Слайд 1СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Доктор философски наук
Чубаров Игорь Михайлович
ТюмГУ
i.m.chubarov@utmn.ru
Кандидат философских наук:
Паткуль Андрей Борисович
Санкт-Петербургский государственный университет
E-mail: a.patkul@spbu.ru
Слайд 2СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЯ
СОЗНАТЕЛЬНОЕ: элемент субъективности, характеризующийся ясными и отчетливыми
представлениями.
(2) БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ: Элемент субъективности, характеризующийся смутными представлениями. В пределе степень
ясности этих представлений = 0.
Слайд 3КЛАССИЧЕСКАЯ МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЕЛМЫ
РЕНЕ ДЕКАРТ VS. ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ
Слайд 4РЕНЕ ДЕКАРТ (1596 – 1650)
1. Фундаментальный тезис “Cogito ergo sum”.
2.
Принципиальное различие мыслящей (сознательное) и протяженной субстанций (бессознательное).
3. В итоге:
(а) субъективное = сознательное. Все представления отчетливы; (б) сознание = самосознание (ego cogito = ego cogito me cogitare)
Слайд 5ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ (1646 – 1716)
Лейбниц первым допустил возможность абсолютно
неотчетливых, т.е., по сути, бессознательных представлений.
ЦИТАТА – 1: Преходящее состояние,
которое обнимает и представляет собой множество в едином или в простой субстанции, есть не что иное, как то, что называется восприятием (перцепцией), которое нужно отличать от апперцепции, или сознания, как это будет выяснено в следующем изложении. И здесь картезианцы сделали большую ошибку, считая за ничто несознаваемые восприятия. Это же заставило их думать, будто одни лишь духи бывают монадами и что нет вовсе душ животных или других энтелехий; поэтому же они, разделив ходячие мнения, смешали продолжительный обморок со смертью в строгом смысле. А это заставило их впасть в схоластический предрассудок, будто душа может совершенно отделиться от тела, и даже укрепило направленные в другую сторону умы во мнении о смертности душ. (Лейбниц Г.В. Монадология П. 14. Соч. Т.1, С. 415).
Слайд 6ЛЕЙБНИЦ: ЦИТАТА - 2
Ибо мы в самих себе можем наблюдать
такое состояние, в котором мы ни о чем не помним
и не имеем ни одного ясного восприятия, как, например, когда мы падаем в обморок или когда мы отягчены глубоким сном без всяких сновидений. И этом состоянии душа не отличается заметным образом от простой монады; но так как это состояние непродолжительно и душа освобождается от него, то она есть нечто большее, чем простая монада. И отсюда вовсе не следует, чтобы простая субстанция тогда вовсе не имела восприятий. Этого даже и не может быть, именно но вышеприведенным основаниям: монада ведь не может погибнуть, она не может также и существовать без всякого состояния, которое есть не что иное, как ее восприятие. Но когда у нас бывает большое количество малых восприятий, в которых нет ничего раздельного, тогда мы лишаемся чувств; например, когда мы несколько раз подряд будем поворачиваться в одном и том же направлении, то у нас появится головокружение, от которого мы можем упасть в обморок и которое ничего не дозволяет нам ясно различать. И смерть может на некоторое время приводить животных в такое же состояние. И так как всякое настоящее состояние простой субстанции, естественно, есть следствие ее предыдущего состояния, то настоящее ее чревато будущим. И так как, однако, придя в себя из бессознательного состояния, мы сознаем наши восприятия, то последние необходимо должны были существовать и непосредственно перед тем, хотя бы мы и вовсе не сознавали их, ибо восприятие может естественным путем произойти только от другого восприятия, как и движение естественным путем может произойти только из движения». (Там же. ПП. 20-23. С. 416-417).
Слайд 7ПСИХОАНАЛИЗ: ПСИХОЛОГИЗАЦИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ПРЕДПОСЫЛКА ПСИХОАНАЛИЗА: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – ЭЛЕМЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ.
