Слайд 1Средства формирования
физической культуры личности
План:
Физические упражнения как основное средство
формирования физической культуры личности
Техника физических упражнений
Классификация физических упражнений
Физическая нагрузка и отдых при выполнении физических упражнений
Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы как средство физической культуры
Слайд 2Термин «средство»
Средство — это то, что используется человеком для достижения
определенных целей.
Слайд 3Термин «Средства физической культуры»
Средства физической культуры -
совокупность предметов, условий,
форм и видов деятельности, используемых людьми с целью физического совершенства.
Слайд 4Группы средств физической культуры:
физические упражнения;
естественные силы природы;
гигиенические факторы;
специально изготовленный инвентарь,
технические средства и тренажерные устройства;
идеомоторные, психогенные и аутогенные средства.
Слайд 5Специальные средства физической культуры:
Физические упражнения,
Естественные силы природы (природные факторы),
Гигиенические
факторы.
Слайд 6Специальные средства физической культуры:
Физические упражнения являются основным средством, так как
они позволяют решать в основном все задачи физического воспитания.
Естественные
силы природы и гигиенические факторы такими возможностями не обладают. Поэтому их относят к дополнительным средствам.
Слайд 7
Движение это изменение положения тела или его частей по
отношению к внешним предметам или друг к другу.
Термин «Движение»
Слайд 8Движения
Произвольные Непроизвольные
(подчинены воле) (врожденные)
Слайд 9Признаки произвольных движений:
всегда является функцией сознания.
приобретается человеком в результате жизнедеятельности.
обучение
движениям повышает степень подчиненности их воли ученика.
Слайд 10
Двигательное действие - это определенная система движений направленных на
решение конкретной двигательной задачи.
Термин «Двигательное действие»
Слайд 11
Физическое упражнение – это двигательное действие, направленное на реализацию
задач физического воспитания, сформированное и используемое по его закономерностям.
Термин «Физическое
упражнение»
Слайд 12
Содержание физических упражнений – это совокупность физиологических, психологических и
биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения.
Содержание
физических упражнений
Слайд 13
это - определенная упорядоченность и согласованность как процессов,
так и элементов содержания данного упражнения.
Выделяют внутреннюю и внешнюю ФФУ
Форма
физического упражнения
Слайд 14Внутренняя форма физического упражнения
обусловлена взаимодействием, согласованностью и связью различных процессов,
происходящих в организме во время данного упражнения.
Слайд 15 Внешняя форма физического упражнения
Это его видимая форма, которая характеризуется
соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) параметров движений.
Внешняя форма
физического упражнения обычно отождествляется с понятием техника физического упражнения.
Слайд 16Признаки физических упражнений и трудовых действий
Слайд 17Признаки физических упражнений и трудовых действий
Слайд 18Признаки физических упражнений и трудовых действий
Слайд 19Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
Индивидуальные особенности занимающихся
Квалификация педагога
Особенности самого упражнения
Внешние условия
Слайд 20
Техника физического упражнения – это способ решения двигательной задачи.
Стандартная
техника – это научно обоснованный, наиболее рациональный способ решения двигательной
задачи.
Техника физических упражнений
Слайд 21 Техника физических упражнений
Основа техники – это совокупность относительно неизменных
и достаточных для решения двигательной задачи движений.
Основное (ведущее) звено техники
– это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи.
Детали техники – это второстепенные особенности движения, не нарушающие его основного механизма (основы техники).
Слайд 22Педагогические критерии эффективности техники
результативность физического упражнения
параметры стандартной техники
разница
между реальным результатом и возможным
Слайд 23Биомеханические характеристики движений
Пространственные
Временные
Пространственно-временные
Динамические
Слайд 24
Пространственные характеристики
Слайд 26
Пространственно-временные характеристики
Слайд 27Динамические характеристики
Отражают взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движений.
Внутренние силы:
• активные силы опорно-двигательного аппарата – силы тяги мышц;
•
пассивные силы опорно-двигательного аппарата – эластичные силы мышц, вязкость мышц и пр.;
• реактивные силы – отраженные силы, возникающие при взаимодействии звеньев тела в процессе движения.
Слайд 28Динамические характеристики
Внешние силы складываются из:
• силы тяжести собственного тела;
• силы
реакции опоры;
• силы трения и сопротивления внешней среды (воды, воздуха,
снега), внешнего отягощения, инерционных сил перемещаемых человеком тел.
Слайд 29 Физическая нагрузка – это величина воздействия физических упражнений на человека,
которая сопровождается повышенным, относительно покоя, уровнем функционирования организма
Физическая нагрузка
и отдых при выполнении физических упражнений
Слайд 30Внутренняя и внешняя стороны
физической нагрузки
Слайд 31
Объем нагрузки – это длительность воздействия нагрузки на организм
человека.
Интенсивность – это сила воздействия нагрузки, характеризуемая напряженностью функций, разовой
величиной усилий и т.п.
Эффект нагрузки определяется ее объемом и интенсивностью
Слайд 32
Жесткий – интервал при котором очередная часть нагрузки приходится
на период недовостановленного состояния организма.
Относительно полный (ординарный) – интервал,
который гарантирует к моменту очередной части нагрузки практически полное восстановление работоспособности до исходного уровня.
Виды интервалов отдыха:
Слайд 33
Суперкомпенсаторный (экстремальный) – интервал, при котором очередная часть нагрузки
совпадает с фазой повышенной работоспособности (фазой суперкомпенсации).
Полный интервал –
при котором оперативная работоспособность волнообразно возвращается к исходной.
Виды интервалов отдыха:
Слайд 34
Активный отдых – выполнение в паузах между упражнениями тех
же или других упражнений со сниженной интенсивностью.
Пассивный отдых – относительный
покой, отсутствие активной двигательной деятельности.
Комбинированный отдых – объединение в одной паузе отдыха активной и пассивной его организации.
Отдых может быть активным, пассивным или комбинированным
Слайд 35Эффекты воздействия физических упражнений
Двигательная деятельность
Срочный эффект
Следовой эффект
Кумулятивный
эффект
Слайд 36
наблюдается непосредственно в процессе выполнения упражнения или занятия.
Проявляется в
изменении функциональной деятельности организма
Срочный двигательный эффект
Слайд 37
наблюдается после прекращения двигательной деятельности (в период отдыха)
Следовой (текущий)
двигательный эффект
Слайд 38
При этом в зависимости от интервалов времени, проходящего до
очередного занятия, выделяют следующие фазы изменения эффекта упражнений:
относительной нормализации,
суперкомпенсаторную,
редукционную.
Следовой (текущий) двигательный эффект
Слайд 39 Фаза относительной нормализации
В фазе относительной нормализации следовой эффект упражнения
характеризуется развертыванием восстановительных процессов, приводящих к восстановлению оперативной работоспособности до
исходного уровня
Слайд 40Фаза суперкомпенсации (сверхвосстановления)
В суперкомпенсаторной фазе следовой эффект упражнения выражается не
только в возмещении рабочих трат, но и в компенсации их
«с избытком», превышении уровня оперативной работоспособности над исходным уровнем
Слайд 41Редукционная фаза
В редукционной фазе следовой эффект упражнения теряется, если время
между занятиями слишком продолжительно
Слайд 42 Кумулятивный эффект
Кумулятивный эффект является общим результатом интеграции (соединения) следовых
эффектов регулярно воспроизводимого упражнения (или системы различных упражнений).
Слайд 43
Динамика оперативной работоспособности
во время нагрузки и в период
отдыха (схема)
1 – фаза врабатывания;
2 – фаза устойчивой работоспособности;
3 –
фаза снижения работоспособности (утомления);
4 – фаза относительной нормализации работоспособности (восстановления);
5 – фаза повышенной работоспособности (суперкомпенсации);
6 – редукционная фаза (снижение работоспособности до исходного уровня.
Слайд 44Динамика оперативной работоспособности в зависимости от продолжительности отдыха (схема)
Слайд 45Классификации физических упражнений
По признаку исторически сложившихся систем физического воспитания
Гимнастические
Игровые
Туристские
Спортивные
По преимущественной целевой направленности их использования
общеразвивающие,
профессионально-прикладные,
спортивные,
рекреационные
и др.
Слайд 46Классификации физических упражнений
По их преимущественному воздействию на развитие отдельных
качеств (способностей) человека
По преимущественному проявлению определенных двигательных умений и
навыков
По структуре движений
По особенностям режима работы мышц
Слайд 47Классификации физических упражнений
Построенная по преимущественному воздействию на развитие отдельных
мышечных групп
По различию участвующих в работе механизмов энергообеспечения мышечной
деятельности
По интенсивности работы
Слайд 48
К природным факторам относят:
солнечное излучение,
воздействие температуры воздуха и
воды,
движение и ионизация воздуха,
изменение атмосферного давления др.
Природные факторы
(Оздоровительные
силы природы)
Слайд 49
Природные факторы вызывают существенные биохимические изменения в организме, приводящие
к физиологическим и психическим реакциям: к изменению состояния здоровья, работоспособности
человека и эффективности физических упражнений.
Слайд 50
Использование природных факторов в процессе физического воспитания
Слайд 51
создают при грамотном учете их действия наиболее благоприятные условия
для физических упражнений. Они дополняют и усиливают эффективность воздействия движений
на организм человека.
Природные факторы как сопутствующие факторы
Слайд 52
При оптимальном воздействии водные и воздушные процедуры, включенные в
режим трудовой и учебной деятельности, становятся формой активного отдыха и
повышают эффект восстановления.
Природные факторы как самостоятельные средства оздоровления и закаливания
Слайд 53
использовать приобретенный в процессе ФВ эффект закаливания в трудовой
и учебной деятельности;
создать возможности для применения более высоких нагрузок,
а следовательно, повышения работоспособности;
на более высоком уровне проявить волевые качества.
Применение природных факторов в сочетании с физическими упражнениями позволяет:
Слайд 54
1. Средства, которые обеспечивают жизнедеятельность человека вне процесса ФВ:
нормы личной и общественной гигиены труда, учебы, быта, отдыха, питания,
т. е. все то, что обеспечивает предпосылки для полноценных занятий физическими упражнениями.
Гигиенические факторы
Слайд 55
2. Средства, непосредственно включаемые в процесс ФВ: оптимизация режима
нагрузок и отдыха, специальное питание на дистанции, создание внешних условий
(чистота воздуха, достаточная освещенность, исправность инвентаря, удобство одежды и т. п.) и активизация восстановления организма (массаж, баня, ультрафиолетовое облучение и т. п.).
Гигиенические факторы