Слайд 1Создание ситуации с сотрудничеством педагога и учащихся.
Слайд 2Создание педагогической ситуаций.
«Педагогическое проектирование» – это предварительная разработка основных деталей
предстоящей деятельности учащихся и педагогов, ее предположительных вариантов и прогнозируемых
результатов. Имеет три этапа: моделирование, проектирование, конструирование.
Моделирование (создание модели) является разработкой целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций, а также основных путей их достижения.
Любая педагогическая деятельность начинается с цели. В качестве цели может выступать идея, взгляд и даже убеждение, в соответствии с которым будут строиться педагогические системы, процессы, ситуации. поставленная цель заставляет задуматься о том, где и когда воспитываемые у учащихся качества будут востребованы, что наталкивает на вопрос: как этого достичь? Сама же модель создается преимущественно мысленно и выполняет функцию общей установки на предстоящую деятельность и взаимодействие.
Слайд 3
Однако для практической деятельности этого недостаточно. Поэтому
воспользуемся советами проф. Симонова В.М. который предлагает алгоритм моделирования педагогических
ситуаций:
1. Определение целей своих действий, действий учащихся, т.е. определение того, чем должна закончиться педагогическая ситуация, какие последствия и новообразования вызвать;
2. Выбор содержания педагогической ситуации и способов действия в ней;
3. Осуществление смоделированного взаимодействия и корректировка хода выполнения действий;
4. Анализ хода педагогической ситуации и достигнутых в ней результатов.
Слайд 4Сотрудничество педагога и учащихся.
Важнейшее место в системе сотрудничества занимают отношения
«учитель — ученик». Традиционное обучение основано на то, что учитель
является субъектом, а ученик — объектом педагогического процесса. Педагогика сотрудничества представляет ученика как субъекта. От сюда следует, что два субъекта должны взаимодействовать, быть партнерами, сотоварищами, представляя собой содружество более старшего и опытного с менее опытным.
Важно отметить, что оно принимает различные формы, такие как соучастие, содружество, сотворчество, сопереживание и соуправление. В зависимости от учебной дисциплины и методических требований может меняться подход к сотрудничеству между учителем и учеником. Для того, чтобы сотрудничество состоялось, очень важно наличие положительных эмоций и отношений. Когда ученик заинтересован, то тогда передача опыта и знаний от учителя происходит более плодотворно. Он учиться самостоятельно принимать решения под лояльным руководством опытного наставника.
Форма сотрудничества меняется в зависимости от возрастных категорий учащихся. Например, для дошкольников и учеников младших классов характерна игровая форма обучения, в которой игровые задания и упражнения плавно переходят в обучающие. В старших классах главное — это мотивация обучения. Педагогу важно донести до ученика, что знания необходимы для его развития как полноценной личности, а в будущем как грамотного специалиста. В старших классах в ходе педагогического диалога с учеником важно показать практическую значимость научных законов и правил тонных наук, таких как математика, физика, химия и других.
Слайд 5Мотивацию учеников к обучению увеличивают различные способы сотрудничества и сотворчества
педагога и учащихся. Интерес к учебе повышают разные формы занятий,
например «урок — путешествие», «урок — сказка» и другие. Для ученика также важно поощрение и внимание со стороны педагога, которые стимулируют стремление к успеху и самореализации у учеников. В процессе педагогического взаимодействия педагог создает условия для мотивации учеников через индивидуальный подход, то есть при подготовке заданий учитывает уровень сложности для каждого учащегося в отдельности, в том числе и для отстающих. При доброжелательном и уважительном отношении к личности ученика важно умение педагога внушить ребенку, что он единственный и неповторимый.
Следовательно, сотрудничество учащихся и педагога — это взаимодействие и совместная деятельность субъектов. Для этой системы характерны: пространственное и временное соприсутствие; совместные цели; организация и управление деятельностью; разделение обязанностей, функций, действий, операций; наличие позитивных межличностных отношений. В процессе сотрудничества педагога и учащихся происходит формирование коллективного взаимодействия. Разные методы и приемы помогают в организации учебного процесса. Например, дискуссии, обсуждения, решения проблемных вопросов и т. д.
Слайд 6Учебно-педагогическое сотрудничество формируется постепенно. Приходящие в школу дети, не всегда
владеют приемами и способами познавательной деятельности. Также не могут самостоятельно
организовать коллективную работу, возникают проблемы в общении с учителем. Динамика становления совместной деятельности учителя и учеников рассмотрена В.П. Панюшкиным. Он выделил две фазы становления совместной деятельности учителя и учеников:
1. Фаза приобщения к деятельности включает:
· разделенные между учителем и учащимися действия;
· имитирующие действия учащихся;
· подражательные действия учащихся.
2. Фаза согласования деятельности учащихся и учителя включает:
· саморегулируемые действия учащихся;
· самоорганизуемые действия учащихся;
· самопобуждаемые действия учащихся.