Слайд 2В этот период в духовной жизни общества господствующее положение занимала
религия, поэтому практически все философские трактаты были связаны с осмыслением
основных религиозных догм, которыми декларировалось божественное сотворение мира и основные характеристики божества.
Слайд 3Представления о мире
Христиане средневековья считали, что мир вокруг них,
после Христа неизменчив, отсюда и их представление о времени, как
о неизменном повторяющемся круге (лето-осень-зима-весна), который будет длиться до конца Света (до второго пришествия Христа).
Слайд 4Философия в Средние века
В ней наработки античной философии о мире
и человеке попадали в иной духовный контекст: единый Бог становился
абсолютным и высшим бытием, высшей формой, высшим благом, духовной реальностью, определяющей всё существующее.
Философия не рассматривала как устроена действительность, вселенная – космос, а пыталась ответить на вопрос – как устроено божественное естество. Теперь Бог становился абсолютом – истинным бытием из которого всё и проистекает.
Слайд 5Патристика и Схоластика
Патристика - (от латинского pater, «отец») – это
философское учение «отцов и основателей» христианской церкви.
Сторонники этого течения ставили
перед собой задачу создать систематическую догматику философии по материалам святого писания.
Слайд 6Периоды Патристики
1. «Апологетика» – время оформления и прояснения христианского мировоззрения
(II-III вв.);
2. Классическая патристика - время становления догматического стандарта
(IV-V вв.) и систематизации знания.
3. Заключительный период – время стабилизации догматики (VI-VIII вв.) или систематизация догматики.
Слайд 7Патристика
Философские проблемы периода патристики нашли своё выражение в отношении к
языческой философии и культуре.
Слайд 8Отношение к античной философии
Одни из ранних христианских деятелей - Теофил
и Тертуллиан, относились к ней отрицательно, считая «творением дьявола»
Слайд 9Отношение к античной философии
Юстин и Ориген, а также Климент Кентерберийский
доказывали совместимость идей язычества и единобожия. Независимо от результатов дискуссий,
на практике произошло совмещение целого ряда языческих смыслов с идеологией единобожия.
Слайд 10Схоластика
Схоластика начинается с IX в. Согласно схоластам «всё существует лишь
в отношении к Богу.
Отцом схоластики является Северин Боэций.
Слайд 11Схоластика
Период схоластики (от схола, «ученический или школьный») характеризуется стремлением мыслителей
рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение, в том числе бытие
Бога. Их философии был характерен теоцентризм.
Слайд 12Схоласты доказывали истину, изложенную в Писании по средствам философии. Для
этого они решали три задачи:
С помощью разума проникнуть в
истины веры;
Придать этой истине систематическую форму;
С помощью философии исключить критику святых истин.
Слайд 13Схоластика
Для схоластов были характерны:
Креационизм (учение о сотворении Богом мира и
человека из ничего/посредством слова);
Экзегетика (искусство толкования положений Библии); трансцендентность
Бога и человека;
Теодицея (идея божественного перевоплощения);
Эсхатология (учение о конце света, конце мира и человека);
Символизм (каждый религиозный образ есть многозначный символ человеческой и священной истории);
Слайд 14Реализм и Номинализм в схоластике
Схоластика, в вопросе о природе общих
понятий разделилась на два течения: номинализм и реализм.
Слайд 15Реалисты
Реалисты считали, что подлинно существуют не сами вещи, а их
понятия (универсалии), они представляют собой первичное, реальное, существуют самостоятельно, что
являлось производной от «мира вещей» Платона.
Главные представители реализма – Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109), Фома Аквинский (1225 – 1274).
Слайд 16Номенализм
Номиналисты говорили, что существуют лишь конкретные вещи, а универсалии лишь
имена вещей, за которыми ничего не стоит. Т.е общие понятия
являются вторичными - продуктом деятельности мышления. В своей философии они опирались на идеи Аристотеля
Наиболее видными представителями номинализма являются Иоанн Росцелин (1050-1112), Иоанн Дунс Скот (1266-1308), Уильям Оккам (ок. 1285-1347) и Пьер Абеляр.
Слайд 17Августин Блаженный (354 – 430 гг.)
Аврелий – теолог и
философ, виднейший представитель патристики, признанный в православии блаженным, был причислен
к лику святых, а в католицизме святым учителем Церкви.
Полагал что все в мире предопределено, Бог «от века» предназначил одних людей к спасению, других к адским мукам, вне зависимости от поступков. Человеческая воля – слепое орудие воли Бога.
Слайд 18Счастье по Августину
Провозглашая стремление к счастью основным содержанием человеческой жизни,
он усматривал это счастье в познании человеком Бога и в
уяснении своей полнейшей зависимости от него.
Бог – вне материальный абсолют, который творит мир и человека, он сверхприродная личность, создававшая все сущее. Мир хорош, поскольку существует благодаря Богу; зло же не субстанция, а порча субстанции
Слайд 19Земное и Божественное царство
Ход историй, жизнь общества – борьба двух
противоположных царств – Земного (грешного) и Божественного (небесного).
Земное воплощено
в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах и императоре; оно погрязло в пороках и язычестве и поэтому рано или поздно будет побеждено Небесным.
Царство Божье представлено священнослужителями – людьми, наделенными благодатью, и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь.
В связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, светская власть еще будет существовать, но ее следует подчинить духовной власти.
Слайд 20Фома Аквинский (1225/1226-1274)
Итальянский теолог-схоласт, причисленный в 1323 году к
лику святых, идеолог римско-католической церкви, основоположник философского учения католицизма
Учение
Фомы Аквинского - томизм (от имени Thomas – Фома) представляет собой сочетание идеалистически фальсифицированной (измененной) философии Аристотеля с христианско-католической теологией.
Слайд 21Учение
Считал, что истины разума и истины веры, не противостоят друг
другу, а даны человеку в качестве двух разных форм постижения
божественной сущности мира.
Учение о том, что разум подчинён, или обусловлен верой, является краеугольным камнем томизма, основы католической философии.
Эта теория привела к размежеванию философии и теологии и считается верхней границей достижений средневековой философии.
Слайд 22Философия и Теология по Аквинскому
Разграничивал философию и теологию по предмету
(философия направлена на изучение сущего, а религия на «обеспечение» спасения);
По источнику (для философии – это разум, для теологии – вера);
По цели (соответственно, знание ради знания и – знание ради спасения)
Слайд 23Работы
В «Сумме теологии», используя аристотелевскую метафизику, Фома Аквинский создал теолого-рационалистическое
учение о гармонии разума и веры. В данной работе философ
обосновывает свой тезис о том, что вера не должна противоречить разуму.
В работе «Сумма философии» Фома Аквинский отвёл философии вспомогательную роль при доказательстве существования Бога; другой тезис, обоснованный философом в данной работе, состоит в том, что разум и вера объявляются разными путями к истине.
Слайд 24Пять доказательств бытия Бога
1) Бог – перводвигатель, который все движет,
оставаясь сам недвижимым;
2) Бог – производящая причина, так как цепь
причин и следствий не может быть бесконечной и должна быть первая причина, производящая все остальные;
3) среди вещей, которые только возможны (т.е. могут быть, а могут и не быть), есть необходимая сущность, которая не имеет внешней причины своей необходимости; такая необходимость без внешней причины и есть Бог;
4) Бог – высшая ступень совершенства;
5) Бог – высшая целесообразность, предусматривающая цели для всего, что происходит.
Слайд 25Пьер Абеляр (1079-1142 гг.)
Абеляр родился в местечке Пале недалеко
от г. Нанта в семье западно-французского рыцаря. Он получил хорошее
для того времени образование, в котором навыки военного искусства и светского образования сочетались с глубокими теоретическими знаниями.
Основы науки и философии Абеляр осваивал под руководством известного философа и богослова Росцелина.
Слайд 26Работы
В книге «О божественном единстве и троичности», он доказывал, что
существует лишь один Бог-отец, а Бог-Сын и Бог-дух – лишь
проявления его могущества.
За этот труд на Церковном Соборе Абеляр был осуждён и приговорён к собственноручному сожжению своей книги и ссылке на исправление в аббатство Святого Медарда.
Слайд 27Таким образом, к концу Средневековья в философии оформилась её основная
структура состоящая из целого ряда дополнительных философских наук.
Онтология – учение
о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.
Гносеология – учение о познании; раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможность познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания.
Методология – общая теория метода, теория в действии; система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности.
Логика – наука о законах и формах мышления.
Эстетика – наука о сущности и формах творчества, о закономерностях освоения человеком мира с точки зрения прекрасного.
Аксиология – философское исследование природы ценностей.
Этика – наука о морали.
Социальная философия – философское учение об обществе.