Разделы презентаций


Современные проблемы науки и образования ___________________

Содержание

Компетентностный подход – новая парадигма результата образования ___________________

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Современные проблемы науки и образования ___________________

доцент кафедры педагогики ВлГУ,

к.п.н., доц. Л.А. Романова
Современные проблемы науки и образования ___________________         доцент кафедры педагогики

Слайд 2 Компетентностный подход – новая парадигма результата образования ___________________

Компетентностный подход – новая парадигма результата образования  ___________________

Слайд 3План:

1. Реформа российской системы образования в свете формирования общеевропейского образовательного

пространства.
2. Компетентностный подход в образовании: сущность и основные категории.
3.

Интеграция культурологического и компетентностного подходов в образовании.


План:1. Реформа российской системы образования в свете формирования общеевропейского образовательного пространства.2.  Компетентностный подход в образовании: сущность

Слайд 4Болонский процесс – это процесс сближения и гармонизации систем образования

стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования

Болонский процесс – это процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского

Слайд 519 июня 1999 г. подписана Болонская декларация «О создании единого

Европейского пространства высшего образования»
(29 европейских стран, 47)
Россия подписала

Болонскую декларацию в 2003 г.

19 июня 1999 г. подписана Болонская декларация «О создании единого Европейского пространства высшего образования» (29 европейских стран,

Слайд 6Цели Болонского процесса
1. Построение европейской зоны высшего образования как ключевого

направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства.

2. Формирование и укрепление

интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы.

3. Обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования.

4. Повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Цели Болонского процесса1. Построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства.2.

Слайд 7«Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний,

умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством

ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах …»


Концепция модернизации российского образования




«Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а

Слайд 8Модернизация образования, т.е. обеспечение его соответствия запросам и возможностям общества,

осуществлялась всегда – в той или иной мере.

Эта мера

зависит от способности системы образования к изменениям, а сама эта способность во многом определяется подходом к постановке целей, отбору содержания, организации образовательного процесса, оценке достигнутых результатов.

Модернизация образования, т.е. обеспечение его соответствия запросам и возможностям общества, осуществлялась всегда – в той или иной

Слайд 9Проблема!
Стремительный темп роста знаний
Ограничение возможности усвоения знаний
Смена образовательной парадигмы
Образование на

всю жизнь
Образование в течение всей жизни
Компетентностный подход

Проблема!Стремительный темп роста знанийОграничение возможности усвоения знанийСмена образовательной парадигмыОбразование на всю жизньОбразование в течение всей жизниКомпетентностный подход

Слайд 10Принципы компетентностного подхода
Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности

самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности
Содержание

образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт

Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования

Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения

Принципы компетентностного подходаСмысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и

Слайд 11«С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы

различной сложности на основе имеющихся знаний.

Компетентностный подход не отрицает

значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания …»

Лебедев Олег Ермолаевич
«С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный

Слайд 12 Цели образования с позиции компетентностного подхода
Научить учиться
Научить решать

познавательные проблемы
Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни
Научить ориентироваться

в мире духовных ценностей

Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности

Цели образования с позиции компетентностного подхода  Научить учиться Научить решать познавательные проблемыНаучить ориентироваться в ключевых

Слайд 13 Личностные качества, подлежащие развитию в рамках компетентностного подхода:
1)

когнитивные (познавательные) – умение задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать

непонимание вопроса и др.;
2) креативные (творческие) качества – вдохновлённость, фантазия и чуткость к противоречиям, раскованность мыслей и чувств, прогностичность, критичность, наличие своего мнения и др.;
Личностные качества, подлежащие развитию в рамках компетентностного подхода:   1) когнитивные (познавательные) – умение задавать

Слайд 14 Личностные качества, подлежащие развитию в рамках компетентностного подхода:
3)

оргдеятельностные (методологические) качества – способность к учебной деятельности и умение

её пояснить, умение поставить цель и её достичь; способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление и самооценка и др.;
Личностные качества, подлежащие развитию в рамках компетентностного подхода:   3) оргдеятельностные (методологические) качества – способность

Слайд 15 Личностные качества, подлежащие развитию в рамках компетентностного подхода:
4)

коммуникативные качества, обусловленные необходимостью взаимодействия с другими людьми, объектами окружающего

мира и информацией, умение её отыскивать, преобразовывать и передавать, выполнение различных социальных ролей в группе и коллективе, использование телекоммуникационных технологий (электронная почта, Интернет);
Личностные качества, подлежащие развитию в рамках компетентностного подхода:   4) коммуникативные качества, обусловленные необходимостью взаимодействия

Слайд 16 Личностные качества, подлежащие развитию в рамках компетентностного подхода:
5)

мировоззренческие качества, определяющие эмоционально-ценностные характеристики ученика, его способность к самопознанию

и самодвижению; умение найти своё место в окружающем мире, семье, коллективе; национальные и общечеловеческие устремления, патриотические качества личности и т.п.
Личностные качества, подлежащие развитию в рамках компетентностного подхода:   5) мировоззренческие качества, определяющие эмоционально-ценностные характеристики

Слайд 17Понятие «компетенция»
Круг полномочий какого-либо учреждения или лица;

круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом (лат. - «добиваться, соответствовать, подходить»)

Способность действовать в ситуации неопределённости
(по О. Е. Лебедеву)

Понятие «компетенция» Круг полномочий какого-либо учреждения или лица;

Слайд 18Понятие «компетентность»
Качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний,

умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы,

практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте

Владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности
(по А. В. Хуторскому)

Основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека
(по И. А. Зимней)

Понятие «компетентность»Качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать

Слайд 19СОСТАВЛЯЮЩИЕ (ЭЛЕМЕНТЫ) СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «КОМПЕТЕНТНОСТЬ»
Операционная
(как делать?)
Мотивационная (почему? зачем?)
Этическая (как

к этому отнесутся люди?)
Когнитивная
(что?)
Социальная (с кем?)
КОМПЕТЕНТНОСТЬ

СОСТАВЛЯЮЩИЕ (ЭЛЕМЕНТЫ) СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «КОМПЕТЕНТНОСТЬ»Операционная (как делать?)Мотивационная (почему? зачем?)Этическая (как к этому отнесутся люди?)Когнитивная (что?)Социальная (с кем?)КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Слайд 20Иерархия компетенций

(по Андрею Викторовичу Хуторскому)

Ключевые компетенции

Общепредметные компетенции

Предметные компетенции

Иерархия компетенций

Слайд 21 ключевые компетенции – относятся к общему содержанию образования
общепредметные компетенции

– относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей
предметные

компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов
ключевые компетенции – относятся к общему содержанию образованияобщепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов

Слайд 22
Ключевые компетенции – это то, что дает

ключ к становлению компетентности
(сформированность ключевых компетенций означает, что

у человека есть некий особый ресурс достижения высокого уровня компетентности в любом виде деятельности).

Ключевые компетенции – это то, что дает ключ к становлению компетентности  (сформированность ключевых

Слайд 23«Ключевые компетенции

(применительно к

школьному образованию) – способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем»

Лебедев Олег Ермолаевич
«Ключевые компетенции

Слайд 24 Ключевые образовательные компетенции
(по А.В. Хуторскому)
цели общего образования
структурное

представление социального опыта и опыта личности
основные виды деятельности ученика, позволяющие

ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе

Ключевые образовательные компетенции (по А.В. Хуторскому) цели общего образованияструктурное представление социального опыта и опыта личностиосновные виды

Слайд 25Ключевые компетенции

(по А. В. Хуторскому)

Ценностно-смысловые

Обще-культурные

Учебно-познавательные

Информационные

Социально-трудовые

Коммуникативные

Личностного самосовершенствования

Ключевые компетенции

Слайд 26 1. Ценностно-смысловые –
 компетенции в сфере мировоззрения, связанные

с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий

мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

1. Ценностно-смысловые –  компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть

Слайд 27 2. Общекультурные компетенции –

знание духовно-нравственных основ жизни человека и человечества в целом, знание

культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций, сформированность опыта деятельности в вопросах национальной и общечеловеческой культуры;
опыт освоения учеником научной картины мира.

2. Общекультурные компетенции –    знание духовно-нравственных основ жизни человека и человечества в

Слайд 28 3. Учебно-познавательные компетенции –

совокупность компетенций в

сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности,

соотнесенной с реальными познаваемыми объектами (целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка учебно-познавательной деятельности).

3. Учебно-познавательные компетенции –  совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической,

Слайд 29 4. Информационные компетенции –

способность

самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять

и передавать ее при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет).
4. Информационные компетенции –   способность самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать,

Слайд 30 5. Коммуникативные компетенции –
 
знание необходимых

языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями,

навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

5. Коммуникативные компетенции –    знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными

Слайд 31 6. Социально-трудовые компетенции –
владение знаниями

и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя,

избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

6. Социально-трудовые компетенции –  владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли

Слайд 32 7. Компетенции личностного самосовершенствования

направлены

на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции

и самоподдержки (правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура; комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности).
7. Компетенции личностного самосовершенствования    направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального

Слайд 331. Андреев А. Знания или компетенции?// Высшее образование в России.

– 2005. – №2. – С.3-11
2. Бермус А.Г. Проблемы и

перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. – http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. – http://quality.petrsu.ru/file/74/%EA%EB%FE%F7%E5%E2%FB%E5%20%EA%EE%EC%E
4. Заика Н.Д. Деятельностный подход как средство формирования компетенций на уроках истории и обществознания. – http://sch-6.edusite.ru/DswMedia/zaikand.pdf
5. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. – http://www.nekrasovspb.ru/publication/cgi-bin/publ.cgi?event=3&id=22 

1. Андреев А. Знания или компетенции?// Высшее образование в России. – 2005. – №2. – С.3-112. Бермус

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика