Слайд 2Домашнее задание:
ПОДГОТОВКА К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Слайд 3«Открытие» Америки
В ____ году _________________ достиг берегов Америки. Открытие европейцами Америки положило
начало ________ _________________________XV–XVII веков.
Слайд 4В 1492 году Христофо̀р Колу̀мб достиг берегов Америки. Открытие европейцами Америки положило
начало Великим географическим открытиям XV–XVII веков.
«Открытие» Америки
Слайд 5Государства и народы
Африки и Доколумбовой Америки
Слайд 6На американском континенте проживало большое количество различных племён и народов. После
открытия Америки европейцами они получили общее название – индейцы.
Государства и народы
Доколумбовой Америки
Слайд 7Занятия жителей Америки
Большая племен и народов часть добывала средства к
жизни охотой и рыбной ловлей.
Но на юге Северной Америки, на
возвышенностях Центральной и Южной Америки развивалось земледелие
Слайд 9Занятия жителей Америки
Жители большей части материка не умели приручать животных.
Лошади в Америке
не водились.
Лишь на севере были приручены
собаки,
а на юге — ламы.
Из птиц разводили
индеек и уток
Слайд 10Занятия жителей Америки
Индейцы не знали железа, плуга и колеса, огнестрельного
оружия. Орудия труда
делали из дерева камня и бронзы.
Залежи
золота и серебра не считали драгоценными. Использовали их для изготовления украшений, амулетов, фигурок богов .
Слайд 11Большая часть индейцев жила в родоплеменных порядках
выше других народов
по развитию хозяйства и культуры в Средние века были племена
майя, ацтеков и инков.
Слайд 14Единого государства у майя не существовало. Зато было много городов-государств:
Тикаль, Копан, Паленке, Чичен-Ица, Тулум, Исамаль и др.
Расцвет их городов-государств
приходится на вторую половину первого тысячелетия
Майя
Слайд 15Христианский епископ, позже наблюдавший жизнь майя, сообщил: «Эти индейцы имеют
хороший обычай помогать друг другу взаимно во всех своих работах».
Как жили майя
Слайд 16В каждом городе правила собственная династия.
Правителя считали богоподобным.
Он управлял при
помощи чиновников. В каждом поселении был наместник правителя. Он собирал
налоги, следил за выполнением повинностей, был судьёй, во время войны командовал местным войском
Слайд 18Жрецы указывали сроки начала земледельческих работ, умели предсказывать солнечные и
лунные затмения.
Слайд 19Наблюдения за звёздами
В результате систематических наблюдений жрецы-астрологи майя
с довольно большой точностью определили периоды всех видимых невооруженным глазом
планет.
Особое внимание уделялось наблюдениям «Большой звезды» – Венеры.
Помимо Венеры,
особенно сильное
влияние на людей,
по представлениям
майя, оказывали
Луна и падающие
звёзды.
Слайд 20Наблюдения за звёздами
Астрономы майя составили один из самых
точных на тот момент календарей в мире.
Слайд 21Архитектура
На высоких платформах и искусственных холмах майя сооружали дворцы
и храмы в виде ступенчатых пирамид. Некоторые из них использовали
как гробницы правителей.
Постройки украшали статуями богов и рельефами, изображавшими правителей, жрецов, военные сцены.
Слайд 22Ушмаль
(Uxmal) — руины крупного города майя на северо-западе полуострова Юкатан,
на территории современного мексиканского штата Юкатан.
Пирамида «Волшебника»
Слайд 25Майя применяли двадцатеричную систему счисления (основой была двадцатка). Они первыми в мире ввели
понятие «ноль».
Математика
Слайд 26Письменность майя
Майя разработали самую развитую во всей
доколумбовской Америке систему письменности. Иерографические надписи встречаются
в кодексах, на камне, керамике.
Образец иероглифики древних майя
Слайд 27Письменность майя
Иероглифы наносили кисточками на бумагу, рукописи украшали рисунками. Жрецы
записывали молитвы, мифы и исторические события. Надписи высекали также на
стенах храмов и высоких каменных столбах.
Слайд 31 В Мексике, на плоскогорье высотой 2000 м над
уровнем моря, у подножий горных вершин расположена живописная долина с
мягким климатом и плодородной почвой.
В XIII веке сюда с севера пришли ацтеки и на островах посреди большого озера основали город Теночтитлан.
Слайд 32Строительство великого Теночтитлана
Острова соединили дамбами: город пересекали прямые
улицы и каналы, вдоль которых возвышались храмы и дворцы, украшенные
рельефами и мозаикой.
Слайд 33Теночтитлан.
План города, составленный европейцами в XVI в.
Слайд 34Главой государства был наследственный правитель.
В его руках находились светская, военная
власть. Он исполнял высшие религиозные функции.
Среднее положение занимали купцы (занимались
не только торговлей, но и военной разведкой) и ремесленники.
Основой общества были свободные общинники.
Они обрабатывали землю.
Платили налоги и выполняли повинности.
чиновники,
управляющие
жрецы и другие
служители культа
«Союз Орла»
и «Союз Ягуа̀ра»
Слайд 35«Плавучие поля и сады»
Земли у ацтеков не хватало.
Поэтому на узких полуостровах и сплетенных из ветвей плотах они
укладывали поднятые со дна озера водоросли и плодородный ил и засевали их. С этих «плавучих полей» за год собирали несколько урожаев.
Слайд 36Воины
Ацтеки подчинили соседние племена, используя раздоры между ними.
Они заставили побежденных платить большую дань и давать рабов.
Хотя племенами по-прежнему управляли местные вожди, но в главных городах жили ацтекские наместники и сборщики дани.
Слайд 37 Во время войн создавалась грозная армия численностью около
150 тыс. человек. Своим мужеством на войне родовые воины, вооруженные
копьями и луками, могли заслужить доступ в ряды знати; таких воинов называли «орлами» и «ягуарами». Захваченных на войне пленников приносили в жертву богам или делали рабами. В столице было два невольничьих рынка, где торговали оставленными в живых пленниками.
Тепейоллотль – один из самых почитаемых и популярных богов у ацтеков. С одной стороны он был богом гор и пещер, а с другой был символом и покровителем воинов-ягуаров, особо элитных отрядов в армии ацтеков.
Слайд 38Ремесло
Больших успехов ацтеки достигли в ремесле: чеканщики делали
украшения из золота и серебра, ювелиры искусно гранили драгоценные камни
и выполняли мозаичную работу.
Слайд 39Ремесло
Ремесленники изготовляли сосуды с орнаментом, ткани и вышивки
с прокладками из птичьих перьев, которые переливались всеми цветами радуги.
Слайд 40Особенными были верования ацтеков.
Верховным божеством они считали Солнце.
Ацтеки были уверены, что
если не поддерживать Солнце постоянными жертвоприношениями пленников, то наступит конец
света.
Религиозные верования
Слайд 41Религиозные верования
Кетцакоатль – в переводе с языка ацтеков имя этого
бога можно трактовать как «змей с перьями». Верховное божество для
ацтеков стало одним из самых известных во всей Южной Америке,
послужив прообразом
для многих богов других
народов и племен
(в частности Кукулькан
майя его прямой аналог).
Слайд 42Миклантекутли - бог смерти в единстве с Кетцалькоатлем - богом
создавшим человека
Изображения богов ацтеками стилизованы и мозаичны по
цветовому решению.
Религиозные верования
Слайд 44В XVI веке государство ацтеков было уничтожено европейцами. В тот
момент оно находилось на пике своего могущества.
Слайд 46 В суровых горах Андах на западе Южной Америки, раскинувшись
на тысячи километров, существовало государство инков Перу.
Центром его был
город Куско с прилегающей долиной.
Оно возникло в XII веке в результате завоеваний инками территории других племен.
Слайд 47 Отличительным знаком тех, кто принадлежал к роду инков,
были удлиненные мочки ушей. Инков так и называли – Большие
Уши, так как они носили тяжелые кольца. Материал, из которого были сделаны кольца (золото, серебро, дерево), и размер колец указывали на должность, какую занимал владелец.
Легендарный первый
инка Манко Капак основал г. Куско приблизительно
в начале 12 в.
Слайд 49Государство инков было подчинено интересам войны и по образу жизни
напоминало казарму. Мужчины были поделены на отряды — десятки, сотни
и т. д. — во главе с начальниками. Дисциплина в войске была крайне суровой
Государство инков
Слайд 50Земледелие
Обрабатываемая земля делилась на три части. Урожай с одной шёл
Верховному Инке, с другой – жрецам. Третья часть оставалась общиннику.
Земледельцы
были объединены в общины.
Община содержала семьи воинов, снабжала государство необходимыми продуктами.
Слайд 51 Архитекторы воздвигали храмы, дворцы, крепости. Главная крепость инков в
Куско располагалась на скалистом холме и соединялась с городом туннелями.
