Слайд 1Лекция 2.
Происхождение воспитания и его развитие от первобытного общества до
эпохи Возрождения
Слайд 2План:
1. Зарождение воспитания в первобытном обществе
2. Система образования в античном
мире
3. Развитие образования и педагогической мысли в эпоху средних
веков (V–XVII вв)
4. Школьная практика и педагогическая мысль в эпоху Возрождения (XIV–ХVI вв)
Слайд 31. Зарождение воспитания в первобытном обществе
Воспитание как особый вид человеческой
деятельности появилось около 40 – 35 тысяч лет назад.
Цель воспитания:
подготовка ребенка к удовлетворению практических потребностей (овладение простейшими трудовыми навыками (охота, ловля рыбы, изготовление оружия и одежды, обработка земли) и включение подрастающего поколения в коллективный труд.
Слайд 4а) Воспитание в дородовом обществе
Воспитание носило примитивный характер.
Дети были общими,
принадлежали всему роду.
Отсутствовали специальные формы воспитания.
Дети наблюдали за поведением
старших, подражали им, приобретали умения и навыки.
Выработка у детей необходимых норм поведения являлась предметом заботы всей общины.
Отсутствовало физическое наказание детей.
Мальчики вместе с мужчинами занимались охотой и рыбной ловлей, изготавливали орудия труда и оружие, защищали племя от врагов.
Девочки занимались собирательством, готовили пищу, шили одежду, оберегали очаг и т. д.
Слайд 5б) Воспитание в родовой общине
Умудренные опытом люди знакомили молодое поколение с
обрядами, традициями и историей рода, с религиозными верованиями, воспитывали почитание
старших и умерших.
Детей знакомят с зачатками военного и нравственного воспитания, с правилами религиозного культа, обучают простейшему письму.
Большое место в воспитании занимало устное народное творчество: предания, песни и др.
Инициации (обряды перевода юношей и девушек в категорию взрослых) - первый общественный институт, имевший целью преднамеренную организацию воспитания и обучения.
Слайд 6в) Воспитание в период разложения первобытного общества
Появление парного брака изменило всю
организацию родового общества, став зародышем домашне-семейной формы воспитания.
В семье
стали закладываться основы физического и духовного развития детей.
Слайд 72. Система образования и педагогическая мысль в античном мире (III
тысяч. до н. э. - V в.)
а) Система образования в Древней Греции
1. Архаичный (древнегреческий) период
( IХ в. до н.э. - VIII в. до н.э.)
Слайд 8
1. Архаичный (древнегреческий) период
( IХ в. до н.э. - VIII в. до н.э.)
Обучение
и воспитание проходило в домашне-семейных условиях под руководством опытных наставников
Гомер
«Илиада»
Слайд 9Школьных форм обучения не существовало.
Появилось представление об идеале физически и
нравственно развитого грека (Гесиод «Труды и дни»).
Слайд 10б) Период расцвета Эллады (новогреческий) с VII в. до н. э. по IV в.
до н. э.
б) Развитие личности в Спарте (Лаконии)
Идеал: мужественный, духовно сильный, физически
развитый человек.
До 7 лет дети воспитывались в семье кормилицами.
Не баловали детей, воспитывали в строгости, уделяли внимание развитию физического здоровья.
Слайд 11С 7 до 14 лет мальчики становились «общественной собственностью», их
собирали в военизированные интернаты казарменного типа.
Упор в воспитании делался на
гимнастические и военные упражнения, выработку лаконичной речи.
Чтение, письмо, счет, музыка не являлись приоритетными предметами.
Участвовали в ежегодных публичных состязаниях (агонах), облавах на рабов ( криптиях).
Воспитание девушек проходило в постоянных гимнастических упражнениях для воспроизводства здорового потомства.
Слайд 12Развитие личности в Афинах
Цель воспитания - всестороннее развитие духовных качеств
и физических сил ребенка.
До 7 лет мальчики воспитывались матерью и
кормилицами в семье, ориентируясь на идеал гармоничного развития.
С 4–5 лет находились под присмотром раба – педагога.
Слайд 13Развитие личности в Афинах
Начальная ступень образования (7-16 лет) :
- мусические (литература, искусство, рисование и др.) - гимнастические школы
(С 12 лет: бег, борьба, прыжки, метание диска и копья).
Средняя ступень : гимнасий для юношей 16–18 лет, достигших высоких результатов в обучении.
с 18 до 20 лет –двухгодичный курс в эфебии (гос.учреждении с целью военной подготовки).
Женское образование ограничивалось рамками семейного воспитания (элементарные знания чтения, письма, навыки игры на каком-либо музыкальном инструменте, пения, обучением рукоделию).
Слайд 143. Эллинистический период (III в. до н.э. - I в. до н.э.)
Цель: просвещенный, образованный,
независимый в суждениях человек, носитель богатейшей эллинистической культуры.
Усиливается доля мусического
образования за счет гимнастического.
Слайд 15Начальная ступень: расширяется участие государства в школьном деле; получают развитие
государственные учебные заведения; облегчается доступ детям свободнорожденного населения в школу.
Мусическая
школа разделяется на: элементарную школу грамоты с пятилетним сроком обучения (собственно мусическая) и грамматическую школу с усложненной программой и трехлетним сроком обучения.
Среднее образование: уменьшение доли гимнастического образования. Увеличивается число гимнасиев, целью которых становится углубление и расширение знаний, полученных в грамматической школе.
Используются дидакт. пособия (географические карты, небесные глобусы), при учебных заведениях организуются библиотеки.
Эфебия становится учреждением повышенного образования (1 год). Продолжали упражняться в гимнастике и военном искусстве.
Слайд 16Развитие педагогической мысли в Древней Греции
Сократ
(ок.470–339гг. до н.э.)
Майэвтика ("повивальное искусство")
– диалектический спор.
Главная цель человека - нравственное самосовершенствование.
Слайд 17
Устранение противоречия между личным и общественным бытием.
Главная задача наставника-пробуждение
мощных душевных сил ученика.
Цель воспитания не овладение совокупностью моральных норм
и нравственных правил, а развитие мыслительных способностей человека, постижение таких истин, как верность, честность, правдивость, честь, дружба через диалог, спор, беседу, мудрость (сократические беседы).
Впервые стал использовать абстрактные понятия и индуктивные доказательства, заложил основы продуктивных методов обучения (дать ученику увидеть проблему там, где он ее ранее не видел).
Слайд 18Платон (428/427–348/347гг. до н.э.)
Воспитание детей должно быть под контролем государства
и в его интересах.
Основал Академию.
Воспитание надо начинать с раннего возраста,
оно должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей через наставника преклонных лет (необходима тесная духовная связь между наставником и учеником).
Слайд 19
Требовал разностороннего воспитания для всех, учитывать личные склонности человека.
В программу обучение грамоте,
началам математики, начатки трудовой подготовки, использовал игровое обучение и принцип воспитывающего
обучения.
Воспитание должно начинаться в 7 лет и заканчиваться в 16–17 лет. Юноша в возрасте от 16 до 20 лет должен посвятить себя военной подготовке. Молодые люди 20–30 лет, одаренные и достигшие выдающихся успехов в обучении, должны заниматься изучением наук.
Образование женщины должно выстраиваться так, как и образование мужчины.
Слайд 20Аристотель (384–322гг. до н.э.)
Ум ребенка от рождения есть «чистая доска»,
которая заполняется в процессе жизни.
Человек обладает одновременно душой растительной (она
нуждается в питании и обречена на разложение), душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной - чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной.
Слайд 21
Создал Ликей, поднимал наставника на самую высокую ступень в обществе.
Допускал
домашнее воспитание до 7-летнего возраста под началом отца, но под
присмотром государственных чиновников.
В круг предметов начального образования следовало включать грамматику, гимнастику, музыку и иногда - рисование.
Задача общего образования - сообщение ученикам фундаментальных неспециализированных знаний.
Предложил возрастную периодизацию воспитания, выделил три периода и определил для каждого из них цели, содержание и методы воспитания.
Слайд 22в) Система образования в Древнем Риме
Образование развивается под влиянием греческой
традиции, но имеет выраженную гражданскую направленность.
Главная цель – активный член
общества. Жертвующий собой ради государства, политик, землевладелец.
Появляется новый тип учебного заведения – школы риторов (молодые люди от 15 лет аристократического происхождения для политической карьеры или государственной службы.
Слайд 23Марк Фабий Квинтилиан (42-118 гг.)
Выстроил стройную методику обучения ораторскому искусству.
Образование должно быть
государственным, школы и учителя должны находиться на содержании казны.
Цель: формирование
у человека гражданских чувств и свобод.
Необходимо включать греческий язык и литературу, философию, право, историю.
Учитель должен вызывать у учащихся интерес к учению, быть примером нравственного поведения и овладеть профессией на уровне педагогического мастерства.
Слайд 243. Развитие образования и педагогической мысли в эпоху средних веков
(V–XVII вв.)
Воспитание и образование в период раннего Средневековья (V–Х вв.)
Отрицание
античной культуры и античного идеал всесторонне развитой личности. Развитие церковной культуры.
Появился новый тип школы – христианский (на латинском языке).
Церковные школы подразделяются на закрытые – внутренние – для подготовки к монашескому постригу и открытые – внешние (кафедральные) – для обучения детей прихожан.
Слайд 25
Огромное значение уделялось воспитанию нравственности, постам, отказам от благ и
т. п.; умственное развитие и образование не было приоритетным.
В церковных
школах существовали разные уровни обучения:
-элементарный (чтение, письмо, счет, пение);
-средний (курс тривиума: латинская грамматика, риторика и диалектика);
-повышенный (курс квадриума: арифметика, астрономия, геометрия и теория музыки).
Попытка создания образовательных учреждений для обучения светского населения.
Слайд 26
Развитое (Высокое) Средневековье (ХI–ХII вв. )
Появилось новое философское учение – схоластика,
ориентированное на формальную логику и абстрактное богословие.
Сформировалась система учебных заведений
различных уровней:
- начальное образование получали в приходских школах (элементарные знания);
- средний уровень - монастырские школы, кафедральные (соборные).
- высшее образование (университеты) в Болонье (1158), Париже (1215), Кембридже (1209), Оксфорде (1206), Лиссабоне (1290).
Слайд 27Светские феодалы (рыцари): умение ездить верхом, плавать, фехтовать, владеть мечом,
щитом и копьем, охотиться, играть в шахматы, слагать и петь
стихи в честь своего сюзерена и дамы сердца. Уметь читать и писать было необязательно.
Дочери феодалов получали образование дома и в женских монастырях (воспитывали в религиозном духе, обучали чтению, письму и рукоделию).
В XII—XIII вв. в городах ремесленники открывали для своих детей цеховые школы, а купцы — гильдейские школы (основное внимание счету, чтению и письму на родном языке).
Слайд 284. Школьная практика и педагогическая мысль в эпоху Возрождения (XIV–ХVI
вв)
Развитие школы и воспитания в эпоху Возрождения
Особенности образования: светский
характер, гуманистическая философия, обращение к античному культурному наследию.
Акцент делался на интеллектуальные, нравственные, эстетические элементы и физическое воспитание.
Идеи гуманизма – признание ценности человеческой личности, ее права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждения блага человека как критерия оценки общественных отношений.
Основа образования и воспитания - совокупность природных способностей ребенка, которые развиваются в обучении с помощью руководства, наставления и упражнений.
Слайд 29Внимание к дисциплинам естественно-научного цикла, считалось важным наблюдение природных явлений,
знакомство с различными ремеслами и искусствами.
Необходимость выявления путем наблюдения
природных склонностей детей, учета их индивидуальных особенностей и применения различных методов воздействия на учеников в зависимости от их характеров и способностей.
Формулируется положение о необходимости обучения на родном языке.
Появились школы для девочек.
Сформировалось представление об энциклопедическом содержании образования, включавшем обширный круг научных и культурных достижений.
Слайд 30Педагогическая мысль эпохи Возрождения
Витторино да Фельтре (1378–1446)
Школа «Дом счастья» - воспитательно-образовательное
учреждение пансионного типа, основная цель – гармоничное развитие человека, его
«тела, ума и характера».
Изучение классических языков и литературы на принципе сознательного усвоения и самостоятельного творчества.
Давал энциклопедические знания, уделял внимание физическому развитию детей.
В основу организации жизни детей были положены идеи самоуправления.
Слайд 31Франсуа Рабле (1494–1553) Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль».
.
Человек от природы предрасположен к
добру, поэтому гуманистические ценности могут передаваться из поколения в поколение.
Игры
чередуются с и физическими упражнениями.
Ведущее место отводится древним и новым языкам, естественно-научному познанию человека и природы.
Изучение произведений античных авторов, научный анализ библейских текстов.
Сторонник наглядных методов обучения (непосредственные наблюдения за окружающим миром).
Соединение образования и нравственного воспитания через идею индивидуального образования.
Особое значение придавал физическому воспитанию, требовал сочетания физических упражнений с активной деятельностью и освоением ремесел.
Слайд 32Мишель Монтень (1553–1592)
Образование ориентировалось на физические особенности детей и не подрывало
их здоровье.
Основа всякого познания - опыт, сначала нужно знакомить
детей с конкретными предметами, а затем со словами, обозначающими эти предметы.
Учитель должен развивать умственные способности и навыки самостоятельного мышления учеников.
Выступал против телесных наказаний, противопоставляя насилию идеал свободного и радостного учения.
В нравственном воспитании предлагал сочетать мягкость со строгостью, но не суровостью.
Настаивал на гармоничном развитии духовных и физических сил ребенка.
Высказывал мысли о необходимости изучения родного языка.
Слайд 33Томас Мор (1478–1535)
Образование должно совмещаться общественным трудом.
Трудовая деятельность неотъемлемая часть гармоничного
развития.
Необходимость всеобщего, равного для всех государственного образования на родном языке,
в котором должны сочетаться схоластические знания и реальные дисциплины.