарастание дифференциации, неоднородности, различий в студенческой массе

по вузам, факультетам, профессиональным отрядам.
Интерес к высшему образованию сохранился, однако противоречия, возникающие между институтом высшего образования и различными другими сегментами общества приводят к нарастанию дисфункциональных последствий. Это проявляется в неудовлетворенности студентов качеством получаемой подготовки, деформации отдельных слоев образовательного процесса. Но самое главное – происходит неуклонное снижение основного результата функционирования высшей школы – образованности студентов, уровня их профессиональной компетентности.


Выводы

Изменения в составе студенчества по социальному происхождению и по уровню жизни указывают на нарастание дифференциации, неоднородности, различий

Слайд 15Модель преподавателя
Требование к преподавателю
как личности
(широта взглядов, адаптивность,
интерес к

нововведениям,
готовность взять на себя о
тветственность, контактность,
эмоциональная устойчивость
и др.)


Требование к преподавателю
как профессионалу
(владение методами и средствами
обучения, методами исследования и т. п.)

Требование к преподавателю
как специалисту
(солидное академическое
образование, глубокие знания
в области обучения
и других областях)

Модель преподавателяТребование к преподавателю как личности (широта взглядов, адаптивность,интерес к нововведениям, готовность взять на себя ответственность, контактность,

Слайд 16Исследовательская функция
творчество, умение
извлекать новые знания
из различных источников,
совершенствовать

навыки
логического мышления, ставить
новые задачи
Функция проектирования
наличие навыков

планирования
деятельности, умение найти
методы решения
образовательных задач

Организаторская функция
управление психическим
состоянием обучаемого,
корректирование и
прогнозирование его
познавательных возможностей


Конструирующая функция
отбор учебно-воспитательной
информации, создание новых
педагогических технологий,
контроль степени усвоения
учебных дисциплин

Коммуникативная функция - строгое, но доброжелательное,
доверительное отношение к студентам, создание единого
морального и психологического пространства в
образовательно-воспитательном процессе.

Функции преподавателя

Исследовательская функциятворчество, умение извлекать новые знания из различных источников, совершенствовать навыки логического мышления, ставить новые задачи Функция

Слайд 17Психологические типы преподавателей
Проактивный
преподаватель
инициативен,
коммуникабелен,
вечно в поисках нового

и
знает, что хочет и
ищет. У него «чёткий
порядок и

сильная рука».

Сверхактивный преподаватель склонен
преувеличивать или абсолютизировать склонности
и стихийные, неосознанные проявления действий
учащихся (активный энергичный учащийся в глазах
такого преподавателя – хулиган, а пассивный, инертный – лодырь).
Им создаётся какая-то нереальная, умозрительная модель учащегося

Реактивный преподаватель
тоже динамичен в своих
установках и поисках,
но они не носят строгого,
однозначного характера.
Его цели часто аморфны,
он приспосабливается
к группе учащихся

Психологические типы преподавателейПроактивный преподаватель инициативен, коммуникабелен, вечно в поисках нового и знает, что хочет и ищет. У него

Слайд 18«…в высших учебных заведениях руководителями обучения являются не педагоги, а только

специалисты по известной науке, и отсутствие у них сколько-нибудь специализированных

познаний по психологии, педагогике и дидактике ведёт к совершенному невниманию к требованиям этих наук. Отчасти вследствие этого обстоятельства и держатся в этих учебных заведениях нерациональные приёмы обучения»

в 1881 году математик В. Герасимов о причинах неудач в университетах

«…в высших учебных заведениях руководителями обучения являются не педагоги, а только специалисты по известной науке, и отсутствие у

Слайд 19«Задача университетского преподавателя не в том, чтобы учить, а в

том, чтобы работать в своей науке, которой он может учить

лишь в меру своей исследовательской работы.
Он не "преподаёт" свой предмет, а высказывает публично свои научные взгляды – потому он и называется профессором (от латинского profiteor, одно из значений которого "открыто заявить, признавать себя" – В. М.).
Учащийся не просто учится, он занимается наукой, он – studiosus. Оба они, по прекрасному немецкому выражению, treiben Wissenschaft, т. е. двигают вперёд науку.
Учение и исследование здесь совпадают, и это ровно касается как студентов, через учение приступающих в университете к самостоятельному исследованию, так и профессоров, через исследование продолжающих своё никогда не кончающееся учение…»

В начале XX века педагог и философ С. И. Гессен (1866 – 1943)
о стратегии и тактике преподавателя

«Задача университетского преподавателя не в том, чтобы учить, а в том, чтобы работать в своей науке, которой

Слайд 20Идеальный преподаватель
вуза
человек, который имеет значительный
профессиональный опыт;
в совершенстве знает

свой
предмет и методику его преподавания;
обладает высоким уровнем методологической

культуры;
занимается самообразованием;
справедлив и ровен в общении со всеми учащимися,
эмпатичен;
знает верный выход из любой педагогической ситуации
и может преодолеть любую сложность как в обучении,
так и в воспитании студентов.
Идеальный преподавательвузачеловек, который имеет значительный профессиональный опыт; в совершенстве знает свой предмет и методику его преподавания; обладает

Слайд 21Социально-демографический портрет
российского преподавателя
вуза
Средний возраст - 46,4 лет.
Средний стаж преподавательской

работы - 19 лет.
В структуре научно-педагогических кадров кафедр
преобладают

лица от 41 до 60 лет и старше (69,6%).
Молодежи до 30 лет - 9,9%.
Состав преподавателей по полу пропорциональный:
50,4% - мужчин и 49,6% - женщин.
мужчин-преподавателей в гуманитарных вузах
(факультетах) - 39,4%, педагогических - 30%;
в экономических вузах (факультетах) - 48,4%,
в технических вузах мужчин больше, чем женщин, - 57,1%.
Доля женщин выше среди молодых преподавателей,
а мужчин - среди преподавателей старшего возраста
Социально-демографический портретроссийского преподавателявузаСредний возраст - 46,4 лет. Средний стаж преподавательской работы - 19 лет. В структуре научно-педагогических

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика