Слайд 1 Место и роль административного права в правовой системе
Лекция № 3
Слайд 2Административное право, наряду с конституционным, гражданским и уголовным, является основополагающей
публичной отраслью правовой системы Российской Федерации и характеризуется, прежде всего,
назначением административного права, нормы которого обеспечивают практическую реализацию всей совокупности законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих, помимо деятельности органов исполнительной власти, практически все стороны жизни государства. Поэтому административное право неизбежно вступает в тесное взаимодействие с другими отраслями права. По сути, нет ни одной сферы общественной жизни, которая выпадала бы из-под сферы действия административно-правового контроля.
Слайд 3Административное и конституционное право
Конституционное (государственное) право является ведущей отраслью в
системе права Российской Федерации. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы
устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, эта отрасль тем самым дает необходимые ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.
Конституционное право устанавливает базовые принципы организации и функционирования органов исполнительной власти, место ее субъектов в управлении делами государства, правовые основы их формирования и взаимоотношений с субъектами других ветвей единой государственной власти (ст. 10, 11, 71 – 72,77, 83 – 88, 102 – 103, 110 – 117 Конституции РФ)
Слайд 4Административное и конституционное право
права и свободы человека и гражданина, значительная часть
которых практически реализуется в сфере государственного управления (ст. 31-33, 111,
117) и т.п. Конституция Российской Федерации – основной закон государства, положения которой являются исходными для всех отраслей, в том числе и административного, права. Так, в качестве базовых положений выступают принципы федеративного устройства государства, разграничения полномочий между Федерацией и ее субъектами и т.д.
Слайд 5Административное и конституционное право
Административное право основывается на конституционных принципах организации системы власти,
компетенции и основных началах деятельности всех органов государства; детализирует и
конкретизирует нормы конституционного права, определяя при этом правовой механизм осуществления прав и свобод граждан (гл. 2, ст. 33, 45, 46), полномочия звеньев системы исполнительной власти различных уровней; административно-правовой статус конкретных участников управленческих отношений и административно-правовые средства его защиты.
Слайд 6Административное и гражданское право
Предметом гражданского права выступают имущественные и личные
неимущественные отношения. Нормы административного права регулируют порядок реализации этих отношений,
определяют правовой статус и порядок деятельности юридических лиц как государственных, так и негосударственных (например, органы исполнительной власти осуществляют регистрацию юридических лиц (всех форм собственности), реализуя тем самым положение ФЗ 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц"4 и ФЗ 2011 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности"5 – выдавая лицензии). Кроме того, нормами административного права регулируются отношения между соответствующими органами по управлению государственным имуществом.
Слайд 7Административное и уголовное право
Соотношение между ними обусловлено сходством юридического состава
административного правонарушения и преступления (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).
В отличие от преступлений, являющихся общественно-опасными деяниями, предусмотренными Уголовным кодексом РФ6 , административное правонарушение представляет противоправное виновное деяние физического или юридического лица, посягающее на установленные общеобязательные правила поведения, установленные как федеральными государственными органами, так и органами государственной власти субъектов РФ. (Например, установление законодательством города Москвы фиксированного штрафа за безбилетный проезд; Правила пользования Метрополитеном).
Слайд 8Административное и уголовное право
Некоторые административные наказания, предусмотренные КоАП РФ, во
многом напоминают уголовные (например, административный арест, штраф). Однако применение уголовных
и административных наказаний имеет существенное различие. Так, уголовное назначается только судом, в то время, как административное может назначаться различными органами исполнительной власти и их должностными лицами (например, сотрудниками ГИБДД) во внесудебном порядке. Уголовное осуждение порождает особое правовое последствие – судимость, в то время как административные санкции таких последствий не порождают
Слайд 9Административное и уголовное право
В связи с изменением общественных условий может
изменяться правовая оценка отдельных видов правонарушений. Так, деяния, ранее признаваемые
административными проступками, могут быть включены в Уголовный кодекс РФ в качестве преступлений, и, наоборот, деяния, относившиеся к числу преступлений, могут быть переведены законодателем в число административных правонарушений, например, самовольная добыча янтаря (ст. 7.5 КоАП РФ) и др.
