Слайд 1Современное
состояние наркоситуации
в Российской Федерации
Лопаева Н.С.,
преподаватель кафедры организации
работы с молодежью, отв.секретарь комиссии по профилактике зависимостей среди студентов
УрФУ
Слайд 7 В молодежной среде участились случаи
комбинированного употребления
психоактивных веществ:
наркотическое средство + алкоголь,
«легкие» наркотики + алкоголь,
наркотики + лекарственное средство седативного действия
наркотики + лекарственное средство стимулирующего действия.
В силу особенностей формирования зависимости при комбинированном употреблении наркотических средств эти лица длительное время не попадают в поле зрение наркологической службы.
Результаты анкетирования показывают, что число данной категории больных резко увеличивается и продолжает расти.
Слайд 8Употребление 2-х или более наркотических средств одновременно или в определенной
последовательности, когда к каждому из наркотиков сформирована зависимость - ПОЛИНАРКОМАНИЯ
Слайд 9 Причины полинаркомании:
усиление действия
одного наркотика при помощи другого;
нейтрализация нежелательных действий одного наркотика другим;
снижение
дозы основного наркотика с помощью другого;
замена одного наркотика (в случае его отсутствия) другим;
смена одного наркотика другим при необходимости адаптации к внешним обстоятельствам.
ПАВ горнорабочими
угольных шахт Кузбасса
В течение 1 дня обследовано 7490 шахтеров перед спуском в шахту.
Выявлено 162 человека в состоянии опьянения (2,16 %):
алкогольное опьянение – 21
опьянение в результате употребления опиатов и каннабиноидов – 112
опьянение в результате употребления иных ПАВ – 29.
Слайд 14 Причины снижения
первичной обращаемости (2004-2005 гг.)
Произошла либо смена основного наркотического вещества (героина на стимуляторы), либо переход на употребление спиртных напитков (в т.ч. и большого кол-ва пива);
Смена наркотического вещества меняет и способ его употребления (вместо инъекций – вдыхание и курение), что также удлиняет период перехода от 1 ко 2 стадии;
Произошло увеличение возраста начала употребления наркотических средств и эта категория взрослых людей (социально адаптированных и финансово обеспеченных) длительное время способны себя контролировать на фоне наркотизации, не обращаясь за медицинской помощью.
Слайд 15 Отсутствие «иммунитета»
в отношении «пивного образа жизни» обусловлено:
отсутствием у подростков необходимых знаний о том, что реально означает «здоровый образ жизни»;
недооценкой влияния обсуждений среди друзей и знакомых, в том числе в неформальных группах, интересов молодежи, вопросов физической культуры и спорта, образа жизни на формирование мировоззрения молодых людей по самым злободневным темам;
целенаправленной пропагандой через СМИ
Слайд 16 Клиника «вечернего»
алкоголизма:
Явление характерное для больших городов;
Основной контингент – активно работающие мужчины
и женщины (4:1);
Преобладающие профессии – бизнесмены, менеджеры, юристы;
Мотив – необходимость «расслабиться»;
Прием спиртного регулярный (практически ежедневный) в дозе не превышающей 200 г этилового эквивалента;
Прием спиртного приводит к изменению структуры сна; формируются раздражительность, невротические реакции, требующие очередного расслабления.
Слайд 17 Среднедушевое потребление
пива в Европа
(к.90-х – н. 2000-х)
1) Страны с низким уровнем потребления пива – менее 40 литров в год (Исландия, Италия, Польша);
2) Со средним уровнем потребления – от 40 до 80 литров в год (Болгария, Франция, Греция, Норвегия, Португалия, Румыния, Испания, Швеция);
3) С высоким уровнем потребления – от 80 до 120 литров в год (Финляндия, Венгрия, Нидерланды, Великобритания);
4) С очень высоким уровнем потребления – свыше 120 литров (Чехия, Словакия, Дания, Германия, Ирландия).
структуре больных
было выделено 3 группы:
Больные, употребляющие только пиво на протяжении многих лет в больших дозах;
Больные, страдающие наркоманией, находящиеся в ремиссии и употребляющие ежедневно пиво в больших дозах;
Больные, страдающие алкоголизмом, перешедшие с крепких спиртных напитков на постоянное употребление пива.
Слайд 19 Законодательство США
Уголовное право: функционируют
наркосуды, организовано недобровольное (альтернативное) лечение; обязательное периодическое тестирование;
«Акт о школьном
дворе»: наказание за продажу наркотиков в непосредственной близости от игровых площадок;
З-н США «О марихуане» (1977 г.): за продажу наркотиков вблизи школ – тюремное заключение на срок до 25 лет и др.
Законодательство Европейских стран
Кодекс законов о здравоохранении:
лишение свободы на срок от 2 до 10 лет за незаконное предложение или продажу наркотиков несовершеннолетнему, либо в ОУ, либо в органах гос.власти;
За незаконное потребление наркотиков предусмотрено наказание в виде одного года лишения свободы и штраф в размере 3 750 евро.
Слайд 21 Организация тестирования
1) ПФО (2010
г.) – протестировано 150 000 чел.; выявлено – 43 чел.
(0,03% от числа прошедших тестирование);
2) Тюменская область (2010 г.) – протестировано 40 000 студентов; выявлено 0,01 %;
3) Свердловская область (2010 г.) – протестировано 5993 школьника; выявлено 174 подростка (2,9% от числа прошедших тестирование).
Слайд 22Методы тестирования
в Свердловской области
1) Иммунохроматографическим анализом биологических сред
организма (экспресс-тесты). Положительный результат у 80 подростков (1,9% от числа
протестированных данным методом);
2) Электропунктурным резонансным тестом «Имедис» - 43 подростка (3,5%);
3) Диагностическим комплексом «Лира -100» - 51 подросток (9%).
Отношение педагогов к тестированию:
27% - положительно;
59% -
считают, что в этом есть объективная необходимость, но процедура требует доработки (например, в определении места проведения тестирования, способов проведения тестирования);
18% - затруднились с ответом.
Мнения педагогов в отношении тестирования:
59% -
считают, что в случае подтверждения факта употребления наркотиков – основание для индивидуально-профилактической работы с родителями с родителями и детьми;
36% - эффективный и надежный способ координации работы по профилактике наркомании;
36% - дает шанс предупредить развитие зависимости на ранней стадии;
13,7% - снимает необоснованные подозрения в употреблении наркотиков с подростков.
исследования
41% обучающихся и 4,2% педагогов считают, что профилактикой должны
заниматься сами обучающиеся;
19,4% обучающихся и 22,9% педагогов считают оптимальный возраст для начала профилактической работы – 10 лет;
педагоги наиболее активно взаимодействуют с мед.работниками (23,6%), правоохранительными органами (17,1%)
распространенные формы профилактики (по мнению учащихся)
Беседы, лекции
педагогов по проблемам наркомании (88,1%);
Демонстрация фильмов на данную тематику (15,5%);
Проведение акций, конкурсов, митингов, концертов, спектаклей, выступлений (12,7%)%
Обсуждение проблем наркомании на уроках (10,5%).
Слайд 27 Наиболее действенные
формы
профилактики
(по мнению педагогов)
Помимо традиционных форм
работы в школе (тематические беседы, фильмы, диспуты и др.):
Создание условий для проявления индивидуальных способностей ребенка (34,9%);
Индивидуальное консультирование обучающихся и родителей (21,6%);
Помощь во временном трудоустройстве (5,7%);
Организация досуга, работа учреждений доп.образования, общественных организаций (4,7%).
Возможные мотивы употребления наркотиков
(% от числа отв.)
молодежи о тех, кто может
повлиять на склонных
к употреблению наркотиков (2010 г.)
Мнение молодежи о причинах низкой
эффективности борьбы с наркоманией
Мнение молодежи об эффективных способах
профилактики наркомании
Организация
профилактической работы в вузах:
Реализуются комплексные целевые программы. Созданы комиссии (Советы) по профилактике наркомании и правонарушений;
Учеными разрабатываются и внедряются здоровьесберегающие образовательные программы и технологии;
Проводятся всероссийские и региональные научно-практические конференции;
Участие в конгрессах, конкурсах, выставках различного уровня («Здоровье нации – основа процветания России», «Вуз здорового образа жизни» и др.);
Слайд 33Организация
профилактической работы в вузах:
Участие во Всероссийской
олимпиаде научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и
наркопреступности;
Проводятся массовые спортивные мероприятия, в которых принимают участие тысячи студентов и преподавателей;
Систематически проводятся мониторинговые исследования, в т.ч. по изучению наркоситуации;
Вузы Свердловской области участвуют в ежегодной городской межвузовской акции «Здоровый стиль»;
Функционируют волонтерские отряды;
Осуществляется обмен опытом работы и др.
I. Ресурсное обеспечение
Кадровое,
нормативно-правовое,
организационно-методическое,
информационное,
финансовое,
материально-техническое обеспечение.
Слайд 36 II.Инфраструктура
Основные подразделения:
отдел
(Управление) воспитательной работы;
отдел по физкультурно-массовой и спортивной работе (спортклуб);
социально-психологическая служба
(Центр личностного роста);
центр досуга и культуры;
медико-санитарная часть (зравпункт); (в идеале Служба мониторинга состояния здоровья студентов);
дирекция студгородка.
III. Программно-целевое обеспечение
Основные программы:
Комплексная программа профилактики различных видов
зависимостей;
Комплексная программа по адаптации студентов-первокурсников;
«Развитие физической культуры среди студентов»;
Комплексная программа нравственно-эстетического воспитания;
Программа воспитательной работы в студгордке.
Слайд 38 IV. Деятельность органов
студенческого самоуправления
Органы студенческого самоуправления и студенческих общественных организаций
Профсоюзная студенческая
организация (союз студентов);
штаб студенческих отрядов,
волонтерское движения,
студенческий отряд охраны правопорядка,
спортивный клуб.
V. Межвузовское, межведомственное
взаимодействие
Оценка эффективности модели
Осуществляется на основе мониторинговых исследований
и оперативного реагирования на изменения образовательного пространства университета и потребностей его участников.
Слайд 44 Анализ факторов, формирующих здоровьесберегающую
среду вуза
Студенты гуманитарных направлений подготовки:
чтение спецкурсов
«Психолого–педагогические основы профилактики зависимостей», «Основы здорового образа жизни», «Валеология» и др.;
наличие социально-психологической службы (Центра личностного роста);
участие студентов в тематических семинарах, круглых столах, конференциях различного уровня;
административные меры (локальные нормативно-правовые акты, приказы ректора «Об ограничении курения», постановления Ученого совета и др.).
Слайд 45 Анализ факторов, формирующих здоровьесберегающую среду вуза
Студенты технических направлений подготовки:
деятельность студенческих общественных объединений
и организаций (спортивный клуб, движение студенческих отрядов, студенческая профсоюзная организация, ассоциации различной направленности и др.);
организация и проведение тематических акций профилактической направленности («Выбирай здоровое будущее!», «Победа над серостью – радужные перспективы» и др.);
введение дополнительных факультетов занятий по формированию здорового образа жизни в студенческой среде;
наличие волонтерского движения и реализация программ по принципу «Равный - равному»;
вовлечение в деятельность по формированию здорового образа жизни известных выпускников (например, выдающихся спортсменов);
участие студентов в спортивных мероприятиях (спартакиады, универсиады, фестивали и др.).