Разделы презентаций


Наука и научное исследование. Предметная область

Содержание

Что такое наука и научное исследование ? Что привело к зарождению науки? Где жили первые деятели науки? Генезис науки

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Овсянникова Татьяна Юрьевна, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой «Экспертиза

и управление недвижимостью» ТГАСУ

Лекция 1.
Наука и научное исследование.
Предметная область исследования
Методология

научного исследования
Овсянникова Татьяна Юрьевна, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой «Экспертиза и управление недвижимостью» ТГАСУЛекция 1.Наука и научное

Слайд 2Что такое наука и научное исследование ? Что привело к зарождению

науки? Где жили первые деятели науки?
Генезис науки

Что такое наука и научное исследование ?  Что привело к зарождению науки?  Где жили первые

Слайд 3Что такое наука и научное исследование
Наука – это:
система знаний

о закономерностях развития природы, общества и мышления;
сфера человеческой деятельности, содержанием

которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний об окружающем мире.
Исследование (буквально «следование изнутри») – это:
в широком смысле – поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов;
в более узком смысле – процесс изучения чего-либо.
Таким образом, научное исследование – это генерация нового знания об окружающем мире


Что такое наука и научное исследованиеНаука – это: система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления;сфера

Слайд 4Генезис науки
Существует четыре концепции генезиса науки:
1. В цивилизации Древнего Египта

(IV тысячелетие до н.э.) - ограниченная группа людей (посвящённые), обладала

глубокими знаниями в области математики, медицины, географии, астрономии, химии и др., считая их тайными и магическими.
2) В античной Греции в VI в. до н.э. где первые философы пытались дать рациональные объяснения устройства мироздания, заложили основы рационального мышления как начала научного познания.
3) В позднем средневековье (в культуре Западной Европы в XII-XIV вв.) когда была доказана необходимость опытного познания природы и перехода к индукции как метода познания.
4) Рождение науки в современном смысле слова (XVI-XVII вв.) связано с именами Коперника (коперниковский переворот), Галилея и Ньютона, создавших научную картину мира, основанную на законах классической механики.


Генезис наукиСуществует четыре концепции генезиса науки:1. В цивилизации Древнего Египта (IV тысячелетие до н.э.) - ограниченная группа

Слайд 5Главная цель науки и научного исследования
Научное исследование должно дать ответы

на вопросы:
кто? что? где? когда? зачем? как?

Наука должна ответить

на вопрос, кто мы и для чего явились в мир.

Эрвин Шрёдингер, австрийский физик, один из создателей квантовой механики
Главная цель науки и научного исследованияНаучное исследование должно дать ответы на вопросы: кто? что? где? когда? зачем?

Слайд 6Предназначение науки и научного исследования

Предназначение науки – приращение научных знаний.



Наука и научные исследования обеспечивают
формирование целостной картины мира.





Предназначение науки и научного исследованияПредназначение науки – приращение научных знаний. Наука и научные исследования обеспечиваютформирование целостной картины

Слайд 7Предназначение науки

Необъятную сферу наук я себе представляю как широкое поле,

одни части которого темны, а другие освещены. Наши труды имеют

своей целью или расширить границы освещенных мест, или приумножить на поле источники света. Одно свойственно творческому гению, другое — проницательному уму, вносящему улучшения.
Дени Дидро – французский писатель, драматург, просветитель, философ-материалист; основатель, редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел»
Источник: http://www.wisdoms.ru/avt/b82.html







Предназначение наукиНеобъятную сферу наук я себе представляю как широкое поле, одни части которого темны, а другие освещены.

Слайд 8Предназначение науки

Наука — самое важное, самое прекрасное и нужное в

жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви,

только ею одною человек победит природу и себя.

А.П. Чехов, великий русский писатель
Источник: http://www.wisdoms.ru/179_2.html







Предназначение наукиНаука — самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет

Слайд 9Условия приращения знания

Конечный результат научного исследования – какое-то новое знание,

полученное в результате научного поиска.




Условия приращения знанияКонечный результат научного исследования – какое-то новое знание, полученное в результате научного поиска.

Слайд 10Характеристики знания

Системность знания проявляется во взаимосвязи отдельных элементов знания, в

его структурированности. «Проблема всякого научного исследования в том, что окружающий

мир развивается системно, а процесс познания осуществляется фрагментарно» (Б.В. Прыкин, д.т.н., профессор МГСУ). Системность обеспечивается определенной последовательностью овладевания знаниями, связанностью отдельных дисциплин или разделов знания.

Целостность знания – это синтезирование (сочетание) с разных позиций отдельных знаний, обеспечивающих полноту представлений о том или ином предмете, явлении.
«Получить полное знание о горе можно только взобравшись на самую ее вершину» (Л.Е. Попов, д.ф.-м.н, профессор ТГАСУ).
Целостность предполагает относительную полноту знаний – абсолютно полное знание невозможно
Характеристики знанияСистемность знания проявляется во взаимосвязи отдельных элементов знания, в его структурированности. «Проблема всякого научного исследования в

Слайд 11Характеристики знания

Доказательность знания означает аргументированность, обоснованность научных утверждений, подтверждение теории

практикой.

Практика — это предметная деятельность людей, их воздействие на тот

или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения своих потребностей.

Доказательность знания может быть получена в ходе натурного или модельного эксперимента.

Наука без практики мертва, а практика без науки – бесполезна.

Характеристики знанияДоказательность знания означает аргументированность, обоснованность научных утверждений, подтверждение теории практикой.Практика — это предметная деятельность людей, их

Слайд 12Виды научной деятельности


Виды научной деятельности

Слайд 13Этапы научного исследования

Этапы научного исследования

Слайд 14Этапы научного исследования


1. Определение направления научного исследования, очерчивание предметной области
В

настоящее время в науке выделяют 4500 направлений научных исследований
Номенклатурой специальностей

научных работников (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 11.08.2009 № 294) выделено 25 отраслей наук
Этапы научного исследования1. Определение направления научного исследования, очерчивание предметной областиВ настоящее время в науке выделяют 4500 направлений

Слайд 15Этапы научного исследования


1. Определение направления научного исследования, очерчивание предметной области
Научные

специальности строительного профиля входят в технические науки.

Всего 22 специальности

Присуждаются ученые

степени кандидата и доктора технических наук

Номенклатура специальностей по техническим наукам

Этапы научного исследования1. Определение направления научного исследования, очерчивание предметной областиНаучные специальности строительного профиля входят в технические науки.Всего

Слайд 16Этапы научного исследования


1. Определение направления научного исследования, очерчивание предметной области
Научные

специальности экономического профиля входят
в социально-экономические науки.

Присуждаются ученые степени кандидата и

доктора экономических
наук.

Номенклатура специальностей по экономическим наукам

Этапы научного исследования1. Определение направления научного исследования, очерчивание предметной областиНаучные специальности экономического профиля входятв социально-экономические науки.Присуждаются ученые

Слайд 17Этапы научного исследования


1. Определение направления научного исследования, очерчивание предметной области
Выбор

предметной области:







а) в пределах одного научного направления
б) на стыке разных

научных направлений, но в одной области знаний: экономика, техника, биология, химия и т.д.)

2. Выявление научной или научно-практической проблемы, оценка ее актуальности



Отрасль наук

Научное направление

Предметная область

?

?

Научное направление 1

Научное направление 3

Научное направление 2

Этапы научного исследования1. Определение направления научного исследования, очерчивание предметной областиВыбор предметной области:а) в пределах одного научного направленияб)

Слайд 18Этапы научного исследования


1. Определение направления научного исследования, очерчивание предметной области
Выбор

предметной области в пределах одного научного направления
Например: Проблемы управления региональным

жилищным фондом

2. Выявление научной или научно-практической проблемы, оценка ее актуальности

2. Выявление научной или научно-практической проблемы, оценка ее актуальности

Этапы научного исследования1. Определение направления научного исследования, очерчивание предметной областиВыбор предметной области в пределах одного научного направленияНапример:

Слайд 19Этапы научного исследования


1. Определение направления научного исследования, очерчивание предметной области
Выбор

предметной области на стыке разных научных направлений



08.00.05 Экономика и управление

народным хозяйством

08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит

Жилищная экономика

?

Например: Проблемы финансирования реновации жилищного фонда

2. Выявление научной или научно-практической проблемы, оценка ее актуальности

Этапы научного исследования1. Определение направления научного исследования, очерчивание предметной областиВыбор предметной области на стыке разных научных направлений08.00.05

Слайд 20Этапы научного исследования


Содержание предметной области исследований, выполняемых в рамках научной

работы определяется паспортом научной специальности.

Источник: официальный сайт Высшей аттестационной комиссии

(ВАК) Министерства образования и науки РФ

http://vak.ed.gov.ru/ru



Главная страница

Нормативно-справочная информация

Паспорта специальностей научных работников (редакция от 11 ноября 2011 года)





2. Выявление научной или научно-практической проблемы, оценка ее актуальности

Справочные материалы



Этапы научного исследованияСодержание предметной области исследований, выполняемых в рамках научной работы определяется паспортом научной специальности.Источник: официальный сайт

Слайд 21Официальный сайт ВАК РФ




Официальный сайт ВАК РФ

Слайд 22Официальный сайт ВАК РФ




Официальный сайт ВАК РФ

Слайд 23Пример паспорта научной специальности


Шифр специальности:

05.23.01 Строительные конструкции, здания и сооружения
 
Формула специальности:

Строительные конструкции, здания и сооружения – область науки и техники, занимающаяся созданием и совершенствованием рациональных типов конструкций, методов их расчета, объемно-планировочных решений промышленных гражданских и сельскохозяйственных зданий, а также их комплексов. Данная научная специальность содержит научно-технические исследования и разработки в области ...
 
Области исследований:
 
1.Обоснование, исследование и разработка новых типов несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений.
2. Обоснование, разработка и оптимизация объемно-планировочных и конструктивных решений зданий и сооружений с учетом протекающих в них процессов, …
Пример паспорта научной специальности            Шифр специальности:

Слайд 24Этапы научного исследования



3. Библиографическое исследование, оценка степени изученности проблемы
Библиографическое исследование

проводится с целью формирование авторского понимания проблемы, формирования методологической основы

для ее решения

Библиографический список в ВКР магистра (магистерской диссертации) должен быть не менее 50 наименований, в том числе монографии, научные статьи

Этапы научного исследования3. Библиографическое исследование, оценка степени изученности проблемыБиблиографическое исследование проводится с целью формирование авторского понимания проблемы,

Слайд 25Этапы научного исследования


В предметной области следует определить узловые проблемы, на

основе библиографического анализа выделить неисследованные проблемы

4. Формулирование темы, объекта и

предмета исследования


+

+

+

+

+

?

+

?

+

+

+

+

Проблема исследована

?

Проблема неисследована

Выявить взаимосвязи между проблемами

Этапы научного исследованияВ предметной области следует определить узловые проблемы, на основе библиографического анализа выделить неисследованные проблемы4. Формулирование

Слайд 26Этапы научного исследования



4. Формулирование темы, объекта и предмета исследования

Этапы научного исследования4. Формулирование темы, объекта и предмета исследования

Слайд 27Объект и предмет исследования в диссертации зависят от научного направления

и предметной области.
Этапы научного исследования



4. Формулирование темы, объекта и

предмета исследования
Объект и предмет исследования в диссертации зависят от научного направления и предметной области. Этапы научного исследования4. Формулирование

Слайд 28Примеры формулирования темы, объекта и предмета исследования
Этапы научного исследования



4. Формулирование

темы, объекта и предмета исследования

Примеры формулирования темы, объекта и предмета исследованияЭтапы научного исследования4. Формулирование темы, объекта и предмета исследования

Слайд 29Предметом исследования являются какие-то свойства, элементы, характеристики, взаимосвязи этих объектов.
Этапы

научного исследования



4. Формулирование темы, объекта и предмета исследования
Технологии возведения
Материал ограждающих

конструкций

Звукоизоляция конструкций

Теплозащитные свойства, энергоэффективность

Методы управления строительством

Взаимодействие с окружающей средой

Стоимость строительства

Планировочные и конструктивные решения

Внутренний климат помещений

Предметом исследования являются какие-то свойства, элементы, характеристики, взаимосвязи этих объектов.Этапы научного исследования4. Формулирование темы, объекта и предмета

Слайд 30Этапы научного исследования



5.Постановка цели, задач исследования, выбор методов
Целеполагание – ключевой

момент любой деятельности.


Один из наиболее популярных подходов к целеполаганию –

концепция SMART:

Specific - цель должна быть конкретной и специфичной
Measurable – цель должна быть измеряема
Attainable – цель должна быть достижима
Relevant – цель должна быть реалистична
Time-bound – цель должна иметь временные рамки

Постановка цели научного исследования должна отражать необходимость в проведении исследования для решения какой-то проблемы.

Формулировка цели должна отражать новое знание, которое должно быть получено в результате исследования

Формулировка цели не должна содержать очевидные результаты
Этапы научного исследования5.Постановка цели, задач исследования, выбор методовЦелеполагание – ключевой момент любой деятельности.Один из наиболее популярных подходов

Слайд 31Этапы научного исследования


Цель должна отражать конечный результат исследования. Формулировка цели

должна содержать все ключевые слова, которые содержатся в названии темы

исследования.
ПРИМЕР:
Разработать алгоритм и методику расчета … с учетом факторов (граничных условий…)…
Выявить факторы (свойства, …) развития (формирования, …) и оценить их влияние на … (процесс, явление….).
Выработать критерии оценки … и произвести сравнение ….
Может быть составной, т.е. отражать конечный теоретический результат и конечный практический результат
ПРИМЕР:
Сформулировать теоретические подходы к оценке (анализу, расчету, измерению, испытанию …) и разработать методический инструментарий (алгоритм, модель, механизм…) для …
Цель должна формулироваться кратко и ясно.


5.Постановка цели, задач исследования, выбор методов

Этапы научного исследованияЦель должна отражать конечный результат исследования. Формулировка цели должна содержать все ключевые слова, которые содержатся

Слайд 32Этапы научного исследования



5.Постановка цели, задач исследования, выбор методов
Постановка задач –

это декомпозиция цели на подцели более низкого порядка.

Решение задач обеспечивают

достижение цели исследования через:

Понимание сущности исследуемого объекта (его состояния, положения, проявлений).
Раскрытие исследуемой проблемы, путей, методов ее решения
Авторских предложений по решению исследуемой проблемы.

Перечень задач формирует структуру диссертации.

Если исследуемый объект является сложным, то состав задач может отражать исследование этого объекта с различных аспектов.
Этапы научного исследования5.Постановка цели, задач исследования, выбор методовПостановка задач – это декомпозиция цели на подцели более низкого

Слайд 33Этапы научного исследования


. Два подхода в формулировании задач:
1. использование глагольной

формы (изучить, исследовать, обобщить и т.д.)
2. использование формы существительного (исследование,

анализ, систематизация, разработка и т.д.)
Задач должно быть 4-6.
ПРИМЕРЫ:
Систематизация методов, применяемых для …
Исследование современного состояния проблемы…
Теоретическое обоснование методического подхода к …
Разработка методики расчета (анализа, проверки…)..
Расчет эффективности (характеристик, показателей…) предлагаемого метода…


5.Постановка цели, задач исследования, выбор методов

Этапы научного исследования. Два подхода в формулировании задач:1. использование глагольной формы (изучить, исследовать, обобщить и т.д.)2. использование

Слайд 34Этапы научного исследования


.

5.Постановка цели, задач исследования, выбор методов
Цель и

задачи исследования могут быть концентрированно выражены в научной гипотезе.

Научная гипотеза

- это научно обоснованное предположение, утверждение о некотором явлении или причинах его возникновения.

Формулировка гипотезы должна соответствовать существующей теории и методологии данной предметной области и должна быть поддающейся проверке.

В ходе исследования гипотеза должна быть подтверждена или опровергнута.

Этапы научного исследования. 5.Постановка цели, задач исследования, выбор методовЦель и задачи исследования могут быть концентрированно выражены в

Слайд 35Этапы научного исследования




Вопрос для обсуждения:

Какие научные гипотезы могут быть

выдвинуты в вашей предметной области?

Сформулируйте любую научную гипотезу и попытайтесь

определить каким образом ее можно доказать или опровергнуть
Этапы научного исследования Вопрос для обсуждения:Какие научные гипотезы могут быть выдвинуты в вашей предметной области?Сформулируйте любую научную

Слайд 36Этапы научного исследования




Примеры формулирования научных гипотез в магистерских диссертациях:

Использование

полимерных гранул в производстве асфальтобетонных смесей повышает долговечность покрытия автомобильных

дорог на 15 процентов.


Устройство арматурного каркаса из углепластиковой арматуры позволяет снизить стоимость ростверков многоэтажных зданий и повысить надежность конструкций.

Развитие социальной инфраструктуры в индивидуальных жилых поселках позволит улучшить качество жизни населения в этих поселках и повысить стоимость жилых домов.
Этапы научного исследования Примеры формулирования научных гипотез в магистерских диссертациях:Использование полимерных гранул в производстве асфальтобетонных смесей повышает

Слайд 37Этапы научного исследования


.

5.Постановка цели, задач исследования, выбор методов

Этапы научного исследования. 5.Постановка цели, задач исследования, выбор методов

Слайд 38Этапы научного исследования


.