(Природа,
скорее, внесознательна, несознательна, чем бессознательна)
Слайд 8РЕШАЮЩЕЕ ОТЛЧИИЕ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТРАКТОВКИ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
ЖИЛЬ ДЕЛЁЗ (1925 – 1995): Какой
вклад внес Фрейд? Разумеется, не бессознательное, которое уже имело за
собой чрезвычайно мощную теоретическую традицию. Дело не в том, что у Фрейда нет бессознательных восприятий, но есть бессознательные желания. Вы помните, что у Фрейда есть идея, будто репрезентация может быть бессознательной, а в другом смысле бессознательным может быть также и аффект. Это соответствует восприятию и аппетиций. Однако нововведение Фрейда — в том, что он мыслит бессознательное, — и тут я говорю нечто поистине элементарное, чтобы отметить колоссальную разницу: он мыслит бессознательное в отношениях конфликта, или оппозиции, с сознанием, а не в каких-то дифференциальных отношениях. Одно дело — бессознательное, выражающее дифференциалы сознания, и совсем другое дело — бессознательное, выражающее силу, противостоящую сознанию и вступающую с ним в конфликт. Иными словами, у Лейбница имеется отношение между сознанием и бессознательным, отношение различия к исчезающим различиям, а у Фрейда — отношение оппозиции сил. Я мог бы сказать, что бессознательное притягивает репрезентации, оно вырывает их из сознания: вот уж поистине две антагонистические силы! Я мог бы сказать, что в философском смысле Фрейд зависит от Канта и Гегеля, это очевидно. Те, кто эксплицитно ориентировал бессознательное в направлении конфликта воли, а уже не дифференциала восприятия, — это представители школы Шопенгауэра, которого Фрейд превосходно знал и который представлял линию Канта. И все-таки необходимо сохранить оригинальность Фрейда: в действительности подготовку к фрейдизму можно усмотреть в некоторых философиях бессознательного, но уж точно не в лейбницианском течении. (Делёз. Лекции о Лейбнице. С. 83.)
Слайд 9ЗИГУМНД ФРЕЙД (1856 – 1939)
Фрейд: сознание – своего рода верхушка
айсберга человеческой психики. Все, что находится «под водой», - бессознательное.
Слайд 11СОЗНАНИЕ, ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНОЕ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Слайд 12КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ (1875 – 1961)
В отличие от Фрейда, Юнг
считал, что бессознательное может быть не только индивидуальным, но и
коллективным.
Понятие «коллективное бессознательное».
Понятие «архетипа» - структурный элемент коллективного бессознательного.
Слайд 13ЖАК ЛАКАН (1901 – 1981)
Подлинное поле бессознательного – это язык
Слайд 14ЖАК ЛАКАН: ВООБРАЖАЕМОЕ – СИМВОЛИЧЕСКОЕ - РЕАЛЬНОЕ
«Воображаемое» — это порядок
подобия, изначальной его опорой служит образ собственного «Я», полагаемый по
образу и подобию другого как такого же, как ты.
«Символическое» — это система различий, система означающих, наделенная синтаксисом, язык. Другой с большой буквы, находящийся по ту сторону образа другого воображаемого, является вместилищем и местом символического.
«Реальное» — это диахрония, время, то, к чему субъект имеет доступ через обращение к тому же месту, где впервые был обнаружен объект, которое, однако, никогда не бывает полностью успешным возвращением к тому же самому объекту. Встреча с реальным возможна через травму, которая как раз связана с невозможностью обнаружить объект на том же месте.
Слайд 15Литература для самостоятельного чтения. Ссылки на видеоматериалы.
Литература
Рене Декарт. Размышления
о первой философии. 1 Размышление:
http://psylib.org.ua/books/dekar02/txt03.htm
Готфрид Лейбниц. Монадология: https://archive.is/20050501042128/http://www.philos.msu.ru/libfiles/Leibn_Momad.txt
Зигмунд Фрейд. Я
и оно. 1. Сознание и бессознательное: https://libking.ru/books/sci-/sci-psychology/101312-zigmund-freyd-ya-i-ono.html
(Лакан): https://ru.wikipedia.org/wiki/Воображаемое_
Ссылка на видео:
Cлавой Жижек, Реальность виртуального:
https://www.youtube.com/watch?v=aDI1EKSAfQ4&t=2752s
Оксана Мороз. "Цифровое бессмертие»:
https://www.youtube.com/watch?v=4HNgMhYQmWM
https://www.youtube.com/watch?v=YpcgCgoXYg8
Где могут работать философы, помимо университета:
https://syg.ma/@natella-speranskaja/zachiem-tiekhnologhichieskim-kompaniiam-nuzhny-filosofy-i-kak-ia-ubiedil-google-ikh-naniat
Чубаров И.М.:
https://postnauka.ru/video/100591
Слайд 1610 Вопросов по лекции:
1. Чего не хватает в умозаключении Рене
Декарта:
«Я мыслю, следовательно я существую».
2. Чем отличаются идеи Рене Декарта
и Готфрида Лейбница о природе субъекта, мышления и сознания.
3. Чем перцепция отличается от апперцепции, а сознание от самосознания.
4. Опишите две структуры психики по Фрейду и объясните чем эго отличается от суперэго.
5. Что такое бессознательное по Фрейду.
6. Чем отличается подход Фрейда и Юнга к понятию бессознательного.
7. В каком смысле бессознательное - это язык (по Лакану)
8. Приведите примеры воображаемого, символического и реального в психике, сознании и повседневной практике (Славой Жижек – см. видео на youtube).
9. Возможно ли биологическое, культурное и цифровое бессмертие личности (см лекцию Оксаны Мороз).
10. Какой может быть любовь между людьми в будущем (свободные размышления. См. ролик лектора на Youtube)