Слайд 1Современные подходы
к работе с семьей
с позиций ФГОС ДО
Слайд 2Елена Соловьева
Научный руководитель программы «Радуга», разработчик раздела математика, культурология
Возрастной
психолог, эксперт-консультант по проблемам образования, к.п.н.
https://www.facebook.com/ProektRadugaJizni/
https://vk.com/raduga4u
programmaraduga инстаграм
evsolovyeva@rambler.ru
elenasolovyeva21 скайп
+7
(903) 500 – 7569
Слайд 3Одним из заблуждений является укоренившееся представление, что деятельность учреждения определяется
программой образования. В то же время, в теории и психологии
управления используется иная терминология и иные понятия для определения того, как и в каком направлении развивается организация, и каковы основные механизмы и правила и закономерности ее адекватного успешного функционирования.
Первым понятием, которое необходимо определить, является представление о миссии. Миссия формулирует
- что делает организация
- для кого она это делает
- с каким стандартом качества.
Слайд 4Ответственность за воспитание и образование и развитие детей во всей
системе образования, не только дошкольной ее ступени, активно делегируется семье,
при этом не наблюдается пропорционального увеличения ее реальных прав и возможностей участия в планировании и контроле деятельности учреждения.
Учреждение не может позволить себе игнорировать потребности, интересы и даже вкусы родителей. Очень наглядно это проявляется, например, в вопросе подготовки детей к обучению в школе. Сегодня детский сад либо организует такую подготовку – либо теряет большинство контингента детей старшего возраста.
Однако существуют профессиональные стандарты качества. Честный профессионализм предполагает, что педагог имеет право следовать за пожеланиями родителей только в границах разумного и допустимого с точки зрения возрастной психологии и педагогики. Определенная твердость позиции в сочетании с дипломатичностью манер совершенно необходима для того, чтобы детский сад сохранял свое «лицо» и качество работы.
Таким образом, перед учреждением прежде всего стоит задача определить, на какой контингент родителей, на какую семью, с какими запросами и потребностями будет оно сориентировано. Это называется выделением сегмента рынка и является нормальной бизнес-процедурой. Необходимо понимать, что невозможно быть хорошим «для всех». На наш взгляд, необходимо совпадение ценностей, которые транслирует учреждение с ценностями семьи.
Слайд 5Информационная политика
Информация родителям
Визитка руководителя – с эмблемой, названием учреждения, контактной
информацией, адресом сайта;
Перечень необходимых документов
Перечень необходимых вещей.
Рекламный
буклет и иная сувенирная продукция, если таковая есть
Творческое сотрудничество с семьей
Сотрудничество с семьей осуществляется в учреждении на уровне:
- участия в жизни группы, которое может быть в виде помощи в подготовке материалов для занятий; проведении каких-то занятий, мастер-классов, бесед с детьми; участия в праздниках; посещении мероприятий группы в качестве зрителей; помощь в организации праздничного чаепития и застолья;
- тематические творческие проекты совместные с детьми
- творческие проекты самостоятельные (например, постановка спектакля для детей силами родителей)
- родительские коллегии
- общесадовские культурные мероприятия – фестивали, Театральная неделя, Неделя книги, выставки личных коллекций и т.п.
Слайд 6В ходе работы по организационному консультированию и семинаров по управлению,
которые мы проводили в течение нескольких лет в сотворчестве с
психологическим центром консультирования и поддержки «Аспект» слушателями были выделены группы клиентов дошкольных учреждений – в соответствии с их запросами:
- высокие требования к уровню образования и развития, раннее развитие, многостороннее образования, включающее иностранный язык. Как правило, предполагает сниженную наполняемость группы. Такая модель предполагает наличие многих дополнительных платных услуг, привлечение большого количества специалистов с профильным специальным образованием.
Большое внимание необходимо уделять рекламе и общему имиджу учреждения.
Важна форма представления детских работ. Они должны отражать творческие возможности и проявлять нестандартность подходов педагогов.
Бывают государственные, и практически все негосударственные детские сады относятся к этому типу.
Слайд 7- качественный уход и присмотр, с удлиненным временем пребывания детей
Такая
модель не предполагает привлечения специалистов, но требует особого внимания и
доброты основного персонала, его коммуникативной компетентности, поскольку дети испытывают дефицит общения и нуждаются в более фундаментальной психологической поддержке. Необходимы хорошие навыки игры у всех сотрудников. Необходимо достаточное количество технического персонала.
- учреждения социальной поддержки. Необходимы группы ночные, группы выходного дня и т.п.
Слайд 8Каков же запрос на услуги современного родителя?
При проведении опроса
современных родителей были отмечены следующие позиции:
оздоровление
подготовка к школе
интенсивное, в том
числе раннее обучение и развитие
присмотр за ребенком в нетрадиционное время: ночное, выходные дни, на 2-3 часа и т.п.
социализация ребенка
неполный день (кратковременное пребывание)
сниженная наполняемость группы
психологический комфорт ребенка в группе
группы для детей раннего ( с 2 мес) возраста
Слайд 9Пример
Общее представление о миссии учреждения,
работающего по программе «Радуга».
Детский сад
«Радуга» выполняет миссию трансляции культуры деятельности, познания, общения следующему поколению.
Это
образовательное учреждение является творческим союзом профессионалов, видящих свое призвание в работе во благо растущего человека, его семьи, общества в целом.
Мы сегодня создаем наше общее будущее.
Мы делаем это с радостью, благодарностью и уважением.
Слайд 10Задачи дошкольного образовательного учреждения по работе с семьей
Постоянное изучать запросы
и потребности семьи региона, в котором работает ДОУ относительно услуг
детского сада.
Повышать психологическую компетентность родителей. Учить родителей общаться с детьми каждой возрастной группы. Учить их нетравмирующим приемам управления поведением детей.
Убеждать родителей в необходимости соблюдения единого с учреждением режима дня для ребенка дошкольного возраста.
Учить родителей разнообразным формам организации досуга с детьми в семье.
Создавать ситуации приятного совместного досуга детей и родителей в ДОУ. Создавать условия для доверительного, неформального общения с родителями.
Помогать родителям правильно в соответствии с индивидуальными возможностями и способностями ребенка выбрать школу.
7. Постоянно вести работу по профилактике нарушений и по защите прав и достоинства ребенка в дошкольном учреждении и в семье.
Слайд 11По функции можно выделить мероприятия, ориентированные на:
- установление и поддержание
контакта педагогического коллектива и родителей;
- проблематизацию, вытекающую из особенностей развития
ребенка на данном возрастном этапе и мотивацию повышения родительской компетенции;
- передачу родителям знаний о психологии и педагогике возраста;
- развитие практических коммуникативных родительских компетенций;
- формирование единого пространства сотрудничества и сотворчества.
Как показало исследование, наиболее проблемными являются следующие области построения детско-родительских отношений:
- проблема свободы воли ребенка и границ необходимого контроля его поведения со стороны взрослого;
- способы воздействия на поведение ребенка (проблема поощрений и наказаний);
- проблема самоконтроля взрослого, управления своими эмоциями и рефлексии своего родительского поведения.
Слайд 12Прием, собеседование и заключение договора. Все ли все поняли, кто
чего ждет?
При первой встрече с родителями у вас есть одинаковая
задача: понять, подходите ли вы друг другу. В зависимости от склада вашего собеседника либо начинайте рассказывать об учреждении – либо, если он готов, то конечно лучше сначала выслушать, чего он(а) ждут от детского сада и кого хотят вам отдать на воспитание. Выслушать всегда лучше сначала.
Второй шаг – ответить на вопросы вашего собеседника, а также рассказать о детском саде то, о чем он(а) вас возможно не спросила(а), но что вы сами считаете важным.
Если основные условия вашего договора устроили обе стороны, вы можете пройти с экскурсией по детскому саду – здесь поможет наглядная информация, о которой мы поговорим ниже - а затем вы вручите набор информационных материалов(см. приложение) и договоритесь о времени прихода ребенка.
После разговора еще раз ответьте сами для себя на вопросы:
- отвечает ли учреждение запросам этой семьи на самом деле?
- удастся ли достичь взаимопонимания и сотрудничать с этими людьми в интересах их ребенка?
- сможем ли мы работать с этим ребенком?
Вторая встреча происходит уже с ребенком и с воспитателем группы, в которую он предположительно будет ходить.
Слайд 13Информация на руки.
Визитка руководителя – с эмблемой, названием учреждения, контактной
информацией, адресом сайта;
Памятка для родителей – листовка с описанием
корпоративной культуры; Перечень необходимых документов;
Перечень необходимых вещей.
Рекламный буклет и иная сувенирная продукция, если таковая есть. Не обязательно, достаточно дорого стоит в разработке и изготовлении.
Слайд 14Обратная связь, информация
Работа воспитателей с семьей может быть подразделена на
ежедневную, еженедельную, ежемесячную и разовую.
Ежедневная работа складывается из
-
непосредственных коммуникаций с родителями, которая приурочена к определенным режимным моментам в начале и в конце дня
- обеспечения систематической информированности родителей о жизни ребенка в детском саду.
Прежде всего, этой цели служит стенд для родителей.
Слайд 15Содержание постоянного информационного стенда в группе
1. Программа медицинских мероприятий на
месяц (медики).
Текущие рекомендации по закаливанию, оздоровлению, профилактике заболеваний и т.п.
Список
необходимой одежды для мальчика/девочки по сезону.
2. Характеристика возрастных психологических особенностей детей данной группы
3. План мероприятий для родителей на месяц.
4. Модель дня жизни группы.
5. ФИО воспитателей группы, заведующей и методиста, психолога и медицинских работников, время их приема родителей.
ФИО педагогов дополнительного образования, их профессиональный портрет: образование, стаж, сфера творческих интересов.
Слайд 16Уважаемые родители!
Если Вы привели ребенка после начала какого-либо режимного
момента, пожалуйста, разденьте его и подождите вместе с ним в
раздевалке до ближайшего перерыва.
Педагоги готовы беседовать с Вами о Вашем ребенке утром до …. и вечером после ….. В другое время педагог обязан работать с группой детей, и отвлекать его нельзя.
К педагогам группы независимо от их возраста необходимо обращаться на «Вы», по имени и отчеству.
Спорные и конфликтные ситуации нужно разрешать в отсутствие детей.
Если Вы не смогли решить какой-либо вопрос с педагогами группы, обратитесь к старшему воспитателю.
Просим Вас, чтобы в карманах ребенка не было острых, режущих и колющих предметов.
Просим не давать ребенку в детский сад жевательную резинку.
В группе детям не разрешается бить и обижать друг друга; брать без разрешения личные вещи, в том числе и принесенные из дома игрушки других детей; портить и ломать результаты труда других детей.
Детям не разрешается «давать сдачи» так же, как и нападать друг на друга. Это требование продиктовано соображениями безопасности каждого ребенка.
Просим Вас поддерживать эти требования и в семье!
Слайд 17Ежедневный отчет "Как мы провели день"
Цели: дать родителям полную информацию
об интересных событиях и занятиях, которыми была наполнена жизнь их
детей для того, чтобы они могли:
* поговорить с ребенком об этих событиях;
*сохраняли чувство сопричастности к жизни ребенка, осведомленности о ней, эмоциональной связи с ребенком.
* могли при желании продолжить работу над той или иной темой в семье.
Данный документ также является частью отчетной документации воспитателя.
Необходима конкретная информация: какие новые слова узнали дети, какие песни и танцы они разучивают, какие именно растения наблюдали и т.д.
Слайд 18КАК МЫ ПРОВЕЛИ ДЕНЬ _______________________
Образовательная деятельность
Физическая двигательная активность
Чтение художественной литературы
Слушание
музыки
Особое событие дня
Творческий проект
Мы были бы рады вашей помощи:
Слайд 19Еженедельно каждый родитель должен получить возможность для беседы с воспитателем
об индивидуальном развитии своего ребенка. Для того, чтобы этот процесс
перестал носить спонтанный и стихийный характер, нужно составить график бесед с родителями о детях. С родителями проблемных детей такие беседы по необходимости могут проводиться даже ежедневно в течение какого-то периода времени ( но не более 2 недель). Это означает, что на вечер каждый воспитатель планирует беседу с 4 родителями. Важно, чтобы время педагога не занимали постоянно одни и те же наиболее общительные родители, а также чтобы они не отвлекали воспитателя разговорами на посторонние темы. Темы и цели бесед также должны быть отражены в планах работы и согласоваться с результатами обследования детей и семей, проведенных в начале учебного года. В конце сентября по каждой группе проводится педагогическая коллегия с участием всех специалистов, которые работают с детьми данной группы для согласования образовательных планов и обмена информацией о семьях воспитанников. После коллегии воспитатели представляют для согласования перспективный план работы с родителями на год и более детализированный - на ближайший месяц.
Слайд 20Ежемесячные мероприятия - это совместные праздники, педагогические гостиные, дискуссионные клубы.
Они специально планируются заранее и готовятся педагогическим коллективом ДОУ. В
ходе таких мероприятий могут решаться разные задачи, но всегда следует стремиться к установлению доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного творчества с родителями.
Ежемесячные мероприятия для педагогов - это консультации и педагогические коллегии.
Слайд 21Перечислим формы работы с родителями:
1. Общая лекция об особенностях ребенка
соответствующего возраста с общими рекомендациями по созданию дома развивающей среды.
Выдача
каждой семье печатной памятки, в которой содержится краткое резюме положений лекции.
Подбор и размещение соответствующего справочного материала на стенде для родителей.
Создание библиотечки для родителей, в том числе периодических изданий – методических и познавательных.
Индивидуальные консультации с учетом особенностей каждого ребенка (подвижность, темперамент, интересы и т.п.).
Семинар-практикум
Мастер-класс
Дискуссионный клуб
Круглый стол
Опыт показывает, что современные родители в наибольшей степени заинтересованы в активных формах обучения – таких, как практические занятия и тренинги.
Слайд 22Как показать свою работу
Желательно, чтобы вашу огромную, инновационную и разностороннюю
работу было видно сразу каждому входящему в образовательное учреждение.
Достижению
этой цели с успехом послужат:
- выставки детских работ в группах, а также тематические вернисажи в коридорах и холлах, для лепки и прикладного художественного творчества желательно оборудовать витрины
- тематические стенды в коридорах с обилием содержательных фотографий большого формата; если у вас есть дополнительное платное образование – каждая услуга должна иметь собственную визитную карточку – стенд. Обязательно сделайте стенды, показывающие:
работу на прогулке в разное время года;
занятия в бассейне если он у вас есть;
работу в физкультурном зале;
оздоровительные мероприятия;
музыкальное занятие-концерт-занятие хореографией;
театральные постановки;
праздники;
совместные с семьей проекты и мероприятия
-фотогаллереи
- презентации на экране или в электронных фоторамках
- выставка публикаций о дошкольном учреждении
- информация на сайте, в социальных сетях, на форуме
- разного рода рекламная продукция.
Слайд 23Говорим о ребенке. Как?
В общении с родителями необходимо привыкнуть всегда
и безоговорочно следовать нескольким простым правилам.
Вы даете только полное безоценочное
описание того, что происходит.
Вы точно знаете, сколько времени вы можете потратить на себеду с родителем и заранее предупреждаете: у нас с вами есть 10 – 15 – 30 минут – ровно час для разговора. По истечении этого времени вы заканчиваете беседу.
У вас есть точная договоренность с педагогами о границах их компетенции в общении с родителями (клиентами), то есть в каких случаях (о чем) они могут говорить с родителями сами, а в каких просят обратиться к кому-то из руководителей учреждения. К такой категории относятся все случаи конфликтов, чрезвычайных происшествий, травм и т.п.
Слайд 24Творческое сотрудничество
Сотрудничество с семьей осуществляется в учреждении на уровне:
-
участия в жизни группы, которое может быть в виде помощи
в подготовке материалов для занятий; проведении каких-то занятий, мастер-классов, бесед с детьми; участия в праздниках; посещении мероприятий группы в качестве зрителей; помощь в организации праздничного чаепития и застолья; помощь в решении хозяйственно-бытовых проблем; помощь в создании материальной базы и развивающей среды; финансовая помощь и др.
- тематические творческие проекты совместные с детьми
Слайд 25Творческий проект семейного книгоиздания «Книжки для дочурок и сынишек»
1 этап.
Подготовка ребенка к конкурсу.
В группе воспитатель рассказывает детям о предстоящем
конкурсе и называет его тему.
Тематика книжек сочетается с общей темой познавательной деятельности, проходящей в группе в данный период. Как правило, дети предлагают родителям название своей книжки, родители придумывают макет и содержание, над дизайном работают вместе.
2 этап. Приобщение родителей к конкурсу.
Воспитатель оповещает родителей о проведении конкурса, обговаривает срок сдачи работы (не более 2-х недель), вовлекает их в совместный творческий процесс.
На стенде при входе в ДОУ вывешивается объявление о конкурсе, в котором указывается название проекта, тематика книг, срок изготовления книг, даты проведения выставки и дата награждения победителей.
Слайд 263 этап. Работа в группе.
По мере завершения работы над книжками
дети приносят их в группу и помещают в отведенное для
тематических выставок место. Воспитатель обращает внимание детей на принесенные экземпляры, знакомит с содержанием, показывает иллюстрации. Дети рассматривают книжки, увлекаются сами и рассказывают об этом дома. В группе появляются все новые и новые работы.
4 этап. Организация публичной выставки.
Все работы из групп переносятся в выставочное пространство в здании ДОУ (это может быть любой холл, кабинет или зал). Книжки ставятся не в свободном порядке, а сортируются в зависимости от содержания и оформления.
Учитывая занятость родителей выставку следует проводить не один день, а в течение недели (наиболее удачный день открытия выставки – пятница).
В первый день проводится презентация, где авторы наиболее удачных работ (воспитатели заранее обговаривают с родителями). Могут представить свою книжку и подарить несколько сделанных заранее копий гостям.
Желающие могут оставить комментарий о понравившихся книжках на бланке тайного голосования (можно заранее заготовить бланки для родителей, старших братьев и сестер, бабушек и дедушек, педагогов)
Слайд 275 этап. Награждение победителей.
В конце выставочной недели педагогами определяются номинации
(например, «Познавательная книга», «Авторская сказка», «Дизайн-идея» и т.п.), печатаются грамоты.
Всем
семьям, принявшим участие в конкурсе вручаются медали с надписью (например, «За творчество и талант», «За любовь к книге», «За участие в конкурсе» и т.п.). Победители получают грамоты и памятные подарки.
После выставки книжки переносятся в библиотеку детского сада. Педагоги могут использовать в своей работе при подготовке к занятиям не только интересную информацию, литературный материал, но и заимствовать технику их оформления.
Слайд 28В работе с семьей интересны и другие творческие проекты, например
«Календари».
Родителям предлагается изготовить календарь (настенный, отрывной, настольный…) на любую тему.
Так появляются календари с семейными праздниками, традициями, тематические…
Это хороший материал для обучения дошкольников ориентировки во времени, который можно использовать педагогам и в дальнейшей работе.
Подобные творческие проекты объединяют родителей и детей в культурном пространстве, способствует увеличению времени в семье на общение друг с другом, обеспечивают раскрытие творческого потенциала не только детей, но и взрослых. Проекты могут развиваться и дальше. Список тем (серий) не исчерпаем, как неисчерпаема и детская фантазия.
- творческие проекты самостоятельные
Постановка спектакля для детей силами родителей
- родительские собрания организационные
Совместно с руководством учреждения для решения вопросов управления
- родительские коллегии проблемные
Участие в разрешении проблемных и конфликтных ситуаций с участием детей и педагогов
- Общесадовские мероприятия – фестивали, Театральная неделя, Неделя книги, выставки личных коллекций
Слайд 36Родители играют сказки для детей
Слайд 37Выпускной спектакль совместно с родителями
Слайд 38Фамилия, имя ребенка
Дата рождения ребенка
Фамилия, имя, отчество родителей, образование,
место работы
Домашний адрес и телефон Мобильные телефоны
С кем проживает ребенок
Есть ли
у ребенка аллергические реакции и на что
Часто ли болеет ребенок
Ваши пожелания по уходу
Ваши пожелания по образовательной программе
Главные достоинства вашего ребенка
Какие черты характера вашего ребенка вас не вполне устраивают
Как ребенок засыпает и спит
Как ребенок ест
Какие продукты не любит
Ваши личные и семейные хобби
Как вы предпочитаете проводить выходные дни
Ваши предложения по программе работы педагогов с родителями
Особенно любимые праздники и важные события в жизни вашей семьи
Что интересное вы хотели бы сделать в группе, в которую ходит ваш ребенок
Анкета для родителей - универсальная
Слайд 41Дополнительное образование должно поддерживать реализацию основной образовательной программы, быть согласовано
с её принципами в методических подходах и стиле общения с
ребёнком.
Дополнительное образование может быть оказано как на бесплатной, так и на коммерческой основе.
Примерный перечень возможных дополнительных образовательных услуг
Дополнительное образование
Слайд 42Примерный перечень возможных дополнительных образовательных услуг
Дополнительное образование