Слайд 1СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ УРОКА
Борченко Ирина Дмитриевна,
Зав. лабораторией научно-методического сопровождения
мониторинговых исследований Регионального центра ФГОС, кандидат культурологии
Слайд 2Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жесткие требования:
высокое качество образования,
коммуникабельность,
целеустремленность,
креативность,
умение ориентироваться в большом потоке информации,
умение адаптироваться
в любом обществе.
Слайд 3Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к
образованию сегодня меняют свои приоритеты. Современное образование в России перешло
на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют главную цель образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всем многообразии – урок остается главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным.
Слайд 4Ключевые особенности ФГОС основного общего образования, которые должны быть обязательно
учтены при проектировании урока
системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта
изменение целей
образования (переход от усвоения знаний, умений и навыков к определению цели как формированию умения учиться);
переход от «изолированного» изучения обучающимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению этого содержания в контекст решения значимых жизненных задач, придание личностной и социальной значимости результатам образования;
целенаправленное создание условий для реализации индивидуальных образовательных маршрутов с возможностью самостоятельного продвижения обучающихся в изучаемой области;
признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
Реализация системно-деятельностного подхода, в частности, предполагает:
Слайд 52 ключевая особенность ФГОС
требования к результатам освоения основной образовательной программы
важность
и необходимость достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов (личностных,
предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности
развитие универсальных учебных действий — личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных (формирование общеучебных умений и навыков)
Слайд 6Учет трех перечисленных выше ключевых особенностей нового стандарта может быть
зафиксирован в виде следующих принципов:
принцип деятельности заключается в том, что основным
целевым ориентиром в системе образования становится способность обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, что означает не только и не столько усвоение определенного объема знаний, сколько формирование у обучающихся различных способов деятельности с позиции ее субъекта;
принцип целостности предполагает формирование у обучающихся обобщённого системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и т.д.) на основе развития универсальных учебных действий в рамках каждого учебного предмета, курса внеурочной деятельности;
принцип согласованности, означающий взаимосвязь всех составляющих образовательного деятельности, в частности в аспекте планируемых результатов освоения основной образовательной программы, которые могут быть представлены различным образом (как целевые ориентиры, как система заданий для диагностики степени достижения этих ориентиров, как логическая цепочка развертывания учебного материала и т.д.);
принцип вариативности предполагает как формирование у обучающихся способности к адекватному принятию решений в ситуациях выбора, так и возможность выбора своего индивидуального образовательного маршрута в целом.
Слайд 7Каким нам видится «новый» урок с учетом требований ФГОС и
современных инноваций
Слайд 8Современный урок – это ограниченный во времени период каждодневной жизни
учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками,
рутинной работой и радостью успеха.
Урок – целостная, логически законченная часть образовательного пространства, ограниченная определенными рамками времени, в которой представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: содержание, средства, методы, организационные моменты.
От умения учителя правильно определить каждый из этих компонентов и их рационального сочетания зависит результативность урока. Одновременно с этим урок представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, произведение учительского творчества, к которому предъявляется множество различных требований.
Слайд 9Методические принципы инновационного урока:
Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения,
а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.
Метапредметность предусматривает формирование
и развитие универсальных способностей учащихся.
Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.
Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.
Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.
Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.
Слайд 10Методика субъективизации процесса обучения (автор – Бакулина Галина Александровна, доктор
педагогических наук, профессор кафедры русского языка Вятского государственного гуманитарного университета)
Принципы
методики субъективизации:
Ученик – равноправный с учителем участник процесса обучения, которому передается часть функций учителя: формулирование и определение цели урока, формулировка задания к учебному материалу.
Взаимосвязанное сочетание интеллектуальных процессов: антиципации (предопределение учеником своих учебных действий), целенаправленное развитие логического мышления, повышенная речевая активность учащихся, рефлексия.
Высокая сложность учебного материала частично поискового и проблемного характера на всех этапах урока.
Слайд 11Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя.
На уроке решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.
Каждый урок
должен иметь четко поставленную цель, достижение которой требует решения основных задач урока. Формулировка цели и задач урока должна быть лаконичной и точно определять все виды деятельности учителя и учащихся на уроке и каждом его этапе.
Хороший урок отличает плановость, четкость построения.
Качество урока во многом зависит от организации учащихся и мобилизации их внутренних сил на овладение материалом урока. Это достигается посредством доведения цели и плана урока до сознания школьников.
Каждый урок должен быть направлен на формирование у учащихся умения учиться.
Правила «хорошего» урока
Слайд 12Каждый урок должен быть шагом вперед для школьников, рождать у
них ощущение необходимости хорошо знать материал урока. Возникновение ощущения постоянного
движения вперед стимулирует учебную деятельность учащихся.
Уроки должны убеждать учащихся в ограниченности знаний отдельного человека, в ограниченности информации, которую дает учитель на уроке, и давать пищу для самостоятельного раздумья, постоянной работы ума.
Каждое занятие должно быть воспитывающим. Учение должно приносить человеку чувство удовлетворенности, радости, пробуждать в нем новые силы.
Так как время урока ограничено, оно должно экономно использоваться. Это достигается подготовленностью учителя и учащихся, наличием дисциплины и психологической готовности детей, оборудованием урока, доведением до конца его замысла. Завершенность – одно из требований к хорошему уроку.
Слайд 13Для того чтобы подготовить и провести урок, учитывая новые требования,
необходимо знать
критерии результативности урока
требования к его подготовке и проведению
анализу
и самоанализу деятельности учителя и учащихся
Слайд 14Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит
задача использования системно-деятельностного подхода в обучении школьников.
Деятельность ученика
на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал
Новые знания не даются в готовом виде.
Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие.
Слайд 15Задача учителя
организация исследовательской работы детей, чтобы они сами додумались до
решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в
новых условиях.
не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Слайд 16Новые принципы
Сформированность качественно новых образовательных результатов возможна лишь при системном
включении обучающихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Именно деятельностный метод обеспечивает
непрерывность саморазвития личности в процессе обучения. Очевидно, что реализовывать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного воздействия, поэтому для развития личности обучающихся, формирования у них деятельностных способностей необходимо включать их в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие.
Слайд 17Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения
основных образовательных программ.
Под результатами понимаются не только предметные знания, но
и умения применять эти знания в практической деятельности.
Слайд 18Типология уроков А.К. Дусавицкого
Тип урока определяет формирование того или иного
учебного действия в структуре учебной деятельности.
Урок постановки учебной задачи.
Урок решения
учебной задачи.
Урок моделирования и преобразования модели.
Урок решения частных задач с применением открытого способа.
Урок контроля и оценки.
Слайд 19Типология уроков развивающего обучения, формирование УУД на уроках различных типов
Проектирование
уроков в логике системно-деятельностного подхода требует предварительной подготовки, включающей:
– анализ
содержания предмета с целью выявления обобщенных способов действий и предметных компетенций, осваиваемых учащимися в процессе изучения предмета;
– определение перечня универсальных учебных действий, формируемых в рамках предмета, на основе сопоставительного анализа предметных, метапредметных и личностных результатов;
– выбор способов достижения результатов на основе изучения психолого-педагогической литературы по проблемам развивающего обучения, методических рекомендаций по реализации авторской программы, реализуемой учителем, опыт работы, в том числе в условиях вариативных программ;
– выбор способов текущей диагностики (своей деятельности и деятельности учеников);
– проектирование, проведение, самоанализ уроков (взаимопосещение и взаимоанализ).
Слайд 20Новые подходы к проектированию урока требуют от учителя постоянного самоанализа
и корректировки своей деятельности
Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель
задает себе одни и те же вопросы:
– как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
– какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
– какие методы и средства обучения выбрать;
– как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;
– как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Слайд 21При системно-деятельностном подходе в обучении выделяются следующие компоненты овладения знаниями:
–
восприятие информации;
– анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание,
трансформация знаний, преобразование информации);
– запоминание (создание образа);
– самооценка.
Слайд 22Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения,
навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально
организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально-ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения).
Слайд 23Проблема
Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от
результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети.
По сути дела идет подмена целей урока средствами их достижения.
Формальный подход при постановке цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.
Завышение цели. По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель которую невозможно достичь за один урок. Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком – это локальная цель. Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель.
Постановка собственной цели учителя. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.
Слайд 24В педагогике целеполагание – это процесс выявления целей и задач субъектов
деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и
достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату. Цель – это то, к чему стремятся, что надо осуществить.
Цели должны быть:
Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
Конкретные.
Понятные.
Осознанные.
Описывающие желаемый результат.
Реальные.
Побудительные (побуждать к действию).
Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», «понять».