Разделы презентаций


Император Александр I : начало правления. Реформы М. М. Сперанского. История

Содержание

1. Император Александр I.2. Негласный комитет.3. Реформа управления.4. Реформа образования.5. Политика в отношении крестьян.6. Реформаторская деятельность М. М. Сперанского.План:

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Император Александр I:
начало правления.

Реформы М. М. Сперанского.
История России, 9 класс

Император Александр I:начало правления.Реформы М. М. Сперанского.История России, 9 класс

Слайд 21. Император Александр I.

2. Негласный комитет.

3. Реформа управления.

4. Реформа образования.

5.

Политика в отношении крестьян.

6. Реформаторская деятельность М. М. Сперанского.
План:

1. Император Александр I.2. Негласный комитет.3. Реформа управления.4. Реформа образования.5. Политика в отношении крестьян.6. Реформаторская деятельность М.

Слайд 3Император Александр I : генеалогическое древо
Император Петр III
(1761 – 1762)
Императрица
Екатерина

II
(1762 – 1796)
Император Павел I
(1796 – 1801)
Императрица
Мария Федоровна
Александр
Константин
Николай
Михаил

Император Александр I : генеалогическое древоИмператор Петр III(1761 – 1762)ИмператрицаЕкатерина II(1762 – 1796)Император Павел I(1796 – 1801)ИмператрицаМария

Слайд 4Император Александр I
Бабушка – императрица
Екатерина II Великая
(1762 – 1796)

Просвещённый абсолютизм;

забота о хорошем образовании внука
Отец – император
Павел I
(1796 – 1801)

Военная

муштра, парады, манёвры;
нетерпимость к инакомыслию

Воспитатель – правовед Фредерик Лагарп

Идеи либерализма, конституционной монархии, создания парламента для принятия им законов,
отрицательное отношение к крепостному праву

Император
Александр I
(1801 – 1825)

Какие качества формировались в Александре I ?

Как это могло повлиять на его политику в будущем?

Император Александр IБабушка – императрицаЕкатерина II Великая(1762 – 1796)Просвещённый абсолютизм; забота о хорошем образовании внукаОтец – императорПавел

Слайд 5Император Александр I
Бабушка – императрица
Екатерина II Великая
(1762 – 1796)
Отец –

император
Павел I
(1796 – 1801)
Воспитатель – правовед Фредерик Лагарп
Император Александр I
(1801

– 1825)

Обстоятельства, сопровождавшие детство и юность Александра I, значительно повлияли на его личность и характер, ставший двойственным.
Воспитываясь при дворе бабушки, он разрывался между ней и отцом. В Александре формировались скрытность, хитрость, лицемерие, критическое отношение к действительности. Восприняв ряд идей Лагарпа, Александр в то же время, как и отец, любил парады и манёвры – зримые свидетельства неограниченной власти самодержца.

Император Александр IБабушка – императрицаЕкатерина II Великая(1762 – 1796)Отец – императорПавел I(1796 – 1801)Воспитатель – правовед Фредерик

Слайд 6Император Александр I
Когда же придет мой черед, тогда нужно будет

трудиться над тем, постепенно, разумеется, чтобы создать народное представительство, которое,

будучи направляемо, составило бы свободную конституцию, после чего моя власть совершенно прекратилась бы, и я… удалился бы в какой-нибудь уголок и жил бы там счастливый и довольный, видя процветание своего Отечества, и наслаждался бы им».

Как можно оценить намерения Александра I за четыре года до вступления на престол? Какие цели ставил он перед собой?
Александр I осознавал необходимость преобразований, собирался обновить страну, многое в ней улучшить.

Из письма Александра Фредерику Лагарпу от 27 сентября 1797 г.

Император Александр I	Когда же придет мой черед, тогда нужно будет трудиться над тем, постепенно, разумеется, чтобы создать

Слайд 7
В 1801 г., став императором в возрасте 24 лет, в

манифесте о восшествии на престол Александр I обещал управлять «по

законам и по сердцу бабки своей – Екатерины Великой».

Однако новый император полагал, что необходимо проведение серьёзных реформ в России.