Архитектура Инков
Слайд 52Г. Мачу- Пикчу
(Перу)
Архитектура Инков
Слайд 54Храм Солнца XV в. Перу
«Золотая ограда»
Слайд 57Древние инки были и хорошими хирургами
Слайд 58Достижения инков
Узелковое письмо - кипу
Для контроля над огромной страной
была построена сеть дорог.
Налажена почтовая служба.
Создан обширный аппарат чиновников.
Орел,
сидящий на кактусе.
Священный символ инков.
Слайд 59Достижения инков
Для передачи данных инки использовали узелковое письмо – кипу – верёвочные
сплетения различного цвета и узелки. При помощи кипу контролировались
все стороны
жизни империи Инков.
Слайд 60ОТМЕТЬТЕ ЧЕРТЫ,
ПРИСУЩИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЯМ
ДОКОЛУМБОВОЙ АМЕРИКИ
1.Умение людей выплавлять железо
2.Изготовление
орудий труда из камня и бронзы.
3.Отсутствие тягловых животных
4.Наличие
знати
5.Развитие астрономических и математических знаний
6.Вера во множество богов
7.Умение изготавливать повозки и колесницы
8.Широкое использование тягловых животных
9.Сооружение многочисленных храмов и дворцов
Слайд 61Долгое время считалось, что народы Африки
были неразвиты. Что они
не достигли успехов
в культурном и общественном развитии.
Но постепенно было
доказано обратное и такие идеи были опровергнуты.
Слайд 62Африканские народы различались по уровню развития в зависимости от региона
проживания.
В Центральной Африке основой хозяйства были охота и собирательство.
На
Юге Сахары – кочевое скотоводство.
Другим народам было известно земледелие. В таких землях раньше появились и развились африканские государства.
Слайд 63В VIII веке новой эры в междуречье Нѝгера и Сенега̀ла появилось
государство Га̀на. Через её земли проходили важные караванные пути к Средиземноморью
и к Гвинейскому заливу.
Через Саха̀ру, на Север, везли рабов, медь, золото, слоновую кость. На Юг – соль, предметы роскоши. Гана разбогатела за счёт таможенных сборов с торговцев.
Слайд 64В XI веке, в ходе войны, Гана на время попала
под управление султана Марокко. Со временем марокканцы были изгнаны, но
торговле был нанесён большой урон.
За время усобиц на территории Ганы образовалось государство Малѝ
Слайд 65К XIV веку оно достигло своего расцвета.
Правители Мали также разбогатели
за счёт караванной торговли. Кроме того, в Мали добывали золото
и соль.
Слайд 66В IV–V веках переживало расцвет единственное на то время христианское государство
Африки – Аксу̀м. Оно находилось на севере Эфиопии.
Правители Аксума контролировали торговые пути
в своём регионе. Выгодно торговали с Римской империей, а после – с Византией.
Но в VII веке арабы напали на Аксум и захватили часть земель государства. Потеря контроля над караванными путями и внутренние неурядицы привели к распаду страны.
Слайд 67В VIII–IX веках на восточном побережье Африки появились первые арабские
торговые колонии. XII–XIV века стали временем их наивысшего подъёма.
В этих городах
селились представители многих народов.
Купцы городов контролировали торговлю в Индийском океане.
Их упадок связан с приходом европейцев в XV веке.
Слайд 68Каждый народ Африки обладал своей самобытной культурой. Культурные традиции менялись
в зависимости от региона континента. На культуру Западной и Восточной
Африки
большое влияние оказал ислам. В регионах, где существовали традиционные верования, больше развивалась
местная народная культура. Культура Эфиопии
ощутила сильное влияние христианства.
Слайд 69ВЫВОДЫ
За период Средних Веков на Американском континенте образовались государства
Инков, Ацтеков и Майя.
В Африке – Гана, Мали, Аксум, города-государства
Восточного побережья.
В странах Африки и Америки развились феодальные отношения.
Были созданы уникальные культуры американских и африканских цивилизаций.
Слайд 70Домашнее задание:
ПОДГОТОВКА К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Слайд 71 Сегодня на уроке…
Чувствовал себя замечательно, потому что…
Узнал много нового,
потому что…
Чувствовал себя неуютно,
потому что…
Чуть не уснул,
потому что….
Слайд 72я не участвовал в работе
почти во время всего урока,
не старался, не размышлял,
не пытался формулировать и высказывать своё
мнение, с заданиями не справлялся.
Оцени свою работу на уроке:
я активно участвовал в работе на всех этапах урока, думал и размышлял, самостоятельно высказывал своё мнение, отлично справлялся со всеми заданиями.
8
7
6
5
4
3
2