Слайд 10Административное и трудовое право
Их взаимосвязь обусловлена, во-первых, сходством предмета регулирования
(в трудовом праве – организационно-управленческие отношения в сфере труда; в
административном праве – отношения в сфере государственного управления) и, во-вторых, в сходстве метода регулирования (использование в обеих отраслях права способа государственно-властных предписаний).
Слайд 11Административное и трудовое право
Государственно-управленческая деятельность Российской Федерации, составляющая предмет административного
права, носит универсальновластный характер. Для нее типично то, что субъекты
административных отношений всегда находятся в соподчиненном (неравном) положении, т.е. один обладает властью давать предписания и распоряжения, а другой обязан их выполнять. Так строятся отношения между Президентом РФ и Правительством РФ, между Правительством РФ и федеральными министерствами, между прокурором области (края) и прокурором района. В отличие от них организационно-управленческие отношения, составляющие предмет трудового права, основаны на действиях равноправных субъектов, строящих свои взаимоотношения на договорных началах. Именно таков, например, характер отношений между работодателем и трудовым коллективом, между администрацией государственного предприятия и профкомом при осуществлении деятельности по организации труда и управлению производством.
Слайд 12Административное и трудовое право
Нормами Трудового кодекса РФ во многом регулируется
порядок прохождения государственной гражданской, военной и правоохранительной службы. Наибольшую сложность
представляет отграничение административного и трудового права в данной сфере. Государственный служащий может быть субъектом и трудовых, и государственно-управленческих отношений. Так, государственные служащие (должностные лица) из числа администрации государственного учреждения (предприятия) наделены правом выдавать обязательные указания работнику в процессе его трудовой деятельности. И в этом смысле он находится в подчиненном положении. Однако здесь связь должностных лиц с работниками – государственными служащими строится по линии организации и управления совместным трудом, в силу чего такие связи всегда выступают как внутриколлективные и носят характер производственного, а не административного управления.
Слайд 14Понятие и сущность административных правовых норм
Анализ административно-правовых норм позволяет выявить
социальное назначение и сущность административного права, специфику регулируемых им общественных
отношений. Норма права представляет собой общеобязательное правило поведения, установленное и охраняемое от нарушений государством, которое определяет права и обязанности участников регулируемых отношений. Совокупность общественных отношений, составляющих предмет той или иной отрасли права, обусловливают специфику их правовых норм.
Слайд 15Административно-правовая норма отвечает всем общим признакам правовой нормы и отражает
особенности общественных отношений в сфере исполнительной власти, образующих предмет административного
права. Таким образом, административно-правовая норма – это общеобязательное правило поведения, которое установлено государством в лице уполномоченных органов государственной власти и их должностных лиц, рассчитано на многократное применение неопределенным кругом лиц и регулирующее отношения, возникающие в сфере государственного и муниципального управления.
Слайд 16Сущность административно-правовых норм выражается в следующем:
- административно-правовые нормы имеют своей
целью обеспечить должную упорядоченность организации и функционирования, как всей системы
исполнительной власти, так и ее отдельных звеньев, их эффективное взаимодействие;
- административно-правовые нормы являются общеобязательными правилами в сфере государственного управления. Это означает обязательное выполнение предписаний, соблюдение установленных запретов или использование дозволений каждым субъектом, который оказался в сфере действия нормы;
Слайд 17Сущность административно-правовых норм выражается в следующем:
- административно-правовые нормы направлены на обеспечение
публичных интересов, а не частноправовых. Именно поэтому нормами административного права
не регулируются правоотношения, возникающие между гражданами;
- нормы административного права имеют свой собственный институт защиты – административную ответственность. Она выражается в применении к правонарушителю административных наказаний, перечень которых установлен в статье 3.2 КоАП РФ;
Слайд 18Сущность административно-правовых норм выражается в следующем:
- административно-правовые нормы направлены на обеспечение
эффективного выполнения исполнительной властью своего конституционного предназначения: практического исполнения, проведение
в жизнь положений Конституции РФ и многочисленных нормативных правовых актов. Поэтому значительная часть норм административного права носит императивный (властный) характер, поскольку в них выражается воля государства, оформленная в форме закона
Слайд 19Особенность административно-правовых норм:
Административно-правовые нормы имеют ряд особенностей, неприсущих нормам других отраслей
права.
