Слайд 1Специальные формы обслуживания
К специальным формам обслуживания относятся:
обслуживание по типу «шведский
стол»;
обслуживание по типу «репинский стол»;
кофе-пауза (кафе-брейк);
бизнес-ланч;
воскресный бранч.
Слайд 2Обслуживание по типу
«Шведский стол»
Шведский стол организуют в ресторане или
кафе, когда необходимо обеспечить быстрое обслуживание потребителей.
Для организации шведского стола
выделяют отдельный зал или часть зала. На видном месте вывешивают информацию о режиме работы шведского стола, о стоимости завтрака, обеда или ужина, об ассортименте продукции на шведском столе.
Шведский стол работает по методу самообслуживания и выполняет только функции раздачи пищи, а потребление ее осуществляется в зале за обеденными столами, которые предварительно сервируются.
Слайд 3Обслуживание по типу
«Шведский стол»
Существует несколько способов организации «шведского стола»:
1.
Это может быть ресторанный стол, задрапированный фуршетной «юбкой», на который
расставляют блюда с закусками, соусники, этажерки, вазы и т. д., а по краям стола – закусочные тарелки стопками по 5-6 шт., подобранные в едином стиле. Для первых блюд на стол ставят вазы-супницы, для вторых горячих блюд – шафинг-диши (прибор для сохранения тепла посредством тепловой бани).
В зале расставляют четырехместные столы, сервируют их мелкими столовыми тарелками, закусочными приборами, фужерами, ставят минеральную воду.
Слайд 4Обслуживание по типу
«Шведский стол»
Преимущества такого варианта организации «шведского стола»
является:
дешевизна – не нужно покупать специальное оборудование;
стол можно подобрать,
учитывая стиль заведения;
для сохранения продуктов - используется лед.
Слайд 5Обслуживание по типу
«Шведский стол»
2. В обеденном зале может быть
установлена линия прилавков для самообслуживания, которая представляет собой комплекс оборудования,
в состав которого входят: прилавок для подносов, охлаждаемый прилавок для холодных и сладких блюд, прилавки-мармиты для первых и вторых блюд, прилавок для горячих напитков, прилавок для столовых приборов.
Слайд 6Обслуживание по типу
«Шведский стол»
3. Подача блюд в специальных стойках
или витринах, которые принято называть салат-барами.
Салат-бары выпускаются в трех версиях:
холодильной
(температурный режим – 2+10 С),
нейтральной;
тепловой (температурный режим +30 + 90 С).
Стойки могут иметь различную форму (квадратные, круглые, прямоугольные и т. д.), они имеют купол, который опускается с помощью специального механизма, благодаря чему блюда не теряют свой внешний вид (не заветривают).
Слайд 7Обслуживание по типу
«Шведский стол»
Салат-бары комплектуются колесами с тормозным устройством,
что позволяет загружать их на производстве. При работе с такими
стойками продукты выкладываются в отдельные гастроемкости из поликарбоната, которые затем размещаются в ванне, выполненной из нержавеющей стали. В одном салат-баре можно разместить до 20 видов закусок и блюд (в зависимости от величины гастроемкостей). По краям салат-бара размещаются полочки для подносов и тарелок.
Для приготовления яичницы-глазуньи и омлетов используют передвижную тележку со встроенной плитой.
В торговом зале организуют продажу за наличный расчет напитков, кондитерских и табачных изделий с тележек или через барную стойку.
Слайд 8Обслуживание по типу
«Шведский стол»
Для обслуживания “шведского стола” создается бригада
официантов. Каждый работник, входящий в бригаду, выполняет конкретный вид работы.
Бригадир официантов получает по заборным листам или счету продукцию на завтрак или обед и совместно с членами бригады расставляет ее на “шведском столе”, следит в течение дня за ассортиментом, по мере реализации пополняет его недостающей продукцией на основании дополнительных записей в заборном листе.
Бригада официантов сервирует обеденные столы, убирает использованную посуду. По просьбе посетителей официанты могут обслужить их за столом – с учетом возраста, физических недостатков и др. причин.
Слайд 9Обслуживание по типу
«Шведский стол»
Время на получение и прием пищи
при обслуживании по типу “шведского стола” в среднем составляет:
для
завтрака 15-20 мин,
обеда и ужина – 25-30 мин.
Слайд 10Обслуживание по типу
«Шведский стол»
Преимущества организации «шведского стола» заключаются в
следующем:
– быстрота обслуживания (посетителям не приходится ждать, когда официанты
принесут им заказанные блюда и выпишут счет, так как блюда выбираются посетителем самостоятельно, а оплата производится заранее при входе в зал);
– возможность наглядно оценить меню, почувствовать аромат блюд, оценить количество и соотношение продуктов в том или ином блюде;
– объем порции понравившегося блюда ограничивается только величиной тарелки.
Слайд 11Обслуживание по типу
«Шведский стол»
При организации «шведского стола» в отеле,
следует придерживаться общепринятых норм относительно того, что должен найти на
столе потребитель.
Так в меню завтрака необходимо включать: 2-3 яичных блюда (омлет, вареные яйца, яичница), мясные блюда, как горячие, так и закуски – 3-4 наименования (сосиски, бекон, колбаса и др.), мюсли с холодным и горячим молоком, овощи и фрукты в разной степени нарезки, сыры, масло, джемы, хлеб и булочки, йогурты, легкие десерты. Из напитков принято выставлять минеральную воду и 1-2 наименования сока, которые заливают в диспенсеры или выставляют в кувшинах. Стаканы ставят возле подноса с соками, а не на столах для потребителей. Весь остальной ассортимент зависит только от возможностей владельца.
Слайд 12Обслуживание по типу
«Шведский стол»
В настоящее время становится популярна организация
тематических шведских столов, что позволяет обеспечить максимум сервисных услуг гостям,
и дает им возможность попробовать большое количество деликатесов и блюд из сравнительно дорогих продуктов.
Примером могут служить экзотический шведский стол, шведский стол по-индонезийски, рыбный шведский стол, шведский стол стилизованный под телегу.
Слайд 13Кофе-пауза (кофе-брейк)
Кофе – брейк (или кофе – паузу) – организуют
в ресторанах для быстрого обслуживания участников совещаний, конференций, деловых переговоров.
Для
этого прямоугольные или круглые столы накрывают цветными скатертями – юбками, как на фуршете. Гости едят и пьют стоя.
В меню кофе – брейка включают пирожные, пирожки, сладкие и соленые печенья, сдобные булочки, канапе с сыром и со свежими фруктами, лимон, сливки, кофе, минеральную и фруктовую воду, соки.
Слайд 14Кофе-пауза (кофе-брейк)
Стол сервируют следующим образом: по периметру стола устанавливают кофейные
чашки с блюдцами и кладут кофейные ложки. Учитывая, что некоторые
гости пьют чай, несколько кофейных чашек и кофейных ложек заменяют чайными. По центру стола размещают вазу плато с пирожными и десертной лопаткой на пирожковой тарелке, низкие фарфоровые вазы с пирожками, блюда с канапе, вазы с ассорти из печенья. Ближе к чашкам ставят сахар в вазочке на пирожковой тарелке с резной бумажной салфеткой и щипцами, лоток с лимоном и двухрожковой вилкой для раскладки, стопки мелких десертных тарелок по 8 – 10 штук. Сливки в сливочнике, кофейник на закусочной тарелке с полотняной салфеткой, сложенной тюльпаном, ставят на стол за несколько минут до прихода гостей (до перерыва).
Слайд 15Кофе-пауза (кофе-брейк)
Гости приходят к столу, официанты предлагают им кофе или
чай и наливают горячие напитки, придерживая крышку кофейника или чайника
ручником. Можно использовать чай или кофе в одноразовой упаковке, тогда на подсобный стол ставят термос с кипятком или самовар на подносе.