Слайд 1Организация социальной защиты в пенитенциарных учреждениях. Социальная помощь, освободившимся из
мест лишения свободы
Выполнила: ст. гр. 9401
Шараева Ольга
Слайд 21. Правовое поле социальной работы в пенитенциарных учреждениях
Правовое основание социальной
работы промежуточно зафиксировано в основном законе государства – Конституции РФ.
Статья 7 Конституции РФ гласит: «1. РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
Слайд 3Осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному
социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности
и родам. Пособия по беременности и родам выплачиваются осужденным женщинам независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств
Осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации
Слайд 4Выплата пенсий осужденным осуществляется органами социальной защиты населения по месту
нахождения исправительного учреждения путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных
Осужденные,
утратившие трудоспособность в период отбывания лишения свободы, имеют право на возмещение ущерба в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации
Слайд 5В уголовно-исправительном Кодексе России оговариваются следующие направления социальной работы: восстановление,
сохранение и поддержание социально-полезных связей осужденным с внешним миром
Слайд 62. Особенности социального обслуживания лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы
Цель
социальной работы с осужденными в исправительном учреждении - создание предпосылок
для исправления и ресоциализации осужденных, а также для их успешной адаптации после освобождения из мест лишения свободы
Социальная работа проводится со всеми осужденными, нуждающимися в материальной, юридической, психологической и иной помощи
Слайд 7осуществление социальной диагностики осужденных, выявление лиц, нуждающихся в приоритетной социальной
помощи, разработка индивидуальных программ по работе с ними;
комплексное изучение
личности осужденных, нуждающихся в социальной помощи, совместно с сотрудниками психологической и других служб исправительного учреждения;
обеспечение нуждающихся лиц квалифицированной социальной помощью, стимулирование осужденных на самостоятельное решение своих социальных проблем;
Основными функциями группы социальной защиты осужденных являются следующие:
Слайд 8содействие укреплению положительных социальных связей осужденных с внешней социальной средой;
привлечение
осужденных к деятельности по решению вопросов социальной направленности, организационное и
методическое руководство работой секции социальной помощи;
организация непрерывной работы по подготовке осужденных к освобождению;
оказание содействия в вопросах трудового и бытового устройства осужденных, освобождающихся из исправительного учреждения
Основными функциями группы социальной защиты осужденных являются следующие:
Слайд 93. Проблемы организации социальной помощи граждан пожилого возраста из числа
бывших заключенных
Одной из наиболее социально-незащищенных категорий в исправительном учреждении являются
осужденные пожилого возраста. Они имеют сложный комплекс трудноразрешимых социальных проблем, нужд, представляющих угрозу для их равноправного существования в исправительном учреждении, разрешить которые самостоятельно они не могут. Эти осужденные нуждаются в различных видах постоянной помощи (материальной, морально-психологической, медицинской, юридической, пенитенциарно-педагогической и иной), поддержке, защите
Слайд 10
Это обеспечение осужденных, освобождающихся из ИУ всеми необходимыми документами. Основным
из них, без которого невозможно решение ни одного вопроса, связанного
с ресоциализацией осужденного, является паспорт гражданина РФ;
Восстановление социально полезных связей осужденных (направление с этой целью запросов в ОВД, переписка с родственниками и др.). Особую важность при этом приобретает взаимодействие специалиста по социальной работе с начальниками отрядов, а также сотрудниками других подразделений ИУ;
Необходимо выявить также осужденных, имеющих право на получение пенсии, и принять своевременные меры по их пенсионному обеспечению после освобождения. Пенсионное законодательство выделяет два вида пенсий по инвалидности: трудовые пенсии; пенсии по государственному пенсионному обеспечению. После освобождения пенсионера из мест лишения свободы пенсионное дело пересылается к месту его жительства или к месту пребывания по запросу органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на основании заявления пенсионера, справки об освобождении из мест лишения свободы и документа о регистрации, выданного органами регистрационного учета.
Пожилые часто сталкиваются с тем, что возвращаясь домой у них нет собственного жилья. Следствием такого положения является то, что осужденные пожилого и старческого возраста, инвалиды часто оказываются в социальных приютах. Специалист должен собрать необходимые документы для направления в дома-интернаты
Проблемы организации социальной помощи граждан пожилого возраста из числа бывших заключенных могут быть следующие:
Слайд 114. Учреждения социального обслуживания, оказываемые услуги лицам, освободившимся из мест
заключения
Специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов является стационарным учреждением социального
обслуживания в государственной системе органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации
Слайд 12Целью создания специального дома-интерната является предоставление постоянного проживания гражданам, частично
или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном
постороннем уходе
Основными задачами специального дома-интерната являются: осуществление социальной защиты проживающих в нем лиц путем стабильного материально-бытового обеспечения, создания для них должных условий жизни и благополучного микроклимата; осуществление мероприятий по социально-трудовой реабилитации проживающих с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных способностей к бытовой, социальной и профессиональной деятельности, интеграции их в общество; организация ухода и надзора за проживающими, их досуга, оказание им медицинской помощи, проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий
Слайд 13Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста, освободившихся из мест заключения,
является некоммерческой организацией, создаваемой в форме учреждения социального обслуживания, находящегося
в ведении органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или муниципальных органов социальной защиты населения и осуществляющего на территории города, района города или района организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста, освободившимся из мест заключения.
Цель деятельности Центра: осуществление на закрепленной территории организационной, практической и методической деятельности по социальному обслуживанию и оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста, освободившимся из мест заключения.
Слайд 14консультативный центр: Учреждение социального обслуживания, предназначенное для защиты прав и интересов
граждан, их адаптации в обществе путем содействия в решении социальных,
психологических и юридических вопросов
отделение учреждения социального обслуживания: Структурное подразделение учреждения социального обслуживания, предоставляющее конкретные социальные услуги в соответствии с функциями этого учреждения
психоневрологический интернат: Учреждение социального обслуживания, предназначенное для постоянного, временного [(сроком до 6 месяцев) или пятидневного в неделю] проживания престарелых и инвалидов (старше 18 лет), страдающих хроническими психическими заболеваниями, и предоставления им необходимых социальных услуг
центр психолого-педагогической помощи: Учреждение социального обслуживания, предназначенное для оказания гражданам специализированной психолого-педагогической помощи
центр экстренной психологической помощи по телефону: Учреждение социального обслуживания, предназначенное для оказания гражданам экстренной психологической помощи по телефону в соответствии с поступающими от клиентов запросами
центр социальной адаптации несовершеннолетних и молодежи: Учреждение социального обслуживания, предназначенное для социальной адаптации на первоначальном этапе самостоятельной жизни выпускников детских домов и школ-интернатов для детей, оставшихся без попечения родителей, специальных школ-интернатов для детей, имеющих отклонения в умственном и физическом развитии, специальных учебно-воспитательных учреждений, домов-интернатов для детей-инвалидов, несовершеннолетних и молодых людей, вернувшихся из воспитательных колоний, следственных изоляторов и других учреждений принудительной изоляции
Слайд 15Организация работы учреждений социального обслуживания осужденных и лиц, освободившихся из
мест лишения свободы
Слайд 161. Специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов, освободившихся из мест
заключения: цель, задачи, структура, направления деятельности
Специальный дом-интернат (специальное отделение)
для престарелых и инвалидов является стационарным учреждением социального обслуживания в государственной системе органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации
Специальный дом-интернат создается по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и находится в ведении вышестоящего органа социальной защиты населения соответствующего субъекта Российской Федерации.
Специальный дом-интернат является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и иные счета в учреждениях банка, обладает на праве оперативного управления обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. При недостаточности средств по обязательствам специального дома-интерната отвечает соответствующий орган управления социальной защиты населения
Специальный дом-интернат осуществляет свою деятельность под руководством вышестоящего органа социальной зашиты населения по подчиненности. Орган социальной зашиты населения субъекта Российской Федерации осуществляет координацию деятельности специальных домов-интернатов, расположенных на его территории, и контрольные функции за их деятельностью в пределах своей компетенции
Слайд 17Целью создания специального дома-интерната является
предоставление постоянного проживания гражданам, частично или
полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем
уходе из числа: освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор; ранее судимых или неоднократно привлекавшихся к административной ответственности за нарушение общественного порядка и занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством: систематически и грубо нарушающих правила внутреннего распорядка в домах-интернатах для престарелых и инвалидов общего типа государственной системы органов социальной защиты населения
Слайд 18Основными задачами специального дома-интерната являются:
осуществление социальной защиты проживающих в нем
лиц путем стабильного материально-бытового обеспечения, создания для них должных условий
жизни и благополучного микроклимата; осуществление мероприятий по социально-трудовой реабилитации проживающих с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных способностей к бытовой, социальной и профессиональной деятельности, интеграции их в общество; организация ухода и надзора за проживающими, их досуга, оказание им медицинской помощи, проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий
Слайд 192. Виды социальных услуг, оказываемые в специальном доме-интернате для престарелых
и инвалидов
Учреждение предоставляет следующие виды услуг:
Социально-бытовые, направленные на поддержание
жизнедеятельности в быту;
Социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;
Социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в обществе;
Слайд 20Учреждение предоставляет следующие виды услуг:
Социально-педагогические, направленные на формирование позитивных
интересов, в т.ч. в сфере досуга;
Социально – экономические, направленные
на поддержание и улучшение жизненного уровня;
Социально – правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан
Слайд 213. Воспитательная колония: цель, задачи, функции, структура
Воспитательная колония это исправительное
учреждение, предназначенное для исполнения наказаний в виде лишения свободы в
отношении лиц женского и мужского пола, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, а также, при наличии условий, содержания под стражей несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых
Слайд 22Цели воспитательного центра:
- исправление осужденных;
- предупреждение совершения новых преступлений как
осужденными, так и иными лицами;
- обеспечение эффективной ресоциализации осужденных к
условиям жизни в современном обществе на основе применения индивидуальных форм воздействия.
Слайд 23- исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении
лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте;
- создание условий, исключающих возможность
подозреваемым и обвиняемым скрыться от следствия или суда, а осужденным к лишению свободы, уклониться от отбывания наказания;
- исполнение приговоров, постановлений и определений судов, актов амнистии и помилования в отношении содержащихся в воспитательном центре осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
- обеспечение правопорядка и законности при исполнении наказаний в виде лишения свободы, и содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
- обеспечение личной безопасности персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории воспитательного центра;
- обеспечение личной безопасности содержащихся в воспитательном центре осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
- соблюдение прав и законных интересов содержащихся в воспитательном центре осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
- обеспечение охраны, изоляции и надзора;
- обеспечение единого учебно-воспитательного процесса, создание условий для получения общего и профессионального образования (профессиональной подготовки) осужденными, а также подозреваемыми и обвиняемыми в совершении преступлений;
- обеспечение различных условий отбывания наказания в воспитательном центре;
- осуществление оперативно-розыскной деятельности;
- оказание помощи осужденным в социальной и трудовой адаптации;
- организация жизнедеятельности воспитательного центра, развитие его материально-технической базы и социальной сферы.
Задачи воспитательной колонии:
Слайд 24Функции воспитательного колонии:
осуществление приема, размещения и содержания осужденных, подозреваемых
и обвиняемых в соответствии с установленными нормами и требованиями;
осуществление, в
установленном порядке, учета осужденных, подозреваемых и обвиняемых;
обеспечение условий для проведения длительных и краткосрочных свиданий, телефонных переговоров, приема и передачи почтовых отправлений;
осуществление конвоирования осужденных, подозреваемых и обвиняемых внутри и за пределами воспитательного центра;
выявление, предупреждение и пресечение преступлений и других правонарушений со стороны осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
организация и проведение социальной, психологической и педагогической (воспитательной) работы, направленной на формирование у осужденных, законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получение начального профессионального образования, профессиональной подготовки, повышение образовательного и культурного уровня;
Слайд 25- обеспечение взаимодействия с государственными органами, общественными объединениями, религиозными организациями
и средствами массовой информации по вопросам, относящимся к компетенции воспитательного
центра;
- оказание содействия лицам, освобождающимся из воспитательного центра, в вопросах трудового и бытового устройства;
- осуществление эксплуатации зданий, сооружений и инженерно-технических средств охраны и надзора и поддержание их в исправном состоянии;
- осуществление противопожарных и противоэпидемиологических мероприятий, предусмотренных государственными стандартами, нормами и правилами;
- обеспечение учебно-производственных (трудовых) мастерских материально-техническими и трудовыми ресурсами, транспортным и энергетическим обслуживанием;
Функции воспитательной колонии:
Слайд 26Типовая структура воспитательного центра не предусматривает создание помещения, функционирующие в
режиме следственного изолятора и включает в себя следующие составные элементы:
жилые блоки для раздельного проживания осужденных в обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказаний, льготные условия отбывания наказаний (реабилитационный центр), ДИЗО (дисциплинарный изолятор), карантинное отделение, здания и сооружения общего назначения
Структура воспитательной колонии
Слайд 274. Группа социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы
Группа является
структурным подразделением исправительного учреждения
В состав группы входят: старший специалист по
социальной работе с осужденными, старший инспектор по трудовому и бытовому устройству осужденных
Слайд 28Основными целями группы являются создание предпосылок для исправления и ресоциализации
осужденных, а также для их успешной адаптации после освобождения из
мест лишения свободы
Слайд 29Основными задачами группы являются:
выявление и решение социальных проблем осужденных, оказание
им дифференцированной социальной помощи, координирование деятельности других служб исправительного учреждения
в решении данных вопросов;
подготовка осужденных к освобождению, организация занятий в “Школе подготовки осужденных к освобождению”, привлечение к их проведению заинтересованных служб учреждения, муниципальных социальных служб;
содействие в восстановлении и укреплении социально полезных связей осужденных, их трудовом и бытовом устройстве после освобождения, решение вопросов, связанных с пенсионным обеспечением осужденных;
выявление лиц и принятие мер по получению документов, удостоверяющих личность осужденного, а также подтверждающих его право на социальное обеспечение;
привлечение специалистов различных служб социальной защиты населения к оказанию помощи осужденным, в том числе консультативной;
привлечение общественности к решению социальных проблем осужденных, в том числе в трудовом и бытовом устройстве после освобождения из исправительного учреждения
Слайд 305. Должностные обязанности старшего специалиста по социальной работе в воспитательной
колонии
Старший специалист по социальной работе обязан:
осуществлять социальную диагностику, выявлять социальные
проблемы конкретных осужденных, их групп и определять пути их разрешения;
составлять совместно с заинтересованными службами исправительного учреждения социальную карту осужденного;
составлять ежеквартальные планы работы группы и утверждать их у заместителя начальника исправительного учреждения по кадрам и воспитательной работе;
оказывать осужденным индивидуальную помощь, информировать и консультировать их по вопросам пенсионного, иного социального обеспечения; осуществлять руководство секцией социальной помощи осужденным;
вести учет проделанной работы, анализировать ее результаты и влияние на исправление осужденных;
Слайд 31Старший специалист по социальной работе обязан:
вести учет пенсионеров и лиц,
имеющих право на получение пенсий и социальных пособий, с момента
наступления у осужденного права на получение пенсии оформлять необходимые документы и направлять их в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, сообщать органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, об изменении состава пенсионеров в исправительном учреждении, осуществлять контроль за своевременным перечислением пенсий и социальных пособий органами социальной защиты населения и принимать необходимые меры по устранению недостатков;
готовить необходимые документы для получения осужденными паспорта установленного образца, а также совместно с другими службами принимать меры по получению документов, подтверждающих право осужденных на социальное обеспечение;
оказывать содействие осужденным в восстановлении социальных связей с родственниками, трудовыми коллективами и учебными заведениями, общественными и религиозными организациями;
своевременно информировать руководство исправительного учреждения о проблемах в сфере социального обеспечения осужденных
Слайд 326. Опыт социальной работы с осужденным в РФ
Социальная служба
выступает как способ реабилитации осужденных.
Социальная работа по восстановлению семейных привязанностей
является одним из важнейших направлений социальной работы в пенитенциарных учреждениях. Она складывается из двух направлений: работа с осужденным и с родственниками и имеет целью установление социально положительных факторов, которые остались между осужденным и его родными с использованием их в перспективе в исправительной работе
Семья раскрывается в нескольких плоскостях: в экономической (минимум благосостояния), социальной (защита и продвижение) и психолого-педагогической (рождение детей и эмоциональная близость)
Слайд 33Социальная реабилитация осужденных должна иметь не только морально-психологическую, но и
юридическую основу: Закон о социальной реабилитации бывших осужденных; ответственность местных
органов власти; правовые гарантии на сохранение жилья, на трудовое и бытовое устройство после освобождения. Для ускорения процесса реабилитации необходимо создание центров и домов социальной реабилитации, общественных фондов, индивидуального поручительства и поручительства трудовых коллективов предприятий. Сейчас в колониях вводится должность социального работника, идет гуманизация в рамках режима отношения к осужденным со стороны сотрудников исправительных учреждений
Слайд 34Организация социального обслуживания
беженцов и вынужденных переселенцев
Слайд 351. Государственная миграционная политика в РФ: цели, задачи, принципы. Направления
государственной миграционной политики в РФ
Цели государственной миграционной политики Российской
Федерации:
а) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения Российской Федерации;
б) стабилизация и увеличение численности постоянного населения Российской Федерации;
в) содействие обеспечению потребности экономики Российской Федерации в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей
Слайд 36Задачи государственной миграционной политики Российской Федерации:
а) создание условий и стимулов
для переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников,
проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан;
б) разработка дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы;
в) содействие развитию внутренней миграции;
г) содействие образовательной миграции и поддержка академической мобильности;
д) выполнение гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов;
е) содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом;
ж) противодействие незаконной миграции.
Слайд 37Принципы государственной миграционной политики Российской Федерации:
а) обеспечение прав и свобод
человека и гражданина;
б) недопустимость любых форм дискриминации;
в) соблюдение норм национального
и международного права;
г) гармонизация интересов личности, общества и государства;
д) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, развитие институтов социального партнерства и гражданского общества;
е) защита национального рынка труда;
ж) дифференцированный подход к регулированию миграционных потоков в зависимости от целей и сроков пребывания, социально-демографических и профессионально-квалификационных характеристик мигрантов;
з) учет особенностей регионального развития;
и) открытость и доступность информации о миграционных процессах и принимаемых решениях в области реализации государственной миграционной политики Российской Федерации;
к) научная обоснованность принимаемых решений.
Слайд 38Приоритетные направления государственной миграционной политики России:
Предупреждение, предотвращение и минимизация негативных
последствий стимулированных миграционных потоков;
Адаптация и интеграция мигрантов на новом месте;
Пресечение
незаконной миграции;
Обеспечение регулирования внешней трудовой миграции, социальной защиты трудящихся мигрантов;
Добровольное возвращение мигрантов.
Слайд 392. Концепция регулирования миграционных процессов в РФ: цели, принципы, задачи,
основные направления
Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации представляет собой
систему целей, основных задач и направлений действий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере управления миграционными процессами
Слайд 40Цель регулирования миграционных процессов в Российской Федерации – обеспечение устойчивого
социально-экономического и демографического развития, принципов национальной безопасности Российской Федерации, удовлетворение
потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения по территории страны, реализация интеллектуального и трудового потенциала мигрантов, построение демократического общества
Слайд 41Регулирование миграционных процессов в Российской Федерации основывается на следующих принципах:
приверженность
общепризнанным принципам и нормам международного права в области защиты прав
и свобод человека и гражданина;
защита геополитических интересов Российской Федерации;
обеспечение национальной безопасности российской Федерации;
соблюдение и защита прав мигрантов, недопустимость их дискриминации по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям;
исполнение федеральных законов, иных законодательных актов и международных обязательств Российской Федерации в области миграции и их единообразного применения в субъектах Российской Федерации;
обеспечение баланса прав и законных интересов местного населения, мигрантов, в том числе лиц, ищущих убежища на территории Российской Федерации;
сочетание интересов личности и государства;
дифференцированный подход государства к решению проблем различных категорий мигрантов;
взаимодействие законодательных (представительных) органов и органов исполнительной власти с общественными объединениями;
приоритетное оказание государственной помощи наиболее нуждающимся категориям вынужденных мигрантов, стимулирование добровольного переселения и создания условий для само обеспечения мигрантов;
защита национального рынка труда, протекционизм в отношении граждан Российской Федерации
Слайд 42Для достижения поставленных целей органы государственной власти и органы местного
самоуправления должны решить следующие задачи:
1. В области внешних отношений:
защита прав
и интересов российских граждан, а также интересов Российской Федерации при разработке и реализации межгосударственных, межправительственных, межведомственных договоров;
выработка и реализация на межгосударственном уровне механизмов решения проблем лиц, ищущих убежища на территории Российской Федерации, беженцев и вынужденных переселенцев;
сотрудничество Российской Федерации с другими государствами в целях предотвращения и мирного разрешения межнациональных и этнополитических конфликтов;
заключение международных договоров Российской Федерации по:
- выдворению (депортации) лиц, представляющих угрозу для безопасности государства либо нарушающих миграционное законодательство Российской Федерации;
- регулированию миграционных процессов и обмену соответствующей информацией со странами исхода мигрантов, в том числе в целях предотвращения и пресечения незаконной миграции, обеспечения безопасности государства;
- упрощению приграничной торговли, облегчению культурных, бытовых и иных контактов;
содействие реализации прав соотечественников, проживающих за рубежом, обеспечение их духовных и иных связей с Россией
Слайд 432. В области законодательства Российской Федерации:
совершенствование законодательства Российской Федерации по
следующим вопросам:
- свобода передвижения, выбор места жительства и пребывания, соблюдение
прав и свобод человека и гражданина;
- регламентирование иммиграции и последующего пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, пресечение незаконной миграции, в том числе незаконной трудовой миграции;
- установление механизмов выдворения (депортации) и ответственности за нарушение установленных правил пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также устанавливать уголовную ответственность за организацию незаконной миграции;
- противодействие международному терроризму и политическому экстремизму, в том числе предусматривающие меры пограничного и иммиграционного контроля;
- укрепление правовой основы борьбы с транснациональной организованной преступностью, действующей на канале незаконной миграции;
- использование иностранной рабочей силы, установление приоритетного права граждан Российской Федерации на занятие вакантных рабочих мест;
- временное трудоустройство российских граждан за рубежом;
- обеспечение государственной поддержки отдельным категориям вынужденных мигрантов;
приведение нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации в области миграции в соответствие с федеральным законодательством
Слайд 443. В информационной сфере:
научная проработка, экспертиза, обеспечение экономического обоснования принимаемых
решений;
организация проведения мониторинга миграционной обстановки в регионах Российской Федерации, сопредельных
и иных государствах;
создание федеральной системы учета российских юридических лиц, филиалов и представительств иностранных юридических лиц, деятельность которых связана с организацией международного туризма, приемом иностранных граждан для обучения и лечения, привлечением и использованием иностранной рабочей силы, а также с трудоустройством российских граждан за рубежом;
создание единой системы учета иностранных граждан, обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации;
создание федерального автоматизированного банка данных дактилоскопической регистрации иммигрантов, подозреваемых в совершении преступлений, а также совершивших административные правонарушения;
формирование общественного мнения, способствующего эффективной реализации миграционной политики Российской Федерации;
содействие средствам массовой информации в объективном информировании населения Российской Федерации о проблемах мигрантов;
содействие в получении иностранными гражданами, соотечественниками, проживающими за рубежом, необходимой информации об условиях переезда и проживания в Российской Федерации;
совершенствование системы сбора и распространения информации о социально-экономической в субъектах Российской Федерации
Слайд 45Основные направления:
Обеспечение контроля за иммиграционными процессами в Российской Федерации, сокращение
нелегальной иммиграции
Обеспечение условий для интеграции вынужденных мигрантов в социальную среду
Содействие
привлечению иммигрантов в Российскую Федерацию, исходя из необходимости обеспечения экономики страны трудовыми ресурсами
Осуществление вхождения Российской Федерации в международный рынок труда, регулирование экономической миграции квалифицированных кадров
Создание условий для добровольного возвращения вынужденных мигрантов в места их прежнего проживания
Поддержка и развитие взаимоотношений с соотечественниками за рубежом
Оптимизация направлений и объемов миграционных потоков, содействие более эффективному использованию трудовых ресурсов
Создание условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в важных в геополитическом отношении регионах Российской Федерации
Слайд 463. Нормативно-правовая база социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев:
Международный уровень:
Всеобщая
декларация прав человека (1948) (статья 25);
Женевская Конвенция о защите гражданского населения
во время войны, (1949) (статьи 44, 70);
Дополнительный Протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года;
Международный пакт о гражданских и политических правах (1966)(статьи 2, 12, 13);
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. (1984);
Конвенция о правах ребенка (1989) (статья 22);
Декларация об искоренении насилия в отношении женщин (1994) (статья 34).
Слайд 47Российская Федерация:
Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 02.07.2013)
«О беженцах»
Закон РФ от 19.02.1993 N 4530-1 (ред. от 02.07.2013)
«О вынужденных переселенцах»
Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»
Слайд 48Постановление Правительства РФ от 14.03.1995 N 249 «О порядке формирования
целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и
режиме его использования»
Постановление Правительства РФ от 22.01.1997 N 53 (ред. от 16.04.2008) «Об утверждении Типового положения о центре временного размещения вынужденных переселенцев»
Постановление Правительства РФ от 16.06.1997 N 724 (ред. от 28.03.2008) «О размерах единовременного денежного пособия и Порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем»
Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 N 679 (ред. от 24.12.2008) «Об утверждении Общего положения о месте временного содержания лиц, ходатайствующих о признании беженцами»
Постановление Правительства РФ от 08.11.2000 N 845 «Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации»
Слайд 49Постановление Правительства РФ от 09.04.2001 N 275 «О фонде жилья
для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании»
Постановление Правительства
РФ от 07.06.2001 N 448 (ред. от 24.12.2008) «О получении питания и пользовании коммунальными услугами в центре временного размещения лиц, ходатайствующих о признании беженцами»
Постановление Правительства РФ от 10.05.2011 N 356 (ред. от 27.10.2012) «Об удостоверении беженца»
Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 302 «О некоторых вопросах, связанных со сроком действия свидетельств о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
Постановление Правительства РФ от 18.06.2012 N 595 «О порядке оказания содействия иностранному гражданину (лицу без гражданства), получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, признанному беженцем или получившему временное убежище на территории Российской Федерации, в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания на территории Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
Слайд 50Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от
02.07.2013)
Статья 97. Назначение жилых помещений фондов для временного поселения вынужденных
переселенцев и лиц, признанных беженцами
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.11.2013)
Статья 18.12. Нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил пребывания (проживания) в Российской Федерации
Слайд 514.Социальные учреждения и организации, занимающиеся решением проблем мигрантов. Виды, оказываемой
помощи
мигрантам
Учреждение социальной помощи для лиц без определенного места жительства и
занятий: Учреждение социального обслуживания (дом ночного пребывания, социальный приют, социальная гостиница, центр или отделение социальной адаптации), предназначенное для предоставления ночлега или временного места пребывания лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий, в первую очередь лицам пожилого возраста и инвалидам, а также для социальной реабилитации и адаптации к условиям жизни в обществе лиц, утративших социально полезные связи
Слайд 52Комплексный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства
и занятий: Учреждение социального обслуживания по оказанию содействия лицам без
определенного места жительства и занятий в предоставлении им необходимых социальных услуг
Слайд 53Виды помощи мигрантам:
- санитарная обработка (помывка в душе, обработка от
педикулёза, дезинфекция одежды и вещей, стрижка);
- предоставление временной регистрации и
койко-места для ночлега с постельными принадлежностями и бельём;
- предоставление продуктовых наборов (в пределах выделяемых из областного бюджета средств), одежды (из фонда Центра);
Слайд 54
- консультации по вопросам социальной адаптации, трудоустройства, медицинского обслуживания, социальных
выплат, другим вопросам;
- оказание содействия в восстановлении документов (паспорт, пенсионное
удостоверение, ветеранские удостоверения и т.д.);
- оказание содействия в назначении, перерасчёте, выплате пенсий, установлению группы инвалидности, направлению в дома-интернаты, медицинские учреждения органов здравоохранения, другие социальные учреждения;
- оказание содействия в трудоустройстве и социальной интеграции в общество;
- оказание единовременной материальной помощи (по решению комиссии)
Виды помощи мигрантам:
Слайд 55Социальная работа с мигрантами в РФ осуществляется в следующих направлениях:
Трудовая
и профессиональная адаптация мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев;
Решение проблем материальной компенсации
понесенного мигрантам ущерба ( предоставление жилья, оказание необходимой медицинской помощи, назначение и выплата пособий и т.д.);
Формирование и последующее развитие гармоничной системы взаимоотношений мигрантов с местным населением;
Формирование и развитие системы правовой защиты мигрантов, пресечение и недопущение всех форм дискриминации;
Психологическая адаптация и реабилитация мигрантов;
Создание условий, необходимых для успешной интеграции мигрантов в новое для них общество