в рамках различного рода краткосрочных или долгосрочных программ, призванных решать
определенные задачи. Программа понимается как некоторая система содержательных мер, действующих для достижения той или иной цели.
Так, в США существуют самые разные программы, рассчитанные на дошкольников. Как правило, это программы, ставящие своей задачей снижение влияния стрессогенных факторов на детей и обеспечение их развития. Одни программы рассчитаны на полный день, другие — на часть дня. Существуют программы с гибким графиком, позволяющие родителям выбирать удобный для себя режим. Есть программы, рассчитанные на детей трех-четырех лет с особенностями в развитии. Как правило, это платные программы. Но они могут финансироваться и из других источников.
Ребенок может в первой половине дня заниматься по одной программе, а во второй половине дня — по другой. Участие в разных программах поощряется, так как считается, что это позволяет детям получить разнообразный опыт и расширить круг общения за счет новых взрослых.
Сегодня актуальна задача организации взаимодействия с родителями детей, имеющих особые нужды, и детей, для которых велика вероятность неуспешного школьного обучения. Родители таких детей вместе с педагогами участвуют в разработке индивидуальных планов развития ребенка, оценивают и утверждают его.
Американские исследователи выделяют шесть видов взаимодействия семьи и детского сада:
1. Детский сад помогает родителям организовать дома обстановку, адекватную для развития ребенка, обучает навыкам общения с малышом, дает информацию о здоровом питании и информацию, связанную с общественными службами.
2. Детский сад предоставляет родителям информацию о развитии ребенка. Периодически организуются встречи родителей и педагогов, поддерживается почтовое сообщение и действует сайт детского сада.
3. Родители привлекаются к работе детского сада, к участию во внеклассных занятиях. Они читают детям, учат их вязать или рисовать, помогают в организации занятий, участвуют в уборке и других мероприятиях.
4. В детском саду родители могут получать информацию об учебном плане занятий с детьми и возможностях реализации этого плана в домашней обстановке. В этом случае детский сад снабжает родителей необходимыми обучающими материалами.
5. Родители привлекаются к управлению детским садом. В этом случае возможно создание попечительского совета, планирующего бюджет и определяющего политику найма работников детского сада.
6. Детский сад и родители тесно сотрудничают с общественными организациями, обеспечивающими реализацию и поддержку обучающих программ для дошкольников.
Таким образом, дошкольное образование в США демонстрирует передовой опыт по интеграции усилий родителей и государства в обеспечении качественного функционирования детских садов, что можно было бы перенять системе дошкольного образования России.
Дошкольное образование в США