Слайд 1
Спартанское физическое воспитание
Слайд 2
Физическая культура Спарты достигла наиболее высокого значения к VI в
до н.э.
Спартанцы (правящий класс) занимались исключительно
военным делом, получая военно-физическую подготовку с раннего детства.
Спартанец-отец обязан был показывать новорожденного ребенка совету старейшин, который оставлял его живым, если тот, по их мнению, был абсолютно здоровым.
Слайд 3
До семилетнего возраста физическое воспитание осуществлялось в семье, где основное
внимание уделялось закаливанию. После 7 лет детей отбирали у родителей
и воспитывали в специальных общественных домах, где, разбив их на группы, с ними занимались государственные воспитатели из наиболее заслуженных вольных граждан.
Главное место в воспитании занимала физическая подготовка.
Воспитание было суровым. Мальчики получали скудную пищу, ходили босиком и, как правило, без верхней одежды.
Слайд 4
Каждый год завершался состязаниями в беге, прыжках, метаниях копья и
диска, различными обрядовыми танцами. При этом использовались различные мистификации.
Например,
состязания устраивались перед открытыми могилами героев прошлого. Из ужесточенных форм испытаний перед посвящением в подростки, в 15-летнем возрасте, был обычай криптий (сокрытие), когда группы численностью 30 — 40 человек под руководством своего воспитателя проходили своеобразные учения в районе мятежных деревень илотов. Название “криптий” связано с тем, что на дома и деревни, считавшиеся наиболее опасными, совершались ночные налеты, жертв уводили и убивали в неизвестном месте.
Слайд 5
По истечении испытательного срока (года) 15-летние подростки попадали в группу
эйренов. Здесь в основе обучения были строевые занятия и овладение
оружием.
Базу собственно физической подготовки составляли пентатлон (пятиборье) и кулачный бой. Кулачный бой, а также приемы рукопашной схватки составляли “спартанскую гимнастику”. Даже танец служил подготовке воина: по ходу ритмических движений требовалось имитировать поединок с противником, метание копья, манипулировать щитом, чтобы увернуться от камней, которые бросали во время танца воспитатели или другие взрослые.
Слайд 6
Достигшие 20-летнего возраста спартанцы снова подвергались испытаниям, а после них
переводились в группу эфебов.
Систематическое военное обучение продолжалось до 30
лет.
До 20 лет девушек обучали подобно юношам.
Когда мужчины уходили в военные походы,
обеспечение порядка становилось
обязанностью отрядов женщин.
Древнегреческий писатель и историк Плутарх
так пишет об этом: “...Девицы также
упражнялись в беге, борьбе, бросании диска и
копья, чтобы их тела были сильны и крепки и чтобы такими же были и рождаемые ими дети. Закаленные такими упражнениями, они могли легче вынести муки деторождения и выйти из них здоровыми”.
Слайд 7
Таким образом, спартанское воспитание в основном было направлено на улучшение
военно-физической подготовленности.
По этому поводу Плутарх говорил следующее: “...Что касается
обучения предметам, то ограничивались лишь абсолютно необходимым. Во всем остальном воспитание было рассчитано на то, чтобы сделать юношей послушными приказаниям, выносливыми в работе, способными сражаться и побеждать”.