Император Александр I

Император Александр I
Годы правления:
1801 – 1825 гг.

В 1801 г., став императором в возрасте 24 лет, в манифесте о восшествии на престол Александр I

Слайд 8
Для осуществления реформ Александру I необходима была поддержка близких соратников.

Сподвижниками – реформаторами стали сверстники молодого императора, с которыми он

некогда вместе воспитывался и учился. Вместе с Александром I они составили так называемый «Негласный комитет», на заседаниях которого обсуждались проекты преобразований.

Негласный комитет: июнь 1801 г. – май 1802 г.

Павел Александрович Строганов
(1772 – 1817)

Виктор
Павлович Кочубей
(1768 – 1834)

Адам Адамович Чарторыйский
(1770 – 1861)

Николай
Николаевич
Новосильцев
(1761 – 1836)

Для осуществления реформ Александру I необходима была поддержка близких соратников. Сподвижниками – реформаторами стали сверстники молодого императора,

Слайд 9восстановление Жалованной грамоты дворянству и Жалованной грамоты городам,
амнистия 12 тыс.

чел., пострадавшим при Павле I,
улучшение содержания заключённых,
открытие границ, разрешение свободно

ввозить книги и товары из Западной Европы,
разработка идей реформ государственного управления.

Негласный комитет: июнь 1801 г. – май 1802 г. Мероприятия:

Павел Александрович Строганов
(1772 – 1817)

Виктор
Павлович Кочубей
(1768 – 1834)

Адам Адамович Чарторыйский
(1770 – 1861)

Николай
Николаевич
Новосильцев
(1761 – 1836)

восстановление Жалованной грамоты дворянству и Жалованной грамоты городам,амнистия 12 тыс. чел., пострадавшим при Павле I,улучшение содержания заключённых,открытие

Слайд 10Главным результатом деятельности Негласного комитета должно было стать ограничение самодержавия.

С

этим казалось, был согласен и император.

Но вначале решено было провести

реформы в области управления страной.

Негласный комитет: июнь 1801 г. – май 1802 г.

Павел Александрович Строганов
(1772 – 1817)

Виктор
Павлович Кочубей
(1768 – 1834)

Адам Адамович Чарторыйский
(1770 – 1861)

Николай
Николаевич
Новосильцев
(1761 – 1836)

Главным результатом деятельности Негласного комитета должно было стать ограничение самодержавия.С этим казалось, был согласен и император.Но вначале

Слайд 11Реформа управления 1802 г. В чём она заключалась?
Император
Генерал-прокурор

Правительствующий Сенат
Президенты коллегий

Коллегии
Обер-прокурор

Святейший

Синод
До реформы 1802 г.
Император
Генерал-прокурор

Правительствующий Сенат:
в 1802 г. стал высшим судебным

органом с правом контроля местных властей

После реформы 1802 г.

Комитет министров:

обсуждение общих вопросов управления страной

Обер-прокурор

Святейший Синод

Министры

Министерства

Внутренних дел

Иностранных дел

Юстиции

Военное

Морское

Народного просвещения

Финансов

Коммерции

Реформа управления 1802 г. В чём она заключалась?ИмператорГенерал-прокурорПравительствующий СенатПрезиденты коллегийКоллегииОбер-прокурорСвятейший СинодДо реформы 1802 г.ИмператорГенерал-прокурорПравительствующий Сенат:в 1802 г.

Слайд 12Реформа управления: учреждение министерств
1802 г. – начало реформы высших органов
государственной

власти:

Сенат превращен в высший судебный орган с правом контроля за

деятельностью местных властей;
главными органами государственного управления вместо коллегий становятся министерства,
для обсуждения общих вопросов управления страной учрежден Комитет министров.

Все члены Негласного комитета вошли в состав правительства: Кочубей – министр внутренних дел, Строганов – заместитель министра внутренних дел, Новосильцев – заместитель министра юстиции, Чарторыйский – фактически министр иностранных дел (официально – заместитель министра иностранных дел).
Реформа управления: учреждение министерств1802 г. – начало реформы высших органовгосударственной власти:Сенат превращен в высший судебный орган с

Слайд 13Для руководства делом просвещения ещё в 1802 г. было учреждено

Министерство народного просвещения. Ему в помощь создали комитет (Главное правление

училищ), который реально ведал всей системой образования.

Страна была разделена на 6 учебных округов, во главе которых стояли особые чиновники — попечители. Попечитель, назначаемый царем, должен был контролировать находящиеся в его округе учебные заведения.

1803 – 1804 гг. – реформа Александра I в области образования.
Окончательно сложилась система высшего, среднего и начального образования в России.

Император Александр I
(1801 – 1825)

Для руководства делом просвещения ещё в 1802 г. было учреждено Министерство народного просвещения. Ему в помощь создали

Слайд 1424 января 1803 г. увидели свет правила об устройстве учебных

заведений. В основу системы образования были положены принципы: бессословности (на

практике – редко), бесплатности обучения (на низших его ступенях), единства — непрерывности образования, преемственности учебных программ на всех ступенях (от низших учебных заведений к высшим).

Сельская
местность

Уездный
город

Губ.
город

Крупнейшие
города

24 января 1803 г. увидели свет правила об устройстве учебных заведений. В основу системы образования были положены

Слайд 15Университеты (в скобках указан год основания)
Казанский университет (1804)
Виленский университет
(1804)
Петербургский университет

(1819)
Дерптский университет (1802)
Московский университет (1755)
Харьковский университет (1804)

Университеты (в скобках указан год основания)Казанский университет (1804)Виленский университет(1804) Петербургский университет (1819) Дерптский университет (1802)Московский университет (1755)Харьковский

Слайд 16 1801 г. – предоставление права купцам, мещанам и государственным крестьянам

покупать ненаселённые земли
(то есть без крепостных крестьян, прикреплённых к ним).


20

февраля 1803 г. – указ о «вольных хлебопашцах»:

«Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретённых или родовых крестьян своих поодиночке или и целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли… то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своём… к министру внутренних дел для рассмотрения. <…>

Крестьяне и селения, от помещиков… с землёй отпускаемые… могут оставаться на собственных их землях землевладельцами и… составляют особенное состояние свободных хлебопашцев. <…>

Политика в отношении крестьян

1801 г. – предоставление права купцам, мещанам и государственным крестьянам покупать ненаселённые земли	(то есть без крепостных крестьян,

Слайд 17
В чём смысл указа о «вольных хлебопашцах»?

Указ разрешал помещикам отпускать

своих крепостных крестьян на волю с земельными наделами за выкуп.

Это

был первый в истории России закон, дававший возможность освобождения крестьян от крепостной зависимости.

Но результаты были скромны: за 1801 – 1825 гг. освободилось 47 тыс. крестьян (т. е. меньше 0,5 % от общего числа крепостных).

Почему?

Политика в отношении крестьян

В чём смысл указа о «вольных хлебопашцах»?	Указ разрешал помещикам отпускать своих крепостных крестьян на волю с земельными

Слайд 18 1804 г. – аграрная реформа в Прибалтике, первый шаг к

отмене крепостного права в Прибалтике: четко определены размеры крестьянских повинностей

и платежей, а крестьяне признаны наследственными владельцами своих земельных участков.













Какие из первых преобразований Александра I вы считаете самыми главными? Почему?

Политика в отношении крестьян

Первые преобразования Александра I: итоги

В государственной сфере:


Реформирование Сената,

Учреждение Комитета министров,

Учреждение министерств.

В крестьянском
вопросе:

Указ
о «вольных хлебопашцах»,

Аграрная реформа
в Прибалтике.

В области просвещения:

Создание единой системы образования в стране.

1804 г. – аграрная реформа в Прибалтике, первый шаг к отмене крепостного права в Прибалтике: четко определены

Слайд 19Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
Михаил Михайлович Сперанский
(1772 – 1839)

Карьера Михаила

Сперанского в 1797 – 1808 гг.: 1797 г. – чиновник канцелярии генерал-прокурора

Сената. 1803 – 1807 гг. – директор одного из департаментов министерства внутренних дел. с 1807 г. – статс-секретарь императора. с 1808 г. – заместитель министра юстиции.
Реформаторская деятельность М. М. СперанскогоМихаил Михайлович Сперанский(1772 – 1839)Карьера Михаила Сперанского в 1797 – 1808 гг.:

Слайд 201809 г. – «План государственного преобразования»
М. М. Сперанского:
Император
Судебная власть

Сенат
Законодательная власть

Государственная

дума:
Глава – канцлер, назначаемый императором,
задача Госдумы – обсуждение законопроектов
Исполнительная власть

Министерства
Государственный

совет – законосовещательный орган при императоре

Губернские думы

Окружные думы

Волостные думы

Четырёхступенчатые выборы

1809 г. – «План государственного преобразования»М. М. Сперанского:ИмператорСудебная властьСенатЗаконодательная властьГосударственная дума:Глава – канцлер, назначаемый императором,задача Госдумы –

Слайд 211809 г. – «План государственного преобразования»
М. М. Сперанского:
Предполагалось также установить

деление общества на три сословия:
Дворянство

(с сохранением особых прав)
«Среднее состояние»:
купцы, мещане,

государственные крестьяне

«Народ рабочий»:
крепостные крестьяне, домашние слуги,
рабочие


Политические права предоставлялись только «свободным» (первым двум) сословиям.

Третье сословие получало общие гражданские права (главным среди них было положение о том, что «никто не может быть наказан без судебного приговора») и могло по мере накопления собственности и капитала перейти во второе сословие.

Избирательное право получали только те, кто обладал движимым и недвижимым имуществом (то есть представители первых двух сословий).

1809 г. – «План государственного преобразования»М. М. Сперанского:Предполагалось также установить деление общества на три сословия:Дворянство(с сохранением особых

Слайд 22Михаил Михайлович Сперанский
(1772 – 1839)
Какие положения проекта реформ М. М.

Сперанского вы считаете главными?

Затрагивали ли проекты Сперанского основы феодально-самодержавного строя?

Нет,

не затрагивали. Только в будущем Сперанский видел конечную цель реформ в ограничении самодержавной власти царя и ликвидации крепостного права.

1809 г. – «План государственного преобразования»
М. М. Сперанского

Михаил Михайлович Сперанский(1772 – 1839)Какие положения проекта реформ М. М. Сперанского вы считаете главными?Затрагивали ли проекты Сперанского

Слайд 23Александр I в целом одобрил проект Сперанского. Однако его следовало

претворять в жизнь постепенно, не вызывая потрясений в обществе. С

учетом этого царь решил вначале дать ход наиболее «безобидной» части реформы.

1 января 1810 г. – образование Государственного совета:

Законопроекты обязательно обсуждаются в Госсовете;
Госсовет оценивает не только содержание законопроектов, но и саму необходимость их принятия;
Госсовет «разъясняет» смысл законов и принимает меры к их исполнению;
Госсовет рассматривает отчёты министерств и вносит предложения по распределению государственных доходов и расходов.

Таким образом, установлена чёткая процедура подготовки и принятия законов. Но решения Госсовета не имеют обязательной силы для императора при утверждении законов, Госсовет – не законодательный, а законосовещательный орган при императоре.

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского

Александр I в целом одобрил проект Сперанского. Однако его следовало претворять в жизнь постепенно, не вызывая потрясений

Слайд 24Сперанский также в 1811 г. подготовил проект «Уложения
Правительствующего сената».

Исходя из

идеи разделения властей, он предлагал разделить Сенат на Правительствующий (ведающий

вопросами местного управления) и Судебный (высший судебный орган, контролирующий все судебные учреждения страны).

Этот проект не был осуществлен.


А что же было осуществлено из проектов Михаила Михайловича Сперанского ?

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского

Сперанский также в 1811 г. подготовил проект «УложенияПравительствующего сената».Исходя из идеи разделения властей, он предлагал разделить Сенат

Слайд 25Организация государственной власти по проекту
М. М. Сперанского:
Император
Судебная власть

Сенат
Законодательная власть

Государственная дума:
Глава

– канцлер, назначаемый императором,
задача Госдумы – обсуждение законопроектов
Исполнительная власть

Министерства
Государственный совет

– законосовещательный орган при императоре

Губернские думы

Окружные думы

Волостные думы

Четырёхступенчатые выборы

Организация государственной власти по проектуМ. М. Сперанского:ИмператорСудебная властьСенатЗаконодательная властьГосударственная дума:Глава – канцлер, назначаемый императором,задача Госдумы – обсуждение

Слайд 26Организация государственной власти после реформ Александра I к концу 1810

г.:
Император
Генерал-прокурор

Правительствующий
Сенат
Председатель

Комитет
министров
Обер-прокурор

Святейший Синод
Председатель

Государственный совет
Министры

Министерства


Был создан Государственный совет.

Организация государственной власти после реформ Александра I к концу 1810 г.:ИмператорГенерал-прокурорПравительствующийСенатПредседательКомитетминистровОбер-прокурорСвятейший СинодПредседательГосударственный советМинистрыМинистерстваБыл создан Государственный совет.

Слайд 27Почему проект Сперанского фактически не был реализован?

Обратимся к историческому источнику:

«Самый

недальновидный человек понимал, что вскоре наступят новые порядки, которые перевернут

вверх дном весь существующий строй. Об этом уже говорили открыто, не зная ещё, в чём состоит угрожающая опасность. Богатые помещики, имеющие крепостных, теряли голову при мысли, что конституция уничтожит крепостное право и что дворянство должно будет уступить шаг вперёд плебеям. Недовольство высшего сословия было всеобъемлющим».
(Из воспоминаний попечителя Петербургского
учебного округа Д. П. Рунича).

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского

Почему проект Сперанского фактически не был реализован?Обратимся к историческому источнику:«Самый недальновидный человек понимал, что вскоре наступят новые

Слайд 28Высшие сановники, придворные, дворянство воспринимали проекты Сперанского в штыки, опасаясь,

что подобные реформы подорвут основы государства. Попытки Александра I предоставить

гражданские права крепостным также вызывали негодование крупного дворянства.


Точку зрения консервативно
настроенных кругов общества
выразил
Николай Михайлович Карамзин
в своей
«Записке о древней и новой России».

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского

Николай Михайлович
Карамзин (1766 – 1826),
историк, писатель

Высшие сановники, придворные, дворянство воспринимали проекты Сперанского в штыки, опасаясь, что подобные реформы подорвут основы государства. Попытки

Слайд 29По этим причинам Александр I вынужден был прекратить осуществление реформ:

слишком свежа была в памяти судьба отца.

Император прекрасно понимал,

что резкая критика Сперанского, по существу, направлена в его собственный адрес. Сперанского обвиняли даже в предательстве за его симпатии к порядкам во Франции, которые он якобы хотел ввести в России в угоду Наполеону.

Царь более не мог сдерживать волну критики и принял решение об отставке Сперанского. Не последнюю роль здесь сыграло намерение императора объединить общество накануне приближающейся войны с Наполеоном. В марте 1812 г. Сперанский был выслан в Нижний Новгород, а затем в Пермь.

Как нам следует оценить деятельность Сперанского?

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского

По этим причинам Александр I вынужден был прекратить осуществление реформ: слишком свежа была в памяти судьба отца.

Слайд 30«В историю России Сперанский вошёл в качестве великого неудачника. И

в самом деле, ни один из его реформаторских замыслов не

был осуществлён в сколько-нибудь полной мере – большей части созданных им проектов государственных преобразований суждено было остаться на бумаге, их даже не пытались реализовать на практике. Но можно ли сказать, что он жил бесплодно? Что напрасно бросил свою душу и талант в пучину политики?»

Важно то, что, хотя проекты Сперанского и не были реализованы, его реформаторские поиски и планы составили ту основу, на которой в дальнейшем вырабатывались проекты преобразований.

Историк В. А. Томсинов о деятельности
М. М. Сперанского:

«В историю России Сперанский вошёл в качестве великого неудачника. И в самом деле, ни один из его

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика