Слайд 2«Музыка – это разум, воплощённый в прекрасных звуках»
(И. С. Тургенев)
Слайд 3Каждое искусство имеет свои особенности содержания.
Читая рассказ или повесть, мы
узнаём характер героев, следим за событиями их жизни, воспринимаем повествование
как конкретную историю о конкретных людях. На первое место выступают словесные описания внешности героев, их жестов, мимики и выражения лиц. Тут же воссоздаётся обстановка (убранство помещения, особенности пейзажа), уточняется время года и суток. И, разумеется, по возможности всё это даётся в образной форме.
Слайд 4Образы изобразительных искусств (живописи, графики, скульптуры) воспринимаются зрительно.
АЙВАЗОВСКИЙ Иван -
Девятый вал
Слайд 5Они наиболее наглядны, так как воссоздают те или иные стороны
действительности в формах самой жизни. Вспомним о таких видах изобразительного
искусства, как портрет, пейзаж, интерьер (уголок помещения), батальная (военная) сцена и др.
Слайд 6Рассматривая произведение живописи, мы проникаем в сущность через облик -
облик человека или природы. И наше эмоциональное переживание будет в
этих случаях тем глубже, чем больше нам удастся полюбить или, наоборот, возненавидеть тех персонажей, те пейзажи, портреты, о которых мы прочли или которые увидели на картине.
Слайд 7Подобная любовь и ненависть возникают в нас не случайно: для
этого мало просто написать о том, что человек плох или
хорош. Чтобы мы действительно поверили, требуется незаурядное мастерство: зачастую какой-нибудь незначительный штрих характеризует человека красноречивее любых его самых длинных высказываний.
Слайд 8Вспомните, например, знакомых вам литературных героев и попробуйте ответить на
вопрос: что вас больше всего в них трогает и волнует?
Слайд 9Однако какие бы глубины содержания ни открывало нам приобщение к
произведениям литературы или живописи, какие бы срезы душевной жизни ни
обнаруживались нам в этих художественных иносказаниях, они возникают не из непосредственного впечатления, а проступают сквозь сплетения слов, описаний, изображений.
Слайд 10Ведь художественное произведение - всегда метафора, оно никогда прямо не
заявляет о своих намерениях; поэтому его понимание нередко равнозначно разгадке,
которая потрясает нас внезапно открывшимся смыслом.
Музыка воздействует несколько иначе.
Слайд 11И хотя она тоже организована очень сложно, тоже полна загадок
и иносказаний, всё же её воздействие более непосредственно. Ведь музыка
живёт только пока звучит, и за те минуты, которые отданы ей в распоряжение, она должна успеть очень многое: захватить, увлечь, потрясти.
Слайд 12 Музыке это удаётся - удаётся намного быстрее, чем произведениям
других видов искусства. Потому что музыка воздействует на человеческие чувства,
обладающие свойством мгновенного отклика на действительно близкое и понятное, музыка - это собственный язык человеческих чувств, их выражение в этом мире.
Слайд 13«Адажио» Томазо Альбинони - одно из самых известных музыкальных произведений.
Именно оно непременно звучит, когда человека провожают в последний путь.
Именно оно заставляет сердце слушателей сжиматься и навевает мысли о вечном.
«Адажио» соль-минор для струнных инструментов и органа, известное как «Адажио» Альбинони, - одно из самых популярных и часто записываемых произведений итальянской барочной музыки.
Слайд 14В современную эпоху известность ему принесло знаменитое «Адажио». Всё это
правильно, только вот «Адажио» на самом деле написал в 1958
году итальянский музыковед Ремо Джадзотто. Огромная часть рукописей Альбинони была уничтожена во время Второй мировой войны, когда была разбомблена Дрезденская государственная библиотека.
Слайд 15Существует версия о том, что мелодию этого произведения среди сгоревших
рукописей композитора нашёл в середине XX в. исследователь жизни и
творчества Альбинони - Ремо Джадзотто и сочинил на её основе музыкальное произведение.
Слайд 18Музыка «Адажио» наполнена явными и скрытыми смыслами. Её мелодическая основа
с ниспадающими, слово никнущими фразами, которые завершаются скорбными интонациями, строгий
и возвышенный тембр органа, траурный минорный лад и, наконец, мерная неторопливая поступь шага вызывают у слушателей представление о движении по тернистому жизненному пути, которое ассоциируется с глубокой тоской и одиночеством.
Слайд 19Знакомясь с лучшими произведениями музыкального творчества, можно убедиться, что содержание
их составляют не только душевные переживания и настроения, но также
и серьёзное раздумье, изображение разнообразных человеческих характеров в их взаимных столкновениях и жизненной борьбе, наконец, воспроизведение общественных движений широких народных масс, больших социальных конфликтов.
Слайд 20Что же является сущностью музыкального содержания?
Слайд 21Мы уже понимаем: это не предметы во всей их реальности
- предметы, имеющие вид, размер, очертания, окраску и т. д.
Музыка
не даёт нам конкретных описаний, она вообще избегает всяких подробностей. Слушая её, мы не можем сказать: здесь один человек подходит к другому, а здесь они разговаривают ...
Слайд 22И даже в той её части, которая связана с программным
описанием музыкальных событий, мы всё же воспринимаем не сами конкретные
события, а прежде всего переживании их настроения, все оттенки чувств, которые эти события выражают.
Слайд 23Вопросы и задания:
1.Почему художественное произведение можно уподобить загадке?
2.Сразу ли открывается
нам содержание музыкального произведения? Какие его стороны воздействуют на человека
прежде всего?