Во-первых, административно-правовые нормы содержатся не только в Конституции РФ, законодательных
актах РФ и ее субъектов, но и устанавливаются непосредственно органами государственной исполнительной власти в процессе их реализации.
Это принципиально отличает административно-правовые нормы от норм других отраслей права, устанавливаемых только законами.
Слайд 20Особенность административно-правовых норм:
За соответствующими субъектами исполнительной власти действующим законодательством закреплены полномочия
по самостоятельному установлению правовых норм, то есть административное нормотворчество. Необходимость
в наделении органов исполнительной власти таким правом объясняется тем, что, как правило, нормы законов не имеют прямого действия и представляют собой общие правила поведения принципиального характера, не учитывающие конкретные особенности и условия их практического применения.
Слайд 21Особенность административно-правовых норм:
Административно-правовые нормы, создаваемые субъектами исполнительной власти, придают законодательным нормам
характер прямого действия, детализируют их применительно к конкретным обстоятельствам.
Например, норма
Конституции РФ, относящая к компетенции Правительства РФ управление определенной собственностью (ст. 114), выражается в конкретных постановлениях Правительства РФ, определяющих порядок образования и административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений.
Слайд 22Особенность административно-правовых норм:
При этом действующим законодательством установлено, что нормативно-правовые акты субъектов
исполнительной власти подзаконны, то есть издаются на основе и во
исполнение законов и не могут им противоречить.
Таким образом, выстраивается определенная иерархия норм административного права: конституционные нормы; нормы законов; нормы указов Президента РФ: нормы, устанавливаемые самими органами исполнительной власти.
Слайд 23Особенность административно-правовых норм:
Во-вторых, отличительной особенностью административно-правовых норм, по сравнению с нормами
других отраслей права является то, что они имеют собственные юридические
средства защиты от посягательств на них. Имеется в виду административная ответственность, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение. Меры административной ответственности применяются как в судебном, так и во внесудебном (административном) порядке.
Слайд 24Особенность административно-правовых норм:
В-третьих, особенностью административно-правовых норм является также и то, что
во многих случаях они регулируют общественные отношения, составляющие предмет других
отраслей права. Например, с их помощью регулируются отношения в сфере финансовых, трудовых, земельных и иных отношений; на их основе определяется государственный контроль и надзор за соблюдением налогового, природоохранного, трудового законодательства, устанавливаются основные организационные начала предпринимательской деятельности в России
Слайд 25
Особенности и принципы исполнительной власти
Слайд 26Теория разделения властей
Теория и практика разделения властей явилась результатом длительного
исторического развития и напряженной политической борьбы в обществе. Ее основоположниками
явились Дж. Локк (XVII в.) и Ш. Монтескьё (XVIII в.). Впервые принцип разделения властей нашел свое законодательное закрепление в Конституции США 1787 г. В настоящее время принцип разделения властей в той или иной форме получил свое закрепление в конституциях большинства стран мира.
Реализация принципа разделения властей в различных государствах различается в зависимости от формы правления (монархия или республика), а также от разновидности республиканской формы правления. В настоящее время известно три ее разновидности: президентская республика, парламентская республика и республика со смешанной формой правления (иногда ее называют полупрезидентской).
Слайд 27Теория разделения властей в президентской республике
В президентской республике принцип разделения
властей находит свое выражение в юридическом равенстве каждой из трех
ветвей власти и их независимости друг от друга. В президентской республике складывается механизм сдержек и противовесов, который призван обеспечить самостоятельность и взаимодействие всех ветвей власти. Носителем исполнительной власти в президентской республике является глава государства.
Слайд 28Теория разделения властей в парламентской республике
Особенность реализации принципа разделения властей
в странах с парламентской формой правления определяется порядком формирования исполнительной
власти. Носителем исполнительной власти в этих странах является коллегиальный орган в лице правительства, формирование которого осуществляет победившее на выборах в парламент большинство. Глава государства в этих странах, как правило, исполняет протокольные и церемониальные функции.
Слайд 29Теория разделения властей в смешанной республике
Механизм смешанной формы правления предусматривает создание
сильной президентской власти, наделенной полномочиями по координации ветвей власти. В
странах с этой формой правления глава государства не относится ни к одной из ветвей власти, но наделен весьма значительными полномочиями. Он обеспечивает согласованное функционирование государственных органов, выступает гарантом конституции, государственной независимости, прав граждан, для чего наделяется необходимыми полномочиями. Глава государства в значительной мере принимает участие в государственном управлении
Слайд 30Государственное управление и его осуществление через органы исполнительной власти обеспечивают
на практике самостоятельный процесс управленческой деятельности обществом. Демократизм и эффективность
государственной деятельности достигаются в результате разделения государственной власти на три относительно самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Они осуществляют предписанные им функции, и отсутствие хотя бы одной из них влечет за собой отступление от принципов демократии. Разделение властей является конституционной основой деятельности всех существующих в настоящее время демократических государств. Существующие ветви государственной власти уравновешивают и взаимно контролируют друг друга.
Слайд 31Исполнительную власть (в узком смысле) можно охарактеризовать как деятельность по
управлению государством и обществом, контролируемую со стороны других ветвей власти
и состоящую в реализации специально созданными органами власти специальных функций и законодательно установленной компетенции.
Основным в такой деятельности является то, что сам процесс управления (государственного управления) представляется сущностью исполнительной власти. Назначением исполнительной власти является посредничество между волей, выраженной в законе, и внешним ее проявлением – действием. Представляет научный интерес анализ, данный Л. Штейном, механизму реализации исполнительной власти, который состоит из трех основных моментов. Первый – предписание закона, которое необходимо исполнить. Второй – учреждение необходимых для этой деятельности органов исполнительной власти. Третий – применение внешней силы для того, чтобы осуществить исполнение закона, даже вопреки воле отдельных лиц. Для обозначения содержания исполнительной власти Л. Штейн называет ее властью повелевающей, организующей и принудительной. Рассматривая основные формы исполнительной власти в условиях своего времени, Л. Штейн отмечал, что исполнительная власть едина, как и государство, и имеет три основные формы: правительство, самоуправление (земства) и строй союзов, созданные для решения каких-либо административных задач (политических, административных и хозяйственных). Из правительства, самоуправления и строя союзов состоит организм исполнительной власти.
Слайд 32Н.М. Коркунов, анализируя взаимоотношения исполнительной и законодательной властей, писал, что
оно осуществляется и что законодательная власть осуществляет общие правила, а
исполнительная власть применяется их к частным случаям. Вместе с тем уже с 30-х гг. XIX в. воззрения на законодательство и исполнение меняются. Правительству уже предоставлена не только роль исполнителя законов, но и даны права принятия юридических норм. Однако акты управления имеют обязательную силу настолько, насколько они основываются на законах. Вопросы о соотношении исполнительной власти и государственного управления исследовались и современными учеными-юристами. Так, характеризуя сущность исполнительной власти, Д. Н. Бахрах отмечает ее организующий и распорядительный характер.
Слайд 33Исполнительная власть имеет следующие отличительные признаки:
1. Само государство невозможно без
осуществления властных полномочий по отношению к обществу. Такие полномочия реализуются
через установление определенных правил поведения и претворение их в жизнь через деятельность органов исполнительной власти. Поскольку власть не может и не должна сосредотачиваться в одних руках, в соответствии с принципом демократизма, происходит разделение государственной власти на законодательную (издающую законы), исполнительную (исполняющую их) и судебную (привлекающая к ответственности в случае нарушения правил поведения в обществе). Исходя из вышеизложенного, исполнительная ветвь власти является обязательным признаком демократического правового государства, выполняющая разнообразные и достаточно сложные функции и полномочия, которые необходимо осуществлять в государстве ежедневно.
Слайд 34Исполнительная власть имеет следующие отличительные признаки:
2. Исполнительная власть представляет собой
самостоятельную ветвь единой государственной власти, которая существует в постоянном взаимодействии
законодательной и судебной властями.
3. Органы исполнительной власти одновременно являются и органами управления (государственного и муниципального) общества, поскольку реализуют его при осуществлении своих задач и функций.
Слайд 35Исполнительная власть имеет следующие отличительные признаки:
4. Единство исполнительной власти в РФ.
Исполнительная власть как форма осуществления единой государственной власти формируется и
реализуется в соответствии с российским законодательством, прежде всего с Конституцией РФ, устанавливающей принцип разделения властей. В России проведено разграничение предметов ведения и полномочий между органами, которые осуществляют исполнительную власть, но при этом находятся на различных уровнях управления (федеральном, региональном, местном), то есть между органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов РФ и местным самоуправлением.
Слайд 36Исполнительная власть имеет следующие отличительные признаки:
5. Реализация государственного управления органами исполнительной власти
представляет собой подзаконную деятельность уполномоченных органов, их функционирование и организация
должны быть основаны на нормах законов и иных нормативно-правовых актах.
6. Важным признаком, характеризующим исполнительную власть, является ответственность должностных лиц ее органов за совершаемые ими управленческие действия и принимаемые нормативно-правовые акты.
Слайд 37Исполнительная власть имеет следующие отличительные признаки:
7. Планирование – одна из функций государственного управления,
поэтому оно выступает также и в качестве основного признака исполнительной
власти.
8. Исполнительная власть кроме прочего осуществляет и правоохранительную деятельность. В пределах своей компетенции органы исполнительной власти вправе самостоятельно давать оценку правомерности действий и решений уполномоченных должностных лиц, рассматривать и разрешать возникающие споры во внесудебном порядке, а также в случае необходимости применять меры административного принуждения, предусмотренные российским законодательством.
Слайд 38Все органы исполнительной власти являются органами государственного управления, но не
все органы государственного управления являются органами исполнительной власти, поскольку могут
быть лишены государственно-властных функций. Функции – это основные направления деятельности органов исполнительной власти. Функции исполнительной власти делятся на следующие виды:
Слайд 391. Прогнозирование – это предвидение тех или иных изменений в
деятельности объекта управления по заранее полученной информации и достижений науки.
2. Регулирование – это разработка режима деятельности определенного объекта управления.
3. Организация – это придание объекту управления системы, структуры, разделение его на части и установление между частями взаимосвязи.
4. Координация – это направление деятельности нескольких объектов управления для достижения одной цели.
5. Контроль – это установления фактического соответствия или несоответствия объекта управления ранее заданным параметрам.
Слайд 406. Общее руководство – это направление деятельности объекта управления посредством
дачи директив, планов, заданий.
7. Техническое руководство. В рамках этой
функции вышестоящие органы отдают предписания и распоряжения о порядке выполнения тех или иных действий объектами управления.
8. Методическое руководство. В рамках этой функции органы исполнительной власти дают рекомендации объектам управления по исполнению действующих правовых норм.
9. Подбор и размещение кадров. В рамках этой функции обеспечивается укомплектование органов исполнительной власти квалифицированными специалистами.
Слайд 4110. Делопроизводство или ведение документации и информационное обеспечение, т.е. сбор,
обработка, анализ и обнародование информации о деятельности органов исполнительной власти.