Слайд 1Современные педагогические технологии как условие повышения качества образования в школе
Слайд 2 Качество общего образования – ориентация образования не только на
усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его
личности, познавательных и созидательных возможностей ( Концепция по модернизации российского образования)
Качество образования нужно рассматривать как соотношение цели и результата, как меры достижения целей при том, что цели заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития ученика
(М. М. Поташник)
Слайд 3Цель современного образования - не сформировать и даже не воспитать,
а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в
него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогичного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией (Е.В.Бондаревская).
Слайд 4
Реальность предметного мира
Реальность социального пространства
Природная реальность
Реальность образно-знаковых систем
«Я» как «субъективная
реальность»
Слайд 6Показатели качества образования
показатели, характеризующие вложения в образование;
показатели качества образовательного процесса;
показатели,
характеризующее уровень подготовки учащихся и состояние их здоровья;
показатели характеризующие уровень
профессионализма учителя.
Слайд 7Результаты образования, определяющие уровень подготовки учащихся
Знания, умения и навыки;
Показатели личностного
развития :
- сформированность устойчивой мотивации познания;
- уровень развитости интеллектуальной, волевой,
мотивационной сторон личности, уровень развитости познавательных и других интересов и потребностей;
- опыт творческой деятельности;
- уровень креативности ребенка ( способность к самостоятельному переносу знаний в новую ситуацию, видение новых проблем, создание собственных оригинальных способов решения проблем);
- умение самоопределяться во всем; быть субъектом собственного образования и развития.
Слайд 8Технология – инвариантная система конкретных педагогических действий целенаправленной организации учебного
процесса и взаимодействия учителя и учащихся, осуществляемых в определенной логической
последовательности определенными методами, приемами, в определенной форме, с помощью определенных средств, направленных на достижение запланированных результатов с наибольшей долей вероятности.
Слайд 9ИННОВАЦИЯ (позднелат. innovatio, англ. innovation - нововведение) - явления культуры,
которых не было на предшествующих стадиях ее развития, но которые
появились на данной стадии и получили в ней признание (”социализировались”); закрепившиеся (зафиксированные) в знаковой форме и (или) в деятельности посредством изменения способов, механизмов, результатов, содержаний самой этой деятельности.
Слайд 10Средства реализации инноваций
содержание образования;
педагогические технологии;
учебно-дидактическое и информационно-техническое оснащение образовательного процесса;
организацию
и управление образовательным процессом
Слайд 11Инновационная технология - процессуально структурированная совокупность приемов и методов, направленных
на изучение, актуализацию и оптимизацию инновационной деятельности, в результате которой
создаются и материализуются нововведения, вызывающие качественные изменения в образовательном процессе.
Слайд 12Условия для развития личности, которые создают технологии
удовлетворенности успехом
(алгоритмические, «полного усвоения», модульное, сотрудничество в команде);
переживания интереса,
радости от интеллектуальной, поисковой, творческой деятельности (проблемно-поисковое, проблемно-исследовательские, «мозговая атака», дебаты, интеллектуальные игры);
переживания чувства сопричастности, поддержки, общения, товарищества (сотрудничество в команде, коммуникативно-диалоговые, проектное обучение, ролевые игры);
самореализации и социального одобрения (ситуативное, проектное обучение, деловые игры, разноуровневое обучение, «портфолио»);
Слайд 13ТЕХНОЛОГИЯ ИГРЫ
(Кларин М.В., 1995)
Технологические этапы:
1. Ориентация
2. Подготовка к проведению.
3.
Проведение игры.
4. Рефлексия
Наиболее часто используются в работе с учащимися виды
игр:
Игры-ситуации, Сюжетные игры, Игры-драматизации, Игры-имитации реальной деятельности, Состязательные игры и т.д.
Слайд 14ТЕХНОЛОГИЯ СИТУАТИВНОВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Варианты ситуаций:
Ситуация иллюстрация
Ситуация оценивания
Ситуация-проблема
Ситуация выбора
Слайд 15ТЕХНОЛОГИЯ СИТУАТИВНОВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Технологические этапы:
Описание ситуации. Ситуация может излагаться учителем
или задаваться текстом.
Анализ ситуации (учителем; посредством фронтального или группового обсуждения;
в индивидуальной работе).