5.Постановка цели, задач исследования, выбор методов
АНАЛИЗ (от

греч.— разложение, расчленение) — процедура мысленного либо реального расчленения исследуемого

объекта (предмета, явления, процесса), свойств предмета или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения). Это детальное рассмотрение (изучение) различных аспектов (сторон, свойств, проявлений и т.д.) объекта исследования.
ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ – применение приемов математической логики в исследовании объекта, метод воспроизведения в мышлении сложного развивающегося объекта или процесса
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ – метод исследования сложных объектов (систем), основанный на установлении структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы, выявлении иерархии системы и т.д.
СТРУКТУРНЫЙ (МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ) АНАЛИЗ – исследование морфологии, то есть формы и строения объекта, взаимосвязи между отдельными частями объекта.
СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ – метод математической статистики, позволяющий обрабатывать и анализировать статистические данные (динамические ряды, зависимости и т.д.)
ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ – статистический метод проверки гипотез о влиянии различных факторов на изучаемую случайную величину.
КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ – метод группировки схожих по свойствам объектов (данных) в классы (кластеры), метод классификации и типологизации


Этапы научного исследования. 5.Постановка цели, задач исследования, выбор методовАНАЛИЗ (от греч.— разложение, расчленение) — процедура мысленного либо

Слайд 39Этапы научного исследования


.

5.Постановка цели, задач исследования, выбор методов

СИНТЕЗ (от

греч.— соединение) — это формирование целостного образа объекта на основе

мысленного соединения его отдельных частей

АНАЛИЗ без СИНТЕЗА не имеет смысла.
Во время синтеза происходит объединение разрозненных знаний об отдельных элементах (аспектах, свойствах…) изучаемого объекта в целостное знание об объекте.

На современном этапе развития науки новое знание получается в результате синтеза отдельных данных из различных областей знания, то есть на стыке наук

Этапы научного исследования. 5.Постановка цели, задач исследования, выбор методовСИНТЕЗ (от греч.— соединение) — это формирование целостного образа

Слайд 40Этапы научного исследования
ИНДУКЦИЯ (от лат. inductio наведение) – метод мышления,

при котором из частных суждений, отдельных фактов выводится общее умозаключение,

некоторая гипотеза (общее утверждение).


ДЕДУКЦИЯ – (лат. deductio, от deducere выводить). Вывод частных фактов из общих основных положений.

5.Постановка цели, задач исследования, выбор методов

Этапы научного исследованияИНДУКЦИЯ (от лат. inductio наведение) – метод мышления, при котором из частных суждений, отдельных фактов

Слайд 41Этапы научного исследования

5.Постановка цели, задач исследования, выбор методов

ЭКСПЕРИМЕНТ – (от

лат. experimentum - проба, опыт) – исследование некоторого явления или

объекта в специально заданных управляемых условиях.
Эксперимент проводится с целью проверки научной гипотезы, теории.
Теоретические положения могут быть подтверждены или опровергнуты только в том случае, если при многократном повторении эксперимента в идентичных условиях будет получаться один и тот же результат

Эксперимент бывает:
лабораторный;
естественный;
полевой;
математический (компьютерное моделирование);
социально-экономический.
Этапы научного исследования5.Постановка цели, задач исследования, выбор методовЭКСПЕРИМЕНТ – (от лат. experimentum - проба, опыт) – исследование

Слайд 42Этапы научного исследования

5.Постановка цели, задач исследования, выбор методов

Задание для аудитории:



Какие методы исследования применяются в вашей предметной области.

Какие эксперименты могут

быть поставлены для решения научных проблем в вашей предметной области
Этапы научного исследования5.Постановка цели, задач исследования, выбор методовЗадание для аудитории: Какие методы исследования применяются в вашей предметной

Слайд 43
Этапы научного исследования


Логическая схема исследования позволяет связать цель и задачи

работы с методами исследования и ожидаемыми результатами.

6. Построение логической схемы

исследования, планирование работ

ЦЕЛЬ:….....

Задача 2

Задача 1

Задача 3

Задача 4

Метод 2

Метод 1

Метод 3

Результат2

Результат 1

Результат3

Результат4

Методы исследования

Ожидаемые результаты исследования

Глава 2

Глава 1

Глава 3

Структура диссертации

Этапы научного исследованияЛогическая схема исследования позволяет связать цель и задачи работы с методами исследования и ожидаемыми результатами.6.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика