Слайд 1Современные
образовательные технологии в вузе
зав. кафедрой педагогики ВГГУ, проф. Е.Н. Селивёрстова
Слайд 2ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО
ОБУЧЕНИЯ
План
Предпосылки и сущность проблемного обучения. Основные концептуальные идеи проблемного
обучения.
Технологические этапы проблемного обучения.
Базовые приемы создания проблемных ситуаций. Уровни проблемного
обучения.
Отражение основных характеристик технологии проблемного обучения в УМК по дисциплине.
Слайд 3Своеобразие технологического подхода
построен на определённой теоретической основе
даёт конструктивную, предписывающую
схему организуемого процесса
ориентирует на выделение воспроизводимого набора действий, характерного для
организуемого процесса
изоморфен структуре организуемого процесса
Слайд 4Уровни описания технологий
концептуальный (система ведущих идей и положений, определяющих построение
и применение технологии)
проектный (логика и этапы действий для достижения цели)
процедурный
(действия, способы, операции, приемы для каждого этапа)
технический (инструментально-техническое обеспечение этапов)
Слайд 5Технологии по критерию
«модель образования»
технологии трансляции и усвоения знаний
новые
информационные технологии
технологии организации учебно-познавательной, учебно-игровой, учебно-поисковой деятельности (проблемного обучения,
поэтапного усвоения знаний, игровые технологии и др.)
технологии организации диалога разных культур и точек зрения
технологии контекстного обучения, рефлексивного обучения, «погружения»
Слайд 6Предпосылки проблемного обучения:
Идеи активизации познавательной деятельности обучающихся –
стремление к преодолению и разрушению
устоев рутинного, школярско-догматического обучения, вербализма в усвоении знаний
Знания – дети удивления и любопытства
Луи де Бройль
Слайд 7Активизация познавательной деятельности
связана с внешней стимуляцией познавательной активности путем постановки
новых вопросов, демонстрации неожиданных фактов и т.п.
Главное – поставить
учащегося в ситуацию затруднения, озадачить его, вызвать познавательный интерес, а не организовать его познавательную деятельность по приобретению нового
Слайд 8Проблемное обучение
связано с внутренней стимуляцией познавательной активности на основе:
включения в
поисковый способ освоения новых знаний и умений
формирования опыта продуктивной познавательной
деятельности
организации исследовательской деятельности в условиях научного поиска
Слайд 9Цели проблемного обучения
формирование и развитие познавательного интереса обучаемых;
развитие их мыслительных
способностей;
формирование опыта продуктивной познавательной деятельности обучаемых
Слайд 10Проблемное обучение – это особый тип обучения
содержание представлено системой проблемных
задач различного уровня сложности
овладение новыми знаниями и способами действия через
разрешение проблемных ситуаций
управление познавательной деятельностью в условиях решения обучаемыми учебных проблем и открытия ими нового знания
Слайд 11Схема традиционного обучения
предъявление «готовых» знаний и их усвоение обучающимися путем
копирования способов действий;
тренаж этих способов действий в стереотипных ситуациях –
упражнения в выполнении учебных заданий с использованием усвоенных знаний (закрепление)
Слайд 12Схема проблемного обучения
постановка учебно-проблемной задачи (учебной проблемы), создающей у обучающихся
проблемную ситуацию;
осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы – овладение обобщенными
способами приобретения новых знаний
применение данных способов для решения конкретных систем задач
Слайд 13Концептуальные идеи проблемного обучения
мышление как продуктивный (творческий) процесс, осуществляющийся в
форме целесообразной предметно-преобразующей деятельности субъекта
проблемная ситуация – начальный момент мышления
творческое
мышление хотя бы в минимальной степени всегда является теоретическим
мышление есть искание и открытие принципиально, существенно нового
Слайд 14Технологические этапы проблемного обучения
организация (или использование стихийно возникшей) проблемной ситуации
(!)
формулирование проблемы на основе анализа возникшей проблемной ситуации
организация познавательной деятельности
обучающихся по поиску приемов решения сформулированной проблемы
выработка и формулирование решения проблемы, приводящего к разрешению проблемной ситуации
Слайд 15Проблемная ситуация - это сложное психическое состояние субъекта, которое
затрагивает как
познавательную, так и мотивационно-эмоциональную сферу
отражает субъективную неопределенность целей, условий, средств
(или способов) деятельности
проявляется в познавательном затруднении человека
Слайд 16Признаки проблемной ситуации
удивление и недоумение в связи с тем, что
что-то не получается;
ощущение нехватки знаний и умений, недостаточности имеющегося опыта;
установка
на поиск нового, на личную заинтересованность в разрешении возникшего познавательного затруднения
Слайд 17Учебная проблема (проблемная задача, учебно-проблемная задача – это
задание, способ
выполнения или результат которого ученику заранее неизвестен, но он обладает
исходными знаниями и умениями для того, чтобы осуществить поиск нового
Слайд 18Признаки учебной проблемы
наличие неизвестного, нахождение которого приводит к формированию новых
знаний
наличие элементов, находящихся как в противоречивых отношениях между собой, так
и с наличными знаниями обучаемых
Слайд 19Пример учебной проблемы
Ученики выполняли одни и те же действия:
2 + 5·3 = 21
2 + 5·3 = 17
Однако при этом получили разные результаты, каждый из которых можно признать правильным.
Каковы причины подобной ситуации?
Слайд 20Проблемная задача – это
единица содержания проблемного обучения.
Содержание проблемного обучения представляет собой систему проблемных задач.
Слайд 21Базовые приемы создания проблемных ситуаций
преподаватель сам четко ставит проблему, используя
нестандартные и внешне привлекательные пути, чтобы обратить внимание на новую
постановку вопроса и тем самым заострить противоречие между известным и неизвестным, вызвать стремление открыть новое
обучаемым сообщаются различные, даже противоположные мнения по какому-либо вопросу с тем, чтобы побудить их к выработке собственной оценочной позиции
Слайд 22Базовые приемы создания проблемных ситуаций
внимание обучаемых обращается на те или
иные жизненные явления, которым необходимо дать научное объяснение
житейские знания обучаемых
намеренно сталкиваются с научными данными, в результате чего возникает противоречие
обучаемым сообщается ранее неизвестный факт, который вызывает их недоумение и желание получить объяснение
Слайд 23Уровни проблемного обучения
Первый – проблемное изложение
Второй – преподаватель создает проблемную
ситуацию; проблема формулируется и решается обучаемыми при его помощи
Третий –
условия приобретения нового знания аналогичны предыдущему, за исключением одного: проблемная ситуация полностью разрешается самими обучаемыми
Четвертый – обучаемые сталкиваются с необходимостью самостоятельно усмотреть проблему, сформулировать ее и разрешить
Слайд 24Отражение базовых характеристик технологии проблемного обучения в УМК
наличие систем проблемных
заданий по темам, предусмотренным учебной программой
проблематизация формулировок вопросов, выносимых на
семинарские занятия
наличие проблемных заданий в составе программ, обеспечивающих организацию самостоятельной работы студентов
наличие методических указаний по организации проблемных ситуаций в процессе проведения лекций и практических занятий
Слайд 25Тема семинара
«Методы обучения»
Традиционная формулировка:
Понятие метода обучения. Прием обучения как
технологическая основа метода обучения. Место метода обучения в структуре дидактической
системы
Проблематизированная формулировка:
Проанализируйте существующие в современной педагогике различные подходы к определению понятия «метод обучения». Какой из них более всего продуктивен с точки зрения определения места метода обучения в структуре дидактической системы?
Слайд 26Тема семинара
«Методы обучения»
Традиционная формулировка:
Классификации методов обучения.
Проблематизированная формулировка:
Чем объясняется
отсутствие в педагогике единственно принятой классификации методов обучения. Почему классификация
методов обучения, созданная М.Н.Скаткиным и И.Я.Лернером, сегодня признается как наиболее научно обоснованная?
Слайд 27Тема семинара
«Методы обучения»
Традиционная формулировка:
Классификация методов обучения по характеру познавательной
деятельности школьников (И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин).
Проблематизированная формулировка:
Почему в классификации методов
обучения, созданной М.Н.Скаткиным и И.Я.Лернером, количество методов обучения ограничено пятью? Достаточно ли этого набора методов обучения для организации учебного процесса в школьной практике? Не обедняет ли такой подход педагогическую практику, придавая ей однообразный характер?