Слайд 1
Способы и средства связи предложений в тексте
Слайд 2Вспомните:
Что такое текст?
Какие типы текста вам известны?
Слайд 3Текст
Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое
темой и основной мыслью. Текст может состоять из одного абзаца,
а может быть статьёй, книгой.
Слайд 5Каким способом можно связать предложения в тексте?
Слайд 6Способы связи предложений в тексте
Цепная связь
Параллельная связь
Слайд 7Параллельная связь
Соподчинение второго, третьего и т.п. предложений первому.
Схема
параллельной связи: 1
2 – 3 – 4 – 5 …
Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.
Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.
Слайд 8Цепная связь
Последовательная связь второго предложения с первым, третьего со
вторым и т.д.
Схема цепной связи: 1 – 2 – 3
– 4…
Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового», мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым», во втором становится «данным», и т.п.
Где-то за горизонтом шла гроза. Она рассылала в жаркую летнюю ночь решительные широкие раскаты. Гром, уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой крышей…( Ю. Куранов)
Слайд 9Лексические средства
Средства связи
предложений в тексте
Грамматические средства
Слайд 10Лексические средства связи:
Однотематическая лексика
Однажды читатель берёт в
руки книгу…Возникает воспоминание пережитого счастья или горя, и, поражённый, он
восклицает:
- Как этот человек мог выразить мои переживания?!
Сопереживание, ощущение соей слитности с автором – это одна из сторон постижения поэтической книги.
Слайд 11Лексические средства связи:
Лексический повтор, однокоренные слова
Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
С малых лет учись быть верным слову. Верность слову – твоя личная честь.( В. А. Сухомлинский)
Описательные обороты.
Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)
Слайд 12Лексические средства связи:
Синонимы( в том числе и контекстуальные, описательный оборот)
Из
Беловежской пущи на Волынь завезли зубров. Новички быстро прижились и
перестали бояться людей.
Над самой головой раздавался стук дятла. Лесной доктор обследовал больное дерево.
Антонимы( в том числе и контекстуальные)
У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
Страшен враг за горами. Гораздо опаснее он за плечами.
Слайд 13Грамматические средства связи:
Союзы (преимущественно сочинительные)
Война принесла нашей
стране много горя, бед и несчастий. Но наш народ победил
потому, что был до конца предан своей Родине.
Местоимения (личные, указательные, определительные и другие)
Любите книгу всей душой. Она не только ваш лучший друг и помощник, но и до конца верный спутник.
Мои друзья – моя опора. Любой из них протянет мне всегда руку помощи.
Наречия( местоимения-наречия): здесь, тут, там, везде, всюду, однажды и другие)
Туристы вышли на поляну. Здесь решили они остановиться на ночлег.
Слайд 14Грамматические средства связи:
Частицы( же, ведь, и, всё-таки и другие)
В поле гулял ветер. В лесу же была тишина.
Числительные(
количественные, порядковые, собирательные)
Друзья работали слаженно. Двое мальчиков кололи дрова. Трое складывали их в поленницу.
Вводные слова, указывающие на порядок явлений( мыслей) и связь между ними
Занимайтесь спортом! Во-первых, он даст вам здоровья. Во-вторых, укрепит ваш дух и, наконец, принесёт массу удовольствия.
Слайд 15 Восстановите правильный
порядок предложений в рассуждении.
1. А бедные люди часто совсем не
получали соли.
2. За столом солонка стояла около хозяина.
3. Вот почему до наших дней сохранилось слово пересолить в смысле перестараться.
4. Особенно старался хозяин перед богатым гостем.
5. Когда-то на Руси соль была очень дорогой.
6. Больше сыпал тому, кого уважал.
7. От этого появилось выражение несолоно хлебавши, которое означает «уйти, не получив ожидаемого».
8. Он сам сыпал соль гостям.
9. И нередко пересаливал.
Слайд 16Проверь себя!
КЛЮЧ:
5 2 8
6 4 9 3 1
7
Слайд 17Одинаково ли построены тексты? Определите способ и средства связи предложений
в тексте.
На пороге избы встретил меня старик: лысый, низкого роста,
плечистый и плотный – сам Хорь. Он был похож на Сократа: такой же высокий шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. Крестьянин чувствовал своё достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных усов.
Хорь был человек положительный. Это проявлялось в его выдержанности и в отношении к людям. Они же ценили и другие качества мужика. Хозяйственность, умение правильно распорядиться временем, наладить быт делали Хоря человеком авторитетным.
(И. С. Тургенев «Записки охотника»)
Слайд 18На пороге избы встретил меня старик: лысый, низкого роста, плечистый
и плотный – сам Хорь. Он был похож на Сократа:
такой же высокий шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. Крестьянин чувствовал своё достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных усов.
Хорь был человек положительный. Это проявлялось в его выдержанности и в отношении к людям. Они же ценили и другие качества мужика. Хозяйственность, умение правильно распорядиться временем, наладить быт делали Хоря человеком авторитетным.
1 текст – параллельная связь
- грамматические (личное местоимение, единство видовременных форм глаголов)
- лексические (слова одной тематической группы)
2 текст – цепная связь
- грамматические (местоимения: указательное и личное, единство видовременных форм глаголов)
Слайд 19Задание для юных исследователей
Определите тип текста, способ и средства связи
предложений в тексте (выполните задание в тетради, образец - см.
предыдущий слайд (текст записываем!)
(1)До июля Лешка и Витька пасли лошадей в лощине. (2)Когда же от солнца пожухла трава, выпасы перенесли на заречные луга. (3)Там река была широкая, течение сильное, и табун перегоняли через реку без жеребят. (4)Первое время, когда взрослые кони спускались к броду, малыши беспокойно носились по берегу, тянули морды вслед своим матерям и тоненько и нервно голосили. (5)Но вскоре они привыкли к тому, что их матери ежедневно исчезали за рекой. (6)Только Мальчик, озорной и непослушный жеребёнок, подолгу стоял, тревожно всматриваясь в заречную даль, где бродили в кустах взрослые кони. (7)Часто, обнюхав воздух, Мальчик осторожно входил в воду, но, испуганный сильной волной, шарахался к берегу и, раздувая ноздри, прерывисто и заливисто ржал. (По С. Полетаеву)*