Определение цели работы и пути достижения предполагаемого результата.
Осуществление практических действий (поиск и изучение информации, наблюдения и опыты, имитация профессиональных действий).
Формулирование рекомендаций по разрешению проблемных ситуаций или выполнение практической работы.
Слайд 16ТЕХНОЛОГИЯ «ПОРТФОЛИО»
«Портфель ученика» - инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда,
рефлексии своей деятельности.
Состав комплекта:
задания ученику по отбору материала в «Портфель»
(параметры отбора);
анкеты для родителей, заполнение которых предполагает внимательное ознакомление с работами ученика; параметры и критерии оценки вложенных в «портфель» работ;
анкеты для экспертной группы на презентации для объективной оценки представленного «Портфеля».
Слайд 17ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ( С.В. Кльневич)
Диагностический этап
- учителю необходимо выявить и зафиксировать факт, сигнал наличия проблемы.
Поисковый
этап. На данном этапе происходит организация совместного с учеником поиска причин возникновения трудности, возможных последствий ее сохранения (или преодоления); взгляд на ситуацию со стороны.
Договорный этап - проектирование действий педагога и ученика в направлении решения проблемы ценностного выбора, в распределении действий на добровольной основе.
Деятельностный этап необходим для обеспечения успеха.
Рефлексивный этап. На данном этапе происходит совместное с учеником обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности.
Слайд 18ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
Технологические этапы:
I. Исходный этап – разработка проектного задания:
II. Этап
разработки плана работы:
III. Реализация проекта:
IV. Завершение проекта:
Слайд 19Исходный этап - разработка проектного задания
Определение проблемы: выявление затруднения, обоснование
актуальности, анализ изученности, формулирование темы проекта («Что делать, чтобы преодолеть
затруднение?»).
Формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения («Что должно стать результатом моей работы, чтобы преодолеть затруднение, и как этого добиться?»).
Определение цели проекта и поэтапных задач.
Слайд 20Этап разработки плана работы
Определение сроков выполнения проекта, составление
плана и графика
промежуточной отчетности.
Выбор средств и методов выполнения.
Обсуждение критериев оценки качества проекта
и способа оценивания.
Выбор способа оформления результатов и сценария презентации.
Выбор формы работы (индивидуальной, групповой), распределение обязанностей
Слайд 21Реализация проекта
Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников.
Проведение исследования,
выполнение расчетов.
Подготовка нагляднографического материала (графиков, диаграмм, таблиц,
схем, фотографий, видеоматериалов и т.д.).
Оформление материалов для презентации (заключение, статья, доклад, компьютерная презентация, выставка и т.д.).
Контроль и коррекция промежуточных результатов.
Слайд 22Завершение проекта
Общественная презентация проекта.
Экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями.
Рефлексия:
обсуждение процесса и итогов работы, групповых и личностных достижений.
Слайд 23Технологии исследовательской направленности
« Мозговая атака»
Поэтапное формирование умственных действий по III
(проблемному) типу обучения ( П.Я. Гальперин)
Технология проектного обучения
Для их эффективного
внедрения необходимо:
выбор темы исследования, интересной для ученика и
совпадающей с кругом интереса учителя;
осознание учеником сути проблемы;
организация хода работы над раскрытием проблемы исследования во взаимоответственности и взаимопомощи учителя и ученика друг перед другом;
стимулирование саморазвития (как ученика, так и учителя) через совместный поиск неизвестного в различных сферах (интеллектуальной, коммуникативной, творческой);
раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке (что совершенно не обязательно).
Слайд 24 Учителю необходимо самому научиться:
создавать среду, провоцирующую учащегося к самоопределению
и самоуправлению в принятии решения ;
выстраивать диалогическое (а не монологическое)
общение с учениками, в котором интерес к внутреннему миру другого будет занимать значимое место;
провоцировать на появление вопросов и желание поиска на них ответов (а не выдавать на все готовые ответы и учить однозначности правильности);
выстраивать доверительные отношения с учащимися на основе договора и взаимной ответственности
учитывать интересы и мотивации ребенка, не забывая про свои;
давать учащемуся право в принятии значимых для учащегося решений;
развивать у самого себя «открытое мышление», а не замыкать его на основе идеи, что «учитель должен знать все» и заранее планировать все и вся.