Слайд 1 «Совершенная гармония:
искусство Андрея Рублева»
Для студентов к 660-летию великого иконописца.
Слайд 2Смотрите, изучайте и восхищайтесь!
Слайд 3 Исследователи творчества Рублева
А. И. Мусин -
Пушкин
(1744-1817 г), граф
обер – прокурор Синода, археолог,
историк, собиратель
русских древностей.
Н.М.
Карамзин (1766-1826 г),
историк, литератор.
А.И. Иванчин – Писарев (1849 – 1916 г),
журналист, исследователь по Сибири,
народник.
Г.О. Чириков (1882 – 1936 г), реставратор, коллекционер.
Слайд 4 Андрей Рублев (около 1360-1430)
Сведений о
нем очень мало.
Уроженец средней полосы.
Подмосковья (Ростово-
Суздальская Русь). Скорее
всего был потомственным
ремесленником.
Слайд 5 Историческая справка
Около 1360 -
Андрей Рублев родился, вероятно, в средней полосе России. По другим
данным - родился в 1365 году.
Конец 1390-х годов - Создание миниатюр для книги "Евангелие Хитрово".
До 1405 - Принял монашество с именем Андрей в Троице-Сергиевом монастыре. По другим данным - в Андрониковом монастыре.
1405 - Работал совместно с Феофаном Греком и Прохором, «старцем с Городца», над украшением иконами и фресками Благовещенского собора Московского Кремля, домового храма московских князей. «Преображение».
1408 - Вместе с Даниилом Черным работал над росписью и иконостасом Успенского собора во Владимире. «Богоматерь», «Иоанн Богослов», «Апостол Андрей», «Спас в силах».
Между 1408-1422 - Создание Поясного Звенигородского чина. «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел».
Около 1411 (по другим данным 1427) - Икона «Троица».
Между 1422-1427 - Совместно с Даниилом Черным руководил работами по росписи и созданию иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Написан храмовый образ Троицы.
1427-1430 - Создание росписи Спасского собора Спаса-Андроникова монастыря в Москве. Росписи не сохранились. Сейчас здесь находится музей древнерусского искусства, носящий имя Рублева.
29 января 1430 - Скончался и погребен в Спаса-Андрониковом монастыре.
Слайд 6 Троице- Сергиева лавра
Около 1405 года принял
монашество под именем
Андрей. Молодые годы провел
в Троице-
Сергиевом
монастыре, основанном
Сергием Радонежским.
Жизнь в этой обители оказала
большое воздействие на
творчество великого
иконописца.
Слайд 7 Спаса- Андроников монастырь
1427-1430 - Создание росписи Спасского собора
Спаса -Андроникова монастыря в Москве. Росписи не сохранились. Сейчас здесь
находится музей древнерусского искусства, носящий имя Рублева.
29 января 1430 - Скончался и погребен в Спаса - Андрониковом монастыре.
В музее А.Рублева
Рублев расписывает
Спасский монастырь.
Миниатюра XVI в.
Слайд 8 Успенский собор во Владимире
В 1408 году вместе с Даниилом Черным работал над росписью
и иконостасом Успенского собора во Владимире. «Богоматерь», «Иоанн Богослов», «Апостол Андрей», «Спас в силах».
Слайд 9 Спас в силах (1408
г.)
В 1408 году вместе с Даниилом
Черным работал над росписью
Успенского
собора во Владимире.
До нас дошел иконостас.
Центральная икона - «Спас в силах». Обрамляет Христа красный ромб.
Зеленый овал-
символизирует славу и силу.
В образе Спаса воплощен русский идеал- душевная мягкость, справедливость.
Слайд 10 Благовещенский собор
Московского Кремля
В 1405
году работал совместно с Феофаном Греком и Прохором, «старцем с Городца», над украшением иконами и фресками Благовещенского собора Московского Кремля, домового храма московских князей. «Преображение».
Слайд 11Звенигородский чин (1408- 1422 гг.)
Иконы из древнего княжеского
храма Юрия
Звенигородского,
второго сына Дмитрия
Донского. Звенигородский чин-
один из прекрасных иконных
ансамблей рублевкой
живописи.
Состоит из трех
Поясных икон: Спаса, Архангела
Михаила, Апостола Павла.
Юрий Звенигородский
гг.)
«Спас» предстает , внушающим
доверие, надежду, несущий
доброе начало. Мастер
наделяет Христа
русскими
чертами. Он благожелателен.
Глаза и лицо выразительны.
Для мастера характерна техника
«плавка» (мягкая светотеневая
манера), киноварь (подрумянка
лица).
Слайд 13 Образы Архангелов
Архангел
Гавриил (1408 г.)
Архангел Михаил (1410-1420 гг.)
Слайд 14 Архангел Михаил
Огромное
значение придает
образам ангелов. Ангелы
вовлекают человека в мир
возвышенных чувств
и
настроений. Лица безмятежны
и ангельской красоты. Ангелы
задушевны, задумчивы,
созерцательны. Мастер
гармонично сочетает
все цвета.
Слайд 15 Апостол Павел (1410
г.)
Апостол Павел, предстает
в интерпретации мастера
совсем иным, чем его
изображали византийские
мастера.
Образ Рублева,
наделен философской
глубинностью, просветленной
гармонией и ясностью.
Слайд 16 Троица (около 1411
г.)
«Троица» - вершина в
творчестве художника.
Эта икона из иконостаса
Троицкого собора
Сергиева монастыря,
ныне
находится в Государственной
Третьяковской галерее в
Москве. В основе сюжета
лежит библейский рассказ.
Из праздничного ряда
сохранилось пять икон:
«Благовещение»,
«Сошедшие в ад»,
«Вознесение»,
«Сретение»,
« Рождество Христово».
«Благовещение»
(1405 г.)
«Вознесение Господне» (1408 г.)
Слайд 19 Заключение
В основе
творчества Андрея Рублёва лежит философская концепция, лишенная мрачной безысходности и
трагизма, она строится на добре и красоте, гармонии духовного и материального начал. Творчество великого живописца – это душевное согласие, чувство любви. Рублев гениальный колорист. Краски его предельно светоносны, фигуры на иконах преображены мягким сиянием, цветовая гамма изыскана и неповторима.
Имя Андрея Рублева навсегда вписано в страницы отечественной и мировой истории, как великого художника. Он почитается как один из великих русских святых.
Источники:
1. М.Алпатов «Андрей Рублев», «ИСКУССТВО», изд. «Просвещение», Москва,1969
год.
2. В.Лазарев «Московская школа иконописи», изд. «Искусство», Москва, 1980 год.
3. В.Сергеев "Рублёв", изд. "Молодая гвардия", Москва,1981 год.
http://andrey-rublev.ru/
http://www.ote4estvo.ru/russkie-xudozhniki/415-andrej-rublev.html
http://citaty.su/kratkaya-biografiya-andreya-rubleva
http://www.tanais.info/art/rublevbg.html
http://allpainters.ru/rubljov-andrej.html