Слайд 1Сознание
Вакуленко Любовь Сергеевна,
кандидат педагогических наук, доцент
Слайд 2КСР к 13.02
Подготовка схем-кластеров:
Структура сознания
Функции сознания
Источник: учебник «Психология» под ред.
И.В. Дубровина, глава «Сознание».
Форма предоставления: 1-2 страницы формата А4. Возможен
как печатный, так и рукописный варианты предоставления.
Слайд 3Сознание – это воспроизведение человеком идеального образа своей
деятельности и идеального
представительства в ней позиций других людей.
Сознание – рефлексия субъектом действительности,
своей деятельности, самого
себя.
Слайд 4Сознание является частью психики, т.к. в ней происходят не только
сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.
Сознательными называются такие
психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые, следовательно, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или чувствует.
Слайд 5Факторы, которые определяют возникновение и развитие сознания
Внешними детерминаторами сознания являются
природа и общество.
Сознание присуще лишь человеку, возникает и развивается
лишь в условиях общественной жизни. Однако оно обусловлено не только социально.
Внешняя действительность для животного — природа; для человека — природа и общество.
Поэтому сознание человека детерминировано внешними факторами двояко: явлениями и законами природы и общественных отношений.
Слайд 6Сознание человека подчинено еще действию законов нейрофизиологии и психологии (общей
и социальной), т. е. имеет еще и внутреннюю, психофизическую детерминацию.
Это ощущения, восприятия и представления, мысли, эмоции, чувства, память, воображение и пр.
Психологические формы — это как бы соединяющиеся сосуды, в которых «переливается» все содержание сознания.
Слайд 7Отличительные черты психики и сознания
С одной стороны, ряд живых существ
обладает такими органами чувств или таким развитием общих с человеком
анализаторов, которые отсутствуют или неразвиты у человека; с другой стороны, чувственная форма или сторона сознания человека как результат навыков, воспитания, культуры и техники стоит на несравнимо более высоком уровне, чем чувственность животных.
Глаз художника, ухо музыканта, чувства современного человека, вооруженного микроскопом и телескопом, сейсмографом, средствами видения в темноте, на больших расстояниях и т. д., знают о вещах и их свойствах несравненно больше, чем органы чувств животных, несмотря на специфическое развитие некоторых из этих органов у последних.
Слайд 82. Большая роль в жизнедеятельности человека рациональной формы сознания сравнительно
с чувственной.
Все развитие культуры вело не только к тому,
что действия человека становились все более разумными, не непосредственно импульсивными, а обдуманными, но и к тому, что сама чувственность обрабатывалась, меняя свое животное лицо, и теряла свое господство в сознании, подчиняясь рациональному началу.
Слайд 93. Совершенствование качества сознания:
а) развитие все большей широты и абстрактности
обобщений;
б) в уменьшение роли в них чувственного элемента;
в) всё больший
отход абстракций от непосредственного практического
приложения.
Слайд 104. Развитие у человека особых, новых сравнительно с животными форм
рационального познания: понятийного мышления и связанной с ним членораздельной речи,
оценочного мышления и целевого характера мышления и поведения.
Отличительной особенностью сознания человека является, наконец, развитие общественного сознания, его сторон и форм: общественной психологии, идеологии, науки, искусства, морали, религии, философии. Общественное сознание есть не только достояние всего человечества, но и входит в содержание сознания каждого человека.
Слайд 11Структура сознания
Сознание структурно организовано, представляет собой целостную систему.
В структуре
сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты как осознание
вещей, а также переживание, т.е. определенное отношение к содержанию того что отражается.
Ощущения, восприятие, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания.
Сознание включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент..
Слайд 12Чувства, эмоции суть компоненты структуры сознания. Однако сознание - это
не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное, сложно-структурированное
целое.
Слайд 13Источники сознания
Внешний предметный и духовный мир; природные, социальные и духовные
явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов.
Социокультурная среда, общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания.
Весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний.
Мозг как макроструктурная природная система, состоящая из множества нейронов, их связей и обеспечивающая на клеточном (или клеточно-тканевом) уровне организации материи осуществление общих функций сознания.
Слайд 14Источником индивидуального сознания являются не сами по себе идеи и
не сам по себе мозг. Источник сознания не мозг, а
отображаемое – предметный мир.
Слайд 15Функции сознания
Функции сознания — это такие его свойства, которые делают сознание
орудием, инструментом познания, общения, практического действия.
Получение знания о природе, обществе
и человеке.
Отражательная.
Творческая (как активное воздействие на окружающую действительность, ее преобразование).
Оценка явлений действительности (в том числе и совершаемого человеком) - самооценка.
Слайд 16Сознание – это высшая форма отражения мира, свойственная только человеку.
